Сбалансировать работу и личную жизнь – миссия выполнима
Концепция соблюдения баланса между работой и личной жизнью приобретает все большую популярность и значение в корпоративном мире и общественных дискуссиях. Для работодателя – задача сбалансировать работу и жить сотрудников лежит в основе программ благополучия персонала, а для личностей – умение поддерживать это равновесие становится определяющим для сохранения продуктивности и способности наслаждаться жизнью. В этой статье Академия социальных технологий даст практические советы по достижению баланса между работой и личной жизнью.
Что означает сбалансировать работу и жизнь
Когда кажется, что жизнь протекает за решением рабочих вопросов, будни проходят в давящих стенах офиса, а в выходные трудно остановиться и перестать думать о задачах, которые предстоит решить, настает пора задуматься о техниках, которые помогут сбалансировать работу и жизнь – провести уверенную границу между деловой и личной сферами.
Согласно одному из определений, баланс между работой и личной жизнью – это индивидуальное восприятие того, что рабочая и нерабочая деятельность совместимы и способствуют росту в соответствии с текущими жизненными приоритетами человека. Улучшение же баланса между работой и личной жизнью приводит не только к появлению состояния удовлетворенности работой, ее качественному выполнению, но и удовлетворенности тем, как проходит личная жизнь, а также выстраиваются отношения с семьей и близкими. Этот баланс также снижает связанные со стрессом последствия: стресс, эмоциональное истощение, тревогу и депрессию.
Сложность заключается в том, что в современном мире граница между работой и домом стала слишком размытой. Поспособствовало этому и повсеместное распространение удаленного и гибкого графиков работы, и тенденции «достигаторства», подталкивающие людей делать больше, прыгать выше и стараться все сильнее, чтобы прийти к успеху.
Однако неспособность балансировать работу и жизнь приводит к тому, что все чаще мы чувствуем себя разбитыми и переутомленными. И в итоге это негативно сказывается как на производительности, так и на способности наслаждаться жизнью.
Чтобы сбалансировать работу и личную жизнь, потребуется освоить следующие навыки:
- Способность устанавливать границы – определение конкретных периодов времени, предназначенных для работы и досуга, а также отделение задач, связанных с работой от личной деятельности.
- Способность управлять временем – эффективное расходование временного ресурса и умение расставлять приоритеты для того, чтобы успевать выполнять профессиональные обязанности, но и общаться с семьей и близкими, заниматься хобби и спортом.
- Умение управлять стрессом – грамотное использование стратегий по снижению уровня стресса и преодоления его последствий, в том числе применение техник осознанности, включение в жизнь спорта и физической активности, а также способность отключаться на расслабляющие паузы.
- Гибкость – способность адаптировать и корректировать график с учетом непредвиденных обстоятельств, не ставя при этом под угрозу выполнение рабочих и личных обязательств.
Почему важно уметь балансировать работу и личную жизнь
Чтобы сохранять здоровье и энергию в течение длительного времени, человеку требуется разнообразие – возможность заниматься разными видами деятельности, которые помогают восполнять силы.
К сожалению, сегодня многие люди думают, что только упорным трудом, с переработками и доведением себя до изнеможения, удастся прийти к успеху. Однако подобный подход часто приводит не к желаемым высотам, а к горькому разочарованию – профессиональному выгоранию и переутомлению.
Когда попытка сбалансировать работу и личную жизнь провалилась
Пример нездорового баланса между работой и личной жизнью – работа, одержавшая верх над личной жизнью. Человек при этом испытывает постоянное переутомление, трудясь сверхурочно, включая выходные и праздничные дни, не давая себе времени для отдыха или наполняющего досуга. Часто личные отношения, хобби и здоровье уходят на второй план, попадая в зону пренебрежения. Страдают от такого отношения физическое и психическое здоровье, ведь человек все меньше и меньше заботится о себе, перестает заниматься спортом и поддерживать требующийся уровень физической активности, отказывается от здорового питания. И это прямой путь к истощению и хроническому стрессу, долгоиграющие последствия которых очень и очень опасны.
Расскажем о сигналах, которые указывают на то, что пора начать балансировать работу и личную жизнь:
- Неспособность перестать думать о работе в выходные дни и праздники.
- Появление проблем в личных отношениях, возникновение чувства изоляция и отделения от близких и друзей, нежелание проводить совместное время и общаться.
- Дефицит энергии и отсутствие тонуса.
- Потеря интереса к деятельности, не связанной с работой.
