Организация совещания – советы, которые помогут сделать обсуждение результативным
Слово «совещание» в русском языке имеет негативную коннотацию и воспринимается как встреча, на которой будут обсуждаться вопросы, для решения которых хватило было бы написать пару писем. Дело в том, что никому не нравится тратить время впустую, да и случается, что на совещаниях идеи сотрудников и результаты работы подвергаются жесткой критике. Конечно, ничего кроме стресса и раздражения такое групповое обсуждение не вызывает. Академия социальных технологий рассказывает, что стоит учесть при организации совещания и как сделать такие встречи результативными.
Зачем нужны совещания
Не все так страшно! Совещание – это рабочая встреча, в которой участвуют более 2-3 человек для группового обсуждения путей решения стоящей задачи, контроля исполнения поручений, обмена информацией, подготовки к запуску проектов и совместной работы над другими насущными для компании вопросами. Сегодня совещания проводятся и в онлайн-формате, что экономит время участников и уменьшает количество организационных усилий. Правильно организованное совещание не только определяет дальнейший порядок действий для каждого из участников, но и заряжает энергией и оптимизмом. Поэтому так важно осознанно подходить к планированию и структурированию встречи. Конечно, это верно только, если для совещания установлена четкая цель и желаемый результат. Например:
- новое решение;
- совместный поиск идей;
- отчет о проведенной работе;
- информирование об изменениях;
- определение плана действий.
Помогает придерживаться обозначенной цели повестка совещания, о специфике подготовки которой речь пойдет ниже.
Зачем организуются совещания
Одна из главных задач совещания – вынести на обсуждение как можно больше мнений, а это значит, что потребуется вовлечь коллектив в групповое обсуждение, создать атмосферу, в которой каждый свободно выскажется и будет услышанным. Конечно, в авторитарных компаниях, где сотрудникам десятилетиями запрещалось предлагать собственные идеи, такие форматы совещания не сработают. Однако, подобные модели командной организации помогут сформировать у сотрудников чувство сопричастности к обозначенной проблематике и искреннее желание достигнуть весомого результата.
Поставить коллектив на рельсы командной работы и распределенного лидерства помогают инструменты фасилитации. Если вам часто приходится организовывать и вести совещания, но вы замечаете, что они проходят не так результативно, как того требует ситуация, рекомендуем обратить внимание на компетенции фасилитатора. Эти знания поднимут совещания на новый уровень, а коллеги не только перестанут содрогаться, ожидая очередной встречи, которая рискует затянуться и уйти в обсуждение не связанных с предметом встречи тем, но и проникнутся мотивацией к общему делу.
В контексте этой темы также важно понимать, что как только руководитель описывает ситуацию, формулирует вывод и пути решения задачи, групповое обсуждение прекращается. Никто не захочет высказывать противоположное мнение или прилагать усилия к тому, чтобы предложить более удачное решение вопроса. Сотрудники должны видеть, что их мнение имеет значение, поэтому оставьте право первых высказываний за коллективом.
Ключи к эффективной организации совещания
Чтобы провести совещание, которое приведет к действенным результатам, спланируйте встречу заранее, объясните цель и повестку приглашенным участникам. Формирование повестки совещания, которая будет соответствовать компетенциям участников, гарантирует эффективное обсуждение.
Организатор совещания ответственен за планирование повестки, которую следует делать четкой и емкой. Кроме того, документ должен отражать цели, которых планируется достигнуть. Желательно направить повестку заранее, чтобы участники смогли предварительно продумать возможные действия для решения задачи и пришли на встречу подготовленными, собрав необходимые материалы или статистические сведения. Такой подход позволит сэкономить время и повысить эффективность группового обсуждения.
Чтобы спланировать понятную повестку, руководствуйтесь следующей последовательностью шагов:
- Определите результаты. Если итоговые результаты встречи не удается сформулировать, возможно и нет необходимости проводить совещание.
- Определите продолжительность совещания. Время, которое участники проведут в зале собраний, будет зависеть от цели, частоты встреч и количества участников.
- Составьте список тем для обсуждения. Определите вопросы, которые стоит затронуть для достижения результатов. Продумайте последовательность обсуждения тем.
- Обозначьте требующееся количество времени для обсуждения каждой темы. Будьте реалистичны, закладывая жизнеспособные интервалы времени. Если же группа не нашла решения вопроса за обозначенное время, предложите обдумать проблематику самостоятельно и поделиться наработками на следующей встрече.
- Планируйте стратегии рассмотрения каждой темы. Наиболее эффективно организовать процесс группового обсуждения помогут технологии фасилитации, которые гарантируют включение 100% в дискуссию, даже если она проводится по видеоконференцсвязи.
- Расставьте приоритеты – оцените оформившуюся повестку и проанализируйте все ли, что задумано, удастся сделать за отведенное время. Если функциональность повестки вызывает сомнения, стоит отложить решение менее важных вопросов на другое время.
Помните, что повестка – это ориентир для беседы, который позволит вернуть ее в нужное русло, если вдруг участники начнут обмениваться мнениями, которые не касаются решения озвученной задачи.
