Блог
04.06.2025

Оценка потребностей в обучении: как выявить пробелы в навыках команды

Чтобы компания развивалась и оставалась конкурентоспособной, важно не только нанимать сильных специалистов, но и вовремя выявлять их зоны роста. Однако разглядеть потребности в обучении не всегда просто: сотрудники переоценивают или, наоборот, недооценивают собственные знания, а руководители – иногда опираются на интуицию. В новой статье Академии социальных технологий расскажем о том, как определить, каких навыков не хватает команде.

Зачем анализировать потребности: риски обучения «вслепую» без четких целей

У организации возникает потребность в обучении персонала, когда наблюдается разрыв между текущими знаниями, умениями и навыками сотрудников и теми, которые необходимы для выполнения задач и достижения стратегических целей. Иными словами: при наличии потребности персоналу попросту не хватает компетенций для успешной работы и развития бизнеса.

На наличие потребностей указывают: низкая производительность; провалы в запуске новых проектов и услуг; частые нарушения сроков сдачи результата; обратная связь от сотрудников и жалобы клиентов. Кроме того, проанализировать риски стоит, если рынок претерпел изменения или появились новые технологии, которые уже используют компании-конкуренты.

Для стабильной работы бизнеса крайне важно регулярно анализировать уровень профессиональной подготовки персонала, чтобы вовремя выявлять эти потребности и устранять пробелы.

Но и не только! Образовательные программы без четкого целеполагания играют с работодателями злую шутку. Если начать обучение без четкого понимания, зачем и для кого оно проводится, остается риск потратить время, деньги и усилия впустую. Люди проходят курсы, которые не решают реальных задач, что демотивирует и вызывает разочарование.

Расскажем и о ряде других аспектов, указывающих на необходимость проведения компанией анализа образовательных потребностей сотрудников:

  1. Без анализа потребностей обучение не приведет к нужным результатам: люди узнают много нового, но не того, что требуется для работы.
  2. Если сотрудники видят, что обучение не связано с рабочими задачами, они относятся к нему как к формальности. Это снижает вовлеченность и эффективность будущих образовательных инициатив.
  3. Ресурсы расходуются на неактуальные темы, привлечение неподходящих экспертов, покупку некачественных курсов – в результате компания теряет не только деньги, но и время сотрудников.
  4. Точный анализ потребностей помогает сконцентрироваться на важнейших навыках и быстро получить ощутимый эффект.

Анализ потребностей в обучении – это важный шаг для любой компании, стремящейся к успеху и актуальности. Используя опросы, беседы и изучение показателей эффективности, мы можем лучше понять, какие навыки необходимы сотрудникам. Также полезно, когда сотрудники составляют индивидуальные планы своего развития.
Кроме того, регулярная оценка результатов обучения помогает определить, насколько выбранные программы соответствуют потребностям компании. Образовательные инициативы могут не только повысить мотивацию сотрудников, но и улучшить их результаты.
В конечном итоге, если мы будем уделять внимание обучению и развитию, это создаст атмосферу постоянного роста, что очень важно для конкурентоспособности и долгосрочного успеха компании.

Методы выявления пробелов: опросы, интервью, аттестации, анализ KPI

Расскажем о методах, помогающих выявлять и анализировать пробелы в знаниях сотрудников.

  • Анонимные и персональные опросы – вопросы могут касаться трудностей в работе, уверенности в знаниях, потребности в дополнительной подготовке. Даже вопрос «Каких компетенций, на ваш взгляд, вам не хватает для эффективной работы?» даст представление о настроениях в коллективе и позволит выявить острые проблемы.
  • Интервью с сотрудниками и их руководителями – используйте открытые вопросы: «Что вызывает трудности?», «В каких областях вы хотели бы повысить квалификацию?», спрашивайте о примерах конкретных ситуаций, где не хватило знаний или навыков. Интервью даст более глубокое понимание ситуации.
  • Аттестации – регулярные оценки знаний и практических навыков путем проведения тестов, практических заданий, демонстрации выполнения задач. Сравнение результатов аттестаций с установленными стандартами компании даст объективные данные об уровне компетенций.
  • Анализ KPI – падение производительности, невыполнение плана, снижение качества – явные сигналы о проблемах. Сравнивайте показатели за разные периоды, чтобы выявить тенденции, и вовлекайте линейных руководителей, глубже знающих потребности команд. После выявления пробелов разрабатывайте персональные и общие программы обучения. Кроме того, будет полезным оценивать, как эти инициативы влияют на KPI и другие бизнес-показатели.

