Генеративное Моделирование

Моделирование (в НЛП) представляет собой технологию, позволяющую понять, как устроен тот или иной навык у конкретного человека (даже если сам носитель этого не осознаёт), освоить его самому и обучить других. Это сама суть нейролингвистического программирования, то, что коренным образом отличает данную психотехнологию от остальных. Разберёмся же, как моделирование сочетается с Генеративным трансом.

Изначально моделирование развивалось в области психотерапии. Были успешно смоделированы стратегии некоторых великих, живых на тот момент психотерапевтов (Вирджиния Сатир, Фриц Перлз, Милтон Эриксон). Именно эти наработки легли в основу большинства методов и техник психологического консультирования и психотерапии с помощью НЛП. В дальнейшем Роберт Дилтс внёс весомый вклад как в методологию и технологию моделирования, что отражено в книге «Моделирование с помощью НЛП», так и в его практику, ретроспективно смоделировав мыслительные стратегии ряда гениев (Никола Тесла, Зигмунд Фрейд, Леонардо Да Винчи), что отражено в труде «Стратегии гениев».

Кроме собственно моделирования, принято выделять ещё пару родственных процедур. Самомоделирование – осознавание устройства собственного навыка с тем, чтобы чаще и успешней им пользоваться, расширить сферу применения или научить кого-то ещё. Проектирование – создание (для себя или заказчика) конкретной стратегии «с нуля», т.е. на основании собственного богатого опыта и глубинного понимания того, как именно успешные стратегии устроены в принципе.

А по способу моделирование разделяется на:

Имплицитное – интуитивное, в котором моделируемая стратегия сначала переживается внутри себя из второй позиции восприятия (Я = Другой) или даже из первой позиции при самомоделировании. Затем, с помощью интуиции, стратегия осознаётся, понимается и осваивается в мере, достаточной, чтобы в дальнейшем использовать её по желанию с результатом, сопоставимым по качеству с первоисточником.

Эксплицитное – логическое, когда, после шага интуитивного понимания (аналогичного такому шагу при имплицитном моделировании), следует определение структуры стратегии из третьей позиции наблюдателя, путём задавания особых вопросов носителю стратегии или самому себе (при самомоделировании). В дальнейшем выявленная структура (алгоритм) позволяет обучать стратегии других, без необходимости помещения обучающихся во вторую позицию восприятия. Если эти ученики используют стратегию с результатом, сопоставимым по качеству с первоисточником, то эксплицитное моделирование можно считать успешным.

Считаю, что вышеозначенное разделение – искусственное, и приносит пользу лишь на этапе обучения моделированию. На практике используется именно интуитивное моделирование как переживание стратегии (собственной или чужой), сопровождающееся параллельным интуитивным осознаванием её структуры и сути. Этим моментом союза логики и интуиции моделирование кардинально и выгодно отличается как от слепого подражания (например, ребёнка взрослому или ученика учителю в некоторых восточных практиках), так и от классического логического обучения по книгам, формулам, схемам.

На мой взгляд, в последние десятилетия НЛП в целом переживает некоторый застой, т.е. не спешит занять почётные места ведущего метода обучения или, хотя бы, ведущей психотехнологии. А об имидже нейролингвистического программирования в СМИ и в народном сознании даже и говорить не хочется…

Я убеждён, что это фундаментальный кризис, связанный с основою НЛП, коей является моделирование. Кризис высочайшего из возможных логических уровней – уровня миссии, смысла. Кризис смысла моделирования как такового.

Преодолеть его можно единственным способом: конгруэнтно, глубинно ответить на вопрос «Зачем моделировать?» и в принципе, и конкретную стратегию в частности. Я долго и основательно размышлял над всем этим и пришёл к выводу, что…

Качество и жизни вообще, и любой деятельности всецело (за исключением некоторых физиологических ограничений и предрасположенностей) зависит от качества восприятия и понимания смысла жизни или же деятельности.

Вспоминая известную притчу, спрошу риторически: если один «камни таскает», а другой «возводит Храм Божий», у кого лучше выйдет?

Следовательно, моделирование настолько успешно, насколько успешно оно моделирует глубинные смыслы, стоящие за той или иной стратегией. Лишь при таком подходе возможно, и даже весьма вероятно, что ученик (моделирующий) не просто достигнет уровня моделируемого, но и его превзойдёт, если глубже прочувствует и полнее, чем учитель, поймёт эти смыслы! И здесь мы или обнаруживаем у себя неодолимое, естественное стремление реализовать эволюционно-смысловой потенциал (как личный, так и всего человечества), или его игнорируем, вытесняем, подобно не приметившему слона герою известной басни.

Во втором случае продолжается бесконечное и стратегически бесперспективное прозябание на ниве классического моделирования. А в первом пред нами распахиваются врата широчайших возможностей – генеративный подход к моделированию, суть которого в эволюции (генеративном расширении!) мышления ради эволюции смысла. И тогда в наш арсенал попадают мощнейшие эпистемологические, методологические (Генеративная психология и Генеративное мышление П.Ф. Силенка) и технологические (Генеративное состояние) инструменты.

Используя их, мы восходим из обычного в Генеративное моделирование – моделирование восприятия и понимания предельного смысла, т.е. острия эволюционного вектора смысла той или иной деятельности.

Мой авторский стиль Генеративного моделирования на данный момент представляет собой имплицитное моделирование с двумя ключевыми особенностями:

Во-первых, во время переживания навыка во второй позиции восприятия, я восхожу к максимально для меня достижимым смыслам этой стратегии и их-то и моделирую (осваиваю).

Во-вторых, я моделирую в Генеративном состоянии, что обеспечивает недостижимые прежде: чистоту второй позиции восприятия, глубину воспринимаемых смыслов и качество интуитивного понимания. Таким образом, Генеративное состояние выступает сильнейшим катализатором качества моделирования.

Еще в Ленте Смотреть все