Случается и так, что участники встречи, с учетом компетенции и профессионального видения ситуации, добавляют в повестку важные пункты, которые требуют рассмотрения, или исключат утратившие актуальность положения.
Кроме того, повестка фиксирует дату и время, а также место проведения совещания. С учетом количества участников, предусмотрите необходимое количество стульев или кресел, продолжительность встречи определит необходимость предоставления участникам воды, перекуса или организации кофе-брейка.
Что еще имеет значение при организации совещания
Начинайте и завершайте встречу в обозначенное время. Конечно, многое зависит от негласных правил, которые действуют в компании: где-то планируют время гибко, а в других коллективах живут по принципам пунктуальности. Вне зависимости от того, как устроена жизнь в компании, придерживайтесь обозначенного в повестке времени начала совещания – это и знак уважения к собравшимся, и подчеркнет целесообразность обсуждения. Тем более это важно, если совещание проводите вы, а, значит, и ответственность за его результативность лежит на вас.
Обозначьте задачи, которые возлагаете на участников совещания. Из этого сложится формат совещания, а также какой из них будет выбран для решения задачи. Среди таких форматов: мозговой штурм, обсуждение плана действий, выработка решений, фиксация поручений или контроль исполнения раннее назначенных задач. Кроме того, стоит определиться и с порядком принятия решений: исключительно руководитель (при этом обсуждение решения другими участниками не допускается), участники предлагают решения, а руководитель выбирает из них наиболее предпочтительное или групповое решение с задействованием элементов командного лидерства.
Приглашайте только тех, кому действительно важно присоединиться к обсуждению. Это же относится и к количеству участников. Если позиция отдела кадров требуется для формирования полной картины обсуждения, ограничьтесь приглашением одного представителя подразделения. С задачей информирования других сотрудников, которым может понадобиться информация, обсуждавшаяся на встрече, поможет справиться письменный протокол. Кроме того, предусмотрите напоминания о предстоящем совещании накануне, чтобы участники сверились и, при необходимости, откорректировали собственные планы.
Назначьте ответственного за ведение протокола совещания или оставьте эту задачу за собой. По итогам совещания фиксируйте договоренности – кто, что и в какие сроки выполняет. Важно подвести итог совещания и детально изложить решения, отдельно проговорив те моменты, которые вызывают сомнения или непонимание.
Проблематика совещания – собирайте команду только, когда назрела необходимость группового обсуждения. Не растягивайте список встреч, отнимая время у непосредственного решения производственных вопросов. Оцените список встреч, которые проводите за месяц или в которых учавствуете. Все ли они значимы, от какой их них стоит отказаться. Может быть потребуется изменить ритм совещаний, пересмотрев устоявшийся график.
Используйте технологии, как цифровые, так и социальные. Некоторые вопросы требуют демонстрации и наглядного отображения информации и дополнительных материалов, тогда понадобится проектор. Если планируете провести мозговой штурм, предусмотрите наличие чатборда, фломастеров и стикеров для структурирования идей. Уделите время тестированию устройств и необходимого оборудования.
Как организовать обсуждение на совещании
Позвольте высказаться каждому и, если видите, что кто-то доминирует в обсуждении, задайте уточняющие вопросы тем, кто еще не успел поделиться мнением. По итогам обсуждения каждого из пунктов повестки, резюмируйте сказанное и согласовывайте достоверность позиций с участниками. Не забывайте отмечать то, что требует дополнительного обсуждения. Будет верным также на совещании предложить участникам, в чьих компетенциях лежат обозначенные вопросы, встретиться для обсуждения в малой группе, чтобы не отвлекать времени и внимания других собравшихся.
Строго придерживайтесь обозначенной темы, направляйте участников и корректируйте ход беседы, чтобы достигнуть желаемого результата. По итогам совещания стоит перечислить поставленные задачи и обсудить сроки, эту же информацию обозначьте в протоколе, который будет направлен участникам по завершению обсуждения. Желательно оформить этот документ в виде отчета о проделанной работе, который будет содержать мнения, озвученные на совещании и другие существенные обстоятельства
Это поможет исполнителям беспроблемно приступить к выполнению задач.
Работа над ошибками
По окончании совещания уделите некоторое время личному подведению итогов – определите, что с организационной точки прошло хорошо, а что – нет, какие моменты стоит предусмотреть в будущем. Оцените эффективность совещания с точки зрения результативности – достигнуты ли желаемые цели. Такая самостоятельная работа поможет совершенствоваться в процессе организации и проведения совещаний.
Не будет лишним запросить обратную связь у участников совещания – спросите у коллег, насколько качественным было обсуждение. Это можно сделать как очно, так и направив запрос по электронной почте. В последнем случае работники вероятнее дадут объективную оценку. Полученная информация пригодится при планировании последующих групповых собраний.
Наконец, не игнорируйте тщательную подготовку к совещанию – чем больше времени на это будет потрачено, тем продуктивнее пройдет встреча.