Медиация и процесс перехода из прошлого в будущее
О поддержке самоопределения молодежи и работе с собственным будущим у подрастающего поколения – идее, которая используется в программах восстановительной медиации для урегулирования конфликтных ситуаций с участием детей, рассказал заведующий кафедрой «Медиация» Рустем Максудов.
Люди, работающие в различных государственных учреждениях столкнувшись с идеей медиации обычно делятся на две части. Первая часть говорит: будут финансирования, будут ставки, буду работать. Вторая часть говорит: а вот всё равно буду работать и это входит в мой функционал как определенный метод. Почему вторая часть говорит, что будет работать? И моя версия заключается в том, что они понимают социокультурный смысл этой деятельности. И сегодня, на мой взгляд, в России, в различных регионах занимаются проведением программ восстановительной медиации их организацией как управленцы те люди, которые понимают для себя социокультурный смысл этой деятельности. Понимают, зачем это нужно, кому это нужно, и какой результат. Ну и конечно важно, что, когда ты проводишь медиацию, что люди, которые до этого были на ножах были, вдруг договорились. Это и есть ощущение своей миссии.
Но для этого нужно иметь знание. Знание об особенностях современной социокультурной ситуации. Такое знание позволяет встроить свою будущую деятельность в исторически значимый контекст. Основа нашей жизнедеятельности – это передача опыта. Без передачи опыта вся наша жизнь просто остановится. И прежде всего важно понимать, чем отличается передача опыта сегодня от того, что и как передавалось 100 лет назад.
Как передавался опыт в конце 19-го, начале 20-го века? Я бы выделил три таких формы передачи опыта, которые не требовали огромной армии психологов, социальных педагогов, специалистов по социальному сопровождению, воспитателей и так далее. Опыт передавался через нормативные представления сословия, религию и нормативное представление территориальной общности. Например, были регионы в Царской России, где не было крепостного права. И там в деревнях совершенно по-другому жили, чем там, где было крепостное право. Соответственно, нормативные территориальные общности тоже играли свою роль. И, соответственно, если возникал конфликт, люди, принадлежащие к моему сословию, помогали его разрешать. Лучший пример – это фильм «Любовь и голуби». Но общий тренд не таков.
В понимании роли медиации при анализе форм передачи опыта я опираюсь на работы великого русского философа Георгия Петровича Щедровицкого и на работы представителей Московского методологического кружка (ММК). В этой методологии разрабатывались идеи и схемы, которые показывали, как нам работать с этими процессами передачи опыта. В соответствии с его идеями я утверждаю, что в современной социокультурной ситуации, где разрушились традиционные сословные формы (каналы) передачи опыта, каждому человеку необходимо брать ответственность за свое прошлое и будущее и проектировать свою жизнь, не возлагаю эту миссию на других людей.
Как происходит переход из прошлого в будущее? В обычной жизни у большинства людей, в том числе и у меня нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Сегодня 8 августа, вчера было 7 августа, завтра 9 августа, послезавтра 10 августа. Это не будущее, точнее будущее отождествленно с календарным временем. Есть пребывание в рутинных и постоянно воспроизводящихся формах жизни и деятельности. Мы утром встали, почистили зубы, позавтракали, собрали детей (у кого они есть), пошли на работу. Пришли с работы домой, приготовили ужин, почитали, посмотрели что-нибудь в сетях или по ТВ, легли спать.
В схеме шага развития будущее не хронологично. А когда наступает будущее? В двух случаях. Когда мы его проектируем специально. И второй вариант, когда внешние силы нас снесут и заставят по-другому относиться к своей жизни.
Часто родители хотят спроектировать будущее своих детей. А дети, подрастая, говорят, а мы хотим по-другому жить. И у нас будет свой проект нашей жизни. Мы хотим по-другому. А если у родителей нет собственного проекта своей жизни, все завязано на детей. И возникает конфликт.