Комплексный подход с задействованием всех перечисленных инструментов даст возможность своевременно реагировать на изменения, поддерживать квалификацию персонала и развивать компанию.

Роль менеджеров и HR: совместная диагностика компетенций сотрудников

Совместная работа линейного руководителя и HR позволяет получить объективную картину. Однако выстроить слаженное взаимодействие в вопросах диагностики компетенций не всегда просто.

Предлагаем воспользоваться нашей инструкцией, чтобы достигнуть полного взаимопонимания:

  1. Совместно определите, какие компетенции важны для компании или конкретной должности.
  2. Зафиксируйте критерии оценки: какими должны быть знания, навыки, поведенческие проявления.
  3. Определите, за что отвечает каждая сторона. Например, HR – за методологию, инструменты, сбор и анализ данных, а руководители – выступают экспертами и оценивают подчиненных.
  4. Задокументируйте зоны ответственности, чтобы избежать недопонимания.
  5. На этапе оценки: HR разрабатывает и реализует инструменты диагностики, руководители – участвуют в оценке. Причем важно обмениваться обратной связью и обсуждать спорные случаи совместно.

Конечно, этим взаимодействие не ограничивается. Руководителю и представителю HR-службы предстоит продолжать вести базу компетенций сотрудников и отслеживать динамику развития.

Планы развития: связываем бизнес-цели и индивидуальные траектории обучения

Для достижения устойчивых результатов важно не только ставить амбициозные бизнес-цели, но и помогать сотрудникам развиваться таким образом, чтобы их рост способствовал продвижению компании. Это возможно, если индивидуальные планы развития будут тесно связаны с целями бизнеса.

Для этого, конечно, надо четко сформулировать цели компании на ближайший и среднесрочный периоды: рост выручки, запуск новых продуктов, увеличение клиентской базы, выход на новые рынки.

Обсудите эти цели с руководителями подразделений, чтобы все понимали, к чему стремится компания. Определите, какой вклад каждая функция и команда внесет в достижение бизнес-целей.

Далее предстоит преобразовать общие задачи в конкретные цели для подразделений и работающих в них сотрудников. На этом этапе пригодится карта компетенций сотрудников, которая отразит разрывы между нужными и фактическими компетенциями. На основе этой проработки составьте планы развития для каждого из сотрудников, включая в него те навыки и знания, которые помогут реализовать бизнес-цели.

Важно также вовлекать самих сотрудников в процесс: пусть и они предлагают идеи для развития, тогда обучение станет стратегическим инструментом компании. К тому же, коллектив станет понимать, зачем учится и как вклад каждого влияет на успех дела.

Приоритеты обучения: какие навыки «горят» в первую очередь 

Выбор приоритетных навыков для обучения – это ключ к получению быстрой реакции на изменения, росту бизнеса и удержанию конкурентных позиций.

Такие навыки, как правило:

  1. Отвечают текущим потребностям рынка.
  2. Соответствуют новым технологиям, способам работы и компетенциям, которые уже востребованы на рынке.

У каждой компании будет собственный список навыков и знаний, которые быстро устаревают и требуют обновления.

Однако на сегодняшний день, это чаще всего вопросы, связанные с цифровой грамотностью и умением работать с ИТ-сервисами, принципы работы с данными и искусственным интеллектом.

Не менее важны и soft skills – навыки общения, командной работы, стрессоустойчивости и адаптивности. Диктует их востребованность не в последнюю очередь стремительно меняющаяся внешняя среда.

Документирование результатов: создаем карту навыков и матрицу компетенций

Карта навыков – это инструмент для визуализации и структурирования ключевых навыков, нужных для конкретной роли, отдела или компании. Она показывает, какой навык нужен, почему он важен и как его развивать.

В карту включается список актуальных навыков, который затем разбивается по категориям. Перечень содержит описание и сферы применения навыков, а также закрепляется за конкретными должностями.

В матрице компетенций отмечается уровень владения каждым навыком у сотрудников (или команд), что помогает оценивать сильные и слабые стороны коллектива, а также планировать образовательные мероприятия.

Систематическое ведение и пополнение этих документов – мощный инструмент для HR и руководителей, помогающий развивать потенциал команды на практике.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все