Обучение руководителей – зачем инвестировать в развитие управленцев
Программы развития руководителей предоставляют управленцам доступ к знаниям и навыкам, необходимым для эффективного руководства организациями и управления командами. И даже мастодонтам бизнеса требуется совершенствоваться – сильные hard и soft skills способны открыть перед компанией новые перспективы. О целях обучения руководителей читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Зачем бизнесу обучать руководителей
Казалось бы, компания нанимает сильного менеджера или уже располагает профессионалами, занимающими руководящие должности, в опыте и знаниях которых сомневаться не приходится. Но только это не повод снижать приоритетность обучения руководителей и развития лидерских компетенций топ-менеджмента. Руководителю, также как и линейному сотруднику, требуется рост. Уровень владениями техническими компетенциями, требования к которым не остаются статичными, а также soft skills, открывающими способность к креативному мышлению и гибкости, определяют успех компании. С каждым годом бизнес-задачи становятся сложнее, и отвечать на вызовы внешней среды стоит безошибочно и оперативно, что и определяет необходимость планомерного обучения руководителей.
Кроме того, опытные управленцы – драгоценный товар на рынке труда, который вызывает интерес и других компаний, в том числе занимающих конкурентные позиции. В этой связи развитие руководителей, создание условий для профессионального и личностного роста, работает как инструмент удержания талантов. Да, и компания, инвестирующая в обучение руководителей, получает конкурентное преимущество – лидеры команд учатся преодолевать трудности и пользоваться шансами, которые открывают даже кризисные времена, а также получают необходимые навыки межличностного общения, необходимые для взаимодействия с вышестоящим руководством и подчиненными, клиентами и партнерами.
Наконец, для образовательных программ для руководителей характерна благоприятная атмосфера для нетворкинга, ведь слушателей беспокоят схожие проблемы и вызовы. Общение с коллегами, занимающими аналогичные позиции в других компаниях, способно обогатить видение руководителя, что также сыграет на пользу компании.
Добавим также, что в организациях, где руководители вовлечены в образовательный процесс и регулярно повышают собственную квалификацию, и линейные сотрудники мотивированы на развитие. Недостаточно только выделить бюджет на образование персонала – внимание к вопросу и личный пример топ-менеджера обеспечат долгосрочный успех обучающих программ.
Форматы обучения руководителей
Компания с учетом стоящих задач и особенностей собственной структуры выстраивает программу обучения руководителей, реализовывать которую могут как собственные структуры: корпоративные университеты, центры развития компетенций, T&D-подразделения, так и внешние провайдеры. Яркий пример такого внешнего поставщика образовательных услуг – Академия социальных технологий, объединяющая свыше 500 высококвалифицированных экспертов: профессионалов помогающих профессий, бизнес-тренеров, консультантов по организационному развитию, корпоративной культуре, PR... Компаниям, заинтересованным в развитии руководителей, требуется только одно – отправить заявку с описанием потребностей бизнеса в образовательных продуктах, а также рассмотреть предложение Академии по наполнению индивидуализированной программы. При этом можно быть уверенным в том, что с сотрудниками будут работать проверенные профессионалы – кандидаты на вступление в Академию проходят тщательный отбор на уровне экспертного сообщества.
Форматы обучения руководителей будут исходить из потребностей заказчика и, конечно, учитывать загруженный график управленца. С учетом возможностей бизнеса, как правило, используются:
- программы MBA (англ. Master of Business Administration – магистр делового администрирования);
- программы дополнительного образования;
- краткосрочные курсы для руководителей;
- лидерские программы;
- бизнес-тренинги;
- коучинг и наставничество.
Наполнение образовательных программ фокусируется как на освоении hard skills, вызванных, например, потребностью бизнеса в открытии новых направлений деятельности, так и soft skills. Речь идет о продвинутых курсах в таких областях, как финансы, маркетинг, операционное управление и стратегическое мышление, управление инновациями и лидерство.
В крупных компаниях в основном действуют системные программы, которые, впрочем, часто дополняются личными пожеланиями руководителей. Кроме того, часто регулярное повышение квалификации и освоение новых знаний становится основанием для продления контракта с управленцем.
Стоит также сказать, что развитие технологий поменяло и сферу образования. Так, сегодня уже не требуется совершать многочасовые поездки по городу, чтобы приехать на занятие – семинары и встречи с наставником давно и с успехом проходят в онлайн-среде. Да и сам образовательный процесс стал гибким: в программы включаются практические занятия, направленные на отработку новых знаний, а также инструменты геймификации, делающие процесс увлекательным и доступным.
Доводы в поддержку решения о реализации самостоятельной траектории развития управленческих компетенций
Наличие надлежащего уровня образования важно для любой руководящей должности, неважно, планируете ли вы открыть собственный бизнес или рассчитываете получить повышение в ближайшем будущем. Часто считается, что опыт говорит громче, чем свидетельство об окончании того или иного курса, но на практике компания вряд ли возьмет на себя риски и доверится профессионалу, который не способен подкрепить достижения наличием соответствующей теоретической подготовки.
