Нематериальная мотивация – найти то, что движет сотрудниками
Мотивация – это то, что побуждает человека быть лучше и окрашивает жизнь смыслом. В личной жизни такими мотиваторами становятся семья, друзья и увлечения, а в профессии – финансовые и нефинансовые инструменты, которые помогают сотрудникам найти ответ на вопрос: «Почему я хочу делать работу на 100% и быть полезным для компании?». В этой статье речь пойдет о видах нематериальной мотивации, которая создаст благоприятную среду для раскрытия потенциала сотрудников.
Материальная и нематериальная мотивация
Мотивировать сотрудников, значит, зарядить коллектив энергией для выполнения работы наилучшим образом. Инструменты этой мотивации бывают материальные и нематериальные. Материальная мотивация предполагает финансовое вознаграждение – ежемесячная заработная плата, премии и вознаграждения за конкретные достижения. Такая мотивация позволяет сотруднику обеспечивать себя и семью, улучшать качество жизни, которая начинается за пределами офиса. Также к инструментам материальной мотивации относятся всевозможные льготы, оплата медицинского лечения, фитнес-клуба и др. Финансовые мотиваторы повышают производительность и моральный дух, однако, не обязательно приводят к росту вовлеченности персонала в выполнении профессиональных задач.
Методы нематериальной мотивации часто неосязаемы и не связаны с деньгами напрямую и, как правило, выражаются в признании, доверии, наставничестве и участие в принятии решений. Таким образом, нематериальная мотивация часто носит психологический характер и основана на ценностях, которые движут человеком. Нематериальная мотивация создает условия для того, чтобы сотрудник чувствовал преданность работодателю – люди удовлетворены выполняемыми задачами и условиями труда и, как следствие, работают с большей мотивацией и результативностью.
Однако, нефинансовые методы не работают сами по себе, а значит, инструменты нематериальной мотивации стоит подкреплять и финансами, таким образом сочетая методы мотивации. Если хотите раскрыть потенциал сотрудников на 100%, используйте и материальную, и нематериальную мотивацию.
Что является нематериальной мотивацией
Вознаграждение и признание помогают сотрудникам чувствовать, что их ценят, а также работают в качестве стимула для продолжения работы. Сильная культура нематериального вознаграждения приводит к формированию сильной корпоративной культуры, помогающей бизнесу достигнуть вершин успеха. Бизнес, который вкладывается в нематериальную мотивацию, получает конкретные результаты:
- рост производительности труда;
- снижение текучести кадров;
- облегчение поиска и привлечения новых талантов;
- вовлеченность персонала.
Таким образом, нефинансовое вознаграждение – экономически оправданный способ взаимодействия с командами и поощрения персонала.
Кроме того, стоит учитывать, что не для каждого сотрудника деньги – мотивирующий фактор, поэтому использование нематериальной мотивации позволит охватить 100% коллектива.
Среди таких инструментов нематериальной мотивации:
- обучение и развитие – предоставление команде условий для освоения новых навыков и продвижения по карьерной лестнице;
- дополнительные выходные – приятный способ поблагодарить за закрытую сделку или удачно проведенную презентацию, который, к том уже, помогает сохранять баланс между работой и личной жизнью;
- похвала – добрые слова, сказанные руководством, чрезвычайно сильный мотиватор, который также помогает выстраивать отношения и укреплять доверие.
Среди других особенностей нематериальной мотивации – моментальность. Если согласование дополнительной премии потребует времени, то нефинансовый инструмент легко использовать в режиме здесь и сейчас – тогда, когда это требуется сотруднику. Кроме того, признательность, выраженная нематериальными средствами, задействует чувственную сферу и запоминается лучше, оказывая сильное положительное влияние. В итоге, сотрудник проникается компанией и начинает фиксировать для себя положительные моменты, связанные с работой. Речь идет об установлении эмоциональной связи между сотрудниками и брендом работодателя. А инструменты нематериальной мотивации, соотнесенные с ценностями и миссией компании, помогают вырастить надежных бизнес-партнеров в лице сотрудников.
Кроме того, ничто так не влияет на мотивацию сотрудников, как понимание и видение пути, по которому движется компания. Если у компании или команды разработан стратегический план, посвятите коллектив в него. Привлеките команду к созданию тактического плана – чувство сопричастности поднимает ставки и включит в работу большее количество персонала.
Примеры нематериальной мотивации
Мотивация на рабочем месте заключается в создании условий и окружения, которые побуждают сотрудников работать наилучшим образом. Конечно, система нематериальной мотивации будет различаться с учетом сферы деятельности и размера компании. Среди вероятных примеров приведем следующие:
- Увеличение количества рабочих мест – благодаря созданию новых рабочих мест компания перераспределяет количество задач, выполняемых одним сотрудником. Это высвобождает дополнительное время и силы для запуска сотрудников собственных проектов, которые в перспективе способны составить интерес для работодателя. Это приносит пользу не только бизнесу, но и самому сотруднику за счет расширения навыков и знаний, а также исключает скуку, которой рискует обернуться многократное выполнение одних и тех же действий.