- Переполненные списки личных дел, которые требуют выполнения: уборка по дому, ремонт сломавшегося оборудования, визиты к стоматологу – все это и многое другое откладывается на потом.
- Появление психологического напряжения при симптомах заболеваний, ухудшении самочувствия и необходимости взять больничный или отгул.
Тайм-менеджмент: как управлять своим временем лучше
Правда заключается в том, что нет одного рецепта, который подошел бы каждому, поэтому учитесь ориентироваться на личный компас, отслеживая состояние и уровень тонуса, которые говорят о нарушении равновесия. Изучите следующие практические советы по достижению баланса, опробуйте их на себе, проверив, какие из них работают лучше, а какие – не приносят результата. После этого удастся выработать собственную стратегию, помогающую балансировать работу и жизнь, а также обнаружить еще больше техник достижения и поддержания этого драгоценного равновесия.
Ниже пойдет речь о техниках тайм-менеджмента, которые помогут взять контроль над временем и обрести силу над этим ресурсом.
- Составляйте план на день – ежедневно – вечером накануне или в самом начале рабочего дня составляйте список дел, которые требуется выполнить. Постарайтесь определить количество времени, которое потребуется для выполнения той или иной задачи. Используйте подходящий для этого инструмент: электронный планировщик или старый добрый блокнот. И здесь поделимся важным лайфхаком – не делайте чрезмерно растянутых списков дел, ведь план должен быть исполнимым. Однако часто происходит так, что, садясь за планирование, мы кропотливо выписываем дела, которые необходимо сделать, не учитывая, что сделать их возможно не за день, а за два или даже большее количество времени. Возьмите за правило реалистично оценивать время, которое уйдет на выполнение задачи, а также подводить черту, перенося сроки по задачам, которые явно не успеть сделать сегодня.
- Сведите к минимуму отвлекающие факторы – определите, какие внешние обстоятельства не дают сконцентрироваться и поддерживать внимание на рабочих задачах: уведомления мобильного телефона, разговоры с коллегами, постоянные звонки. Далее предусмотрите действия, которые помогут исключить эти факторы. Например, от болтовни соседей по кабинету спасает прослушивание успокаивающей музыки в наушниках, а социальные сети перестанут разрушать концентрацию, если отключить в приложениях уведомления.
- Делегируйте задачи и полномочия – если вы занимаете руководящую должность или это предполагается правилами командами, старайтесь передавать задачи, выполнение которых ожидаемо потребует много времени, более опытным или умелым коллегам, которые справятся с решением вопроса быстрее.
- Делайте перерывы – даже если список дел внушает только страх и опасения, старайтесь делать перерывы, в которые сможете отдохнуть и переключиться. Не забывайте вставать, чтобы сделать короткую разминку или дыхательную практику, выпить воды или пообедать. В противном случае продолжительная напряженная работа заставить чувствовать себя измотанным и истощенным, а в конце рабочего дня сил хватит только на то, чтобы добраться до дома.
Наконец, цените свое время! Относитесь ответственно к тем делам и мыслям, которые заполняют ваши дни и вечера, анализируйте на что уходит этот ценный ресурс. Решительно отказывайтесь от того, что не приносит ни пользы, ни удовлетворения, не приводя к достижению желаемого результата. Демонстрируйте людям свое трепетное отношение к личному времени и относитесь также к времени других. Тогда сбалансировать работу и личную жизнь будет гораздо проще.
Семья и отдых: почему они важны для рабочей производительности
Социальный капитал человека – широкий круг социальных связей, теплые и близкие отношения с родственниками и друзьями позитивно сказываются на степени удовлетворенности человека жизнью. Согласитесь, разница очевидна – возвращение на работу после наполненных радостными встречами и совместным времяпрепровождением с близкими выходных или непрекращающийся день сурка, когда один рабочий день плавно перетекает в другой, прерываясь только на сон и удовлетворение естественных физиологических потребностей.
Счастливый человек с большим количеством интересов, пролегающих вне офиса, с большей вероятностью будет вкладываться в дело, выступать с инициативами и предлагать варианты оптимизации бизнес-процессов.
Задумайтесь, ведь работа и профессиональные достижения – не единственное, что есть у человека, что движет им.
Мы предлагаем рассматривать жизнь как гармоничный баланс, где одно не существует без другого. Профессиональная самореализация дарит чувство удовлетворения, дает возможность обеспечивать себя и свою семью, повышать качество и уровень жизни. Вместе с тем, личная жизнь – это поле, дарящее человеку ни с чем несравнимое удовольствие и наслаждение, заряжающее на любые профессиональные свершения.