Управленец должен иметь сильные познания в экономике и финансах, владеть менеджерскими компетенциями, а также развитыми soft skills. Немаловажна и способность стратегически мыслить и принимать обоснованных решения, основанные на фактах, а не на эмоциях. Одно это определяет необходимость инвестиций в собственное образование, причем возраст и уровень квалификации не должны останавливать – обучение – это процесс, которому стоит посвящать себя на протяжении всей жизни. Речь идет об инвестициях, которые окупятся – первая отдача будет зафиксирована уже на этапе прохождения собеседования. Лидера, как правило, оценивают по тем результатам, которые он приносит команде: создание новых продуктов, рост прибыли, выход на новые рынки. Но в процессе отбора кандидатов на руководящую должность оцениваются не только нематериальные активы: личные качества, мотивация, драйв, видение, но и профессиональная подготовка.
Как определить траекторию обучения руководителей
Начиная составлять программы обучения руководителей, стоит оценить текущий уровень подготовки управленцев. Для сбора информации используют:
- обратную связь вышестоящего руководства и подчиненных руководителя;
- показатели и результативность подразделения, возглавляемого руководителем;
- планы по развитию компании и их анализ на предмет наличия у управленца требующихся компетенций.
Кроме того, не будет лишним провести частную работу с управленцами для составления персональных треков развития, например, с приглашением коуча, который поможет определить дефицитные области и зафиксировать убеждения, не дающие руководителю на 100% раскрыть собственный потенциал, в том числе и лидерский.
Развитие лидерского потенциала – базис обучения руководителей
Развитие лидерских навыков – неотъемлемая часть обучения руководителей, которая направлена на совершенствование ключевых управленческих навыков. Без сильного лидерства другие ресурсы топ-менеджера будут неэффективными.
В постоянно меняющемся мире лидерам требуется гибкость и устойчивость, способность быстро восстанавливаться в случае неудач, умение придерживаться выбранного курса и стратегии даже в кризисных ситуациях. Руководители с развитыми лидерскими навыками обладают эмоциональным интеллектом, а также помогают командами справляться с трудностями и двигаться вперед для достижения цели.
Поэтому к лидерским навыкам управленца, как правило, относят soft skills: умение общаться и поддерживать социальные связи, способность управлять личной продуктивностью и устойчивость.
Также в программы обучения руководителей лидерским компетенциям включают тайм-менеджмент, постановку целей и личное развитие, навыки ораторского мастерства и публичных выступлений, технологии командного менеджмента и управления талантами.
Навыки, которым стоит обучать руководителей
Расскажем о soft skills, которые стоит развивать в управленцах, чтобы бизнес не только демонстрировал ожидаемые результаты, но и двигался на пути к новым высотам:
- Дальновидность – способность мыслить масштабно и представлять будущее организации. Руководитель должен быть способен разработать и сформулировать четкое и убедительное видение будущего компании, которое вдохновит сотрудников работать над достижением цели. Для этого также потребуется анализировать тенденции рынка, выявлять зоны роста и инноваций, а также создавать стратегии, которые помогут организации достигнуть долгосрочных целей.
- Стратегическое планирование – включает в себя постановку целей, определение показателей желаемого результата и создание планов по достижению обозначенных целей. Это также требует умения расставлять приоритеты и распределять ресурсы с учетом потребностей и возможностей компании. Кроме того, будут востребованы навыки анализа данных и оценки рисков, которые позволят принимать обоснованные и взвешенные решения.
- Принятие решений – часто руководителям требуется принимать трудные решения, быстро взвешивая возможные варианты развития событий. Без способности к критическому мышлению и готовности брать на себя ответственность в этом деле не преуспеть.
- Адаптивность – важнейшее качество для стремительно меняющейся бизнес-среды, которое позволяет руководителю предвидеть изменения рыночных условий и оперативно реагировать на них.
- Эмоциональный интеллект – подразумевает способность понимать собственные эмоции и управлять ими, а также видеть, что чувствуют окружающие. Этот навык потребуется для выстраивания прочных отношений с сотрудниками, клиентами, инвесторами и партнерами. Руководители с развитым эмоциональным интеллектом способны поддерживать позитивную атмосферу в коллективе, которая поможет привлекать и удерживать лучшие кадры, а также будет способствовать инициативам сотрудников.
- Коммуникация – руководителю предстоит убеждать и вдохновлять коллег и партнеров, а также уметь общаться с широким кругом заинтересованных сторон. В программы по развитию коммуникативных навыков также включают техники конструктивного общения, деловой этикет, правила взаимодействия с представителями средств массовой информации.
- Способность укреплять команды – в задачи руководителя входит найм, развитие и удержание талантливых сотрудников. Для этого потребуется способность вдохновлять и мотивировать коллектив, укреплять доверие и уважение. Кроме того, управленцам также стоит осваивать навыки делегирования и предоставления обратной связи.
Программы обучения руководителей предоставляют знания, навыки и инструменты, необходимые для достижения успеха на управленческих позициях. Добавим, что обучение руководителей – это непрерывный процесс, который должен охватывать весь топ-менеджмент компании. Чтобы компания не только оставалась на плаву, но и уверенно развивалась, капитанам этого корабля требуется высокая компетентность и эффективность, которая приживается только в компаниях с сильной культурой обучения и развития. Инвестируя время и средства в развитие управленцев, не игнорируйте и линейный персонал компании – бизнес-образование подготовит сотрудников к динамичному развитию организации. И тогда коллектив, возглавляемый профессиональными управленцами, станет конкурентным преимуществом, который приведет бизнес к заслуженному успеху.