- Кроме того, подобные организационно-штатные мероприятия – трансформация ролей, реорганизация задач и обязанностей помогает назначить правильного человека на нужный объем задач, что в конечном счете приведет к росту производительности.
- Предоставление автономности – компания предоставляет персоналу больше свободы и ответственности, таким образом сотрудник обретает гибкость и независимость в принятии решений. Кроме того, это открывает варианты для самореализации – человек вовлеченнее использует способности, выполняя работу.
- Карьерный рост – сотрудникам важны перспективы выполнения новых задач, не похожих на то, что выполнялось до того, поэтому переход в другой отдел или рост в своей команде, также – средство мотивации.
- Работа в команде – приводит к образованию синергии и построению сильных межличностных отношений между сотрудниками. Взаимопонимание в коллективе играет на руку и бизнесу – скорость и качество реализации проектов кратно увеличивается. Привитие командного духа позитивно скажется и на корпоративной культуре компании. Не игнорируйте инструменты, которые помогут сотрудникам испытать силу команды. Здесь подойдут и неформальные мероприятия вне работы: пикники и совместные выезды на природу или экскурсии, празднования памятных дат для компании, игры на командообразование, планирование которых стоит доверить профессионалам.
- Делегирование – демократичный стиль руководства, при котором начальник передает сотрудникам полномочия выполнять конкретные профессиональные роли и принимать самостоятельные решения. Этот метод мотивирует сотрудника за счет усиления роли в реализуемых бизнес-процессах и повышения уровня самостоятельного контроля над работой. Кроме того, делегирование помогает сотруднику развиваться. И если в начале человек неохотно идет в самостоятельное выполнение задач, то со временем формируется привычка принимать решения и ответственнее включаться в работу.
- В случае с вопросами, сопряженными с высокой степенью рисков, рекомендуем ввести практику проведения консультаций с сотрудниками – перед тем, как начать проект, способный повлиять на судьбу компании, узнавайте мнение коллектива. Степень влияния подобных консультаций на мотивацию будет складываться с учетом того, насколько мнения работников будут учитываться на практике.
- Гибкий график работы, который заключается, например, в предоставлении права сотруднику самостоятельно решать когда, где и как выполнять задачу. Многие компании позволяют сотрудникам работать из дома или другого удобного места. Главное – выполненная задача. Такая гибкость помогает человеку найти баланс между работой и личной жизнью, учит умению расставлять приоритеты и самостоятельно планировать график.
- Обучение и развитие – сотрудники будут рады, если компания предоставит пройти курсы или программу дополнительного образования, обрести новые навыки и знания, которые будут полезны для поддержки карьерного роста. При этом важно осваивать не только компетенции, связанные с выполнением профессиональных задач, но и soft skills – такие курсы помогут расширить кругозор, обрести навыки контроля стресса, выработки творческих решений закрытия профессиональных задач и снимут целый ряд других вопросов личностного и профессионального развития. В итоге атмосфера в коллективе становится здоровее.
Найдите то, что увлечет сотрудников
Людей мотивирует то, чем они увлечены – и это действенный нефинансовый стимул, который стоит взять на вооружение. Предположим, кому-то в команде интересно развивать и прорабатывать отдельное направление, которое способно стать полезным для бизнеса компании. Например, для сотрудников PR-подразделений такими проектами часто становятся вещи благотворительной направленности. Не стоит бояться того, что эти дополнительные усилия будут «съедать» время, которое стоило бы инвестировать в решение прямых и будто бы более важных задач. Цените интересы подчиненных, предоставляйте время на продвижение в этих вопросах, содействуйте этой работе поддержкой и советами. «Личные» проекты способны принести прибыль компании.
Будьте в контакте с командой
Как уже отмечалось выше, нематериальная мотивация не сработает, когда сотрудника не удовлетворяет компенсационный пакет. Но еще губительнее для мотивации будет отсутствие прямого контакта между сотрудниками и подчиненными. Общайтесь один на один с членами команды, интересуйтесь, чем наполнены их жизни за пределами офиса. Такое общение с глазу на глаз создает безопасную среду, в которой легче предложить инициативу или поделиться собственным видением относительно тех или иных бизнес-процессов. Создавайте условия для непрерывного диалога – подчеркнем «диалога», в котором сотрудник в праве высказываться.
На таких встречах обсуждайте не только личные вопросы или результаты работы, но и просите давать обратную связь. Кстати, озвученное поможет лучше понять мотивацию сотрудников, найти новые и иногда неожиданные идеи, которые действительно способны повлиять на отношение к работодателю.
Как видно, вопросы нематериальной мотивации подразумевают комплексный подход, располагающий многообразием инструментов. Поэтому, чтобы выстроить работающую стратегию поощрения и признания, которую оценят сотрудники, рекомендуем обращаться к профессионалам. Здесь потребуется и глубинное изучение текущего положения вещей, и работа с коллективом. Но и не только! Значительный компонент мотивации персонала лежит в руках лидера – так руководство влияет на персонал, поэтому планируя программы нематериальной мотивации включайте в них и соответствующую подготовку руководящего состава. Только тогда, усилия, вложенные в стимулирование мотивации персонала, окупятся.