Итак, как можно перейти из прошлого в будущее? Тогда, когда я столкнулся с определенной ситуацией, с которой я не могу справиться. Но для этого мне нужно это проанализировать, проработать свое прошлое и будущее. Это возможно в четырех случаях;
- первое – это личная рефлексия. И, кстати, иногда книжки по популярной психологии помогают эту личную рефлексию организовать;
- второе – близкие люди, родственники, друзья помогают мне перейти в будущее;
- третье – специалисты (психологи, коучи, психиатры, медики, учителя) помогают мне выйти в будущее;
- специалисты, организующие коммуникацию и управляющие ей в конфликтной ситуации, чтобы помочь участникам конструктивно договориться и совместно принять решение. Здесь и появляются медиаторы, как специалисты, управляющие коммуникацией.
Давайте обсудим это подробнее. Вот я столкнулся с ситуацией. У меня конфликт с моими коллегами. Вот мы раньше что-то делали. Вот мы что-то делали, я что-то делал, я пытался их повоспитывать, они меня пытались перевоспитывать, они мне не начальники, я им не начальник. А они не воспитываются, мои коллеги и я что-то особо не перевоспитываюсь. Я их пытаюсь вести куда-то к одному светлому будущему, и они меня соответственно к другому. И у меня много моих переживаний и размышлений. Привычная колея – объявить их нехорошими людьми и пытаться с ним бороться. Второй вариант – я буду что-то делать, не пытаясь их воспитывать. По-другому. Строить свою жизнь и свою работу. Если у меня есть личные проекты, я буду по-другому их реализовывать. И тогда я строю себе другое будущее. И перехожу из этого будущего, но опять же у меня есть опоры определенные. То есть я не просто перехожу, не перескакиваю. Я опираюсь на то, что я в прошлом какой-то задел сделал. У меня не пустыня, у меня есть опоры. Я опираюсь, с одной стороны, на естественный процесс моей жизни, мои ресурсы, а с другой стороны – на искусственный процесс, на мое действие по отношению к самому себе.
И здесь очень важно, что у меня возникает другое прошлое. Другое прошлое заключается в том, что я не думаю, что вокруг меня какие-то нехорошие люди, которые не хотят перевоспитываться. Чтобы возникло новое будущее, надо чтобы возникло и новое прошлое. Пока оно не возникло будущее может не получится. И вот здесь возникает настоящее. Я вышел в настоящее (в рефлексию) и стал потирать свой лоб, смотреть, какие шишки я получил. Но мало выйти сюда. Надо еще сформировать для себя новую стратегию. Но мало сформировать, надо реализовать. Тогда я в будущем. Когда я реализовал, опять все прошло. Нет никакого прошлого, нет будущего, нет настоящего. Я реализовал это все.
Теперь второй момент. Но очень часто одному невозможно. Тогда есть близкие. Вот вторая трасса, второй канал, это близкие люди мне помогают. Я встречаюсь с мамой, с папой, с сестрой, с братом, с друзьями. Вот близкие люди, друзья. Я имею в виду близкие, это не только родственники. Вот близкие мне по духу, я с ними обсуждаю.
Если их нет или я им не доверяю, то есть третий уровень. Это специалист. Например, психолог. Я с ним встречаюсь и обсуждаю, в чем моя ситуация, что мне делать. И точно так же реализую проект свой. Он мне помогает за мои деньги осознать мою ситуацию.
А где здесь медиация? Если у меня есть конфликт с какой-то стороной, кто-то мне помогает управлять коммуникацией с ним. Вот здесь медиация. Медиация помогает сохранить отношения, поскольку человек не существует вне отношений с другими людьми. То есть во многих случаях, когда у меня есть конфликт и в силу тех или иных обстоятельств мне важно договориться, мне нужен посредник, медиатор, который помогает нам договориться с ним. Но он со мной работает не как консультант, а он управляет коммуникацией, чтобы помочь нам договориться самим.
Последняя моя медиация была одна из самых сложных в моей жизни, когда я проводил медиацию, причем онлайн и это длилось неделю, между бывшими супругами. А ребенок, у него операция была, онкология. Судья решила направить этот случай на медиацию – столько было жалоб со стороны участников процесса. А запрос был в том, что жена не хотела, чтобы он общался с ребенком, а он хотел. И фактически мы с ними проектировали различные трассы будущего и прошлого, помогающие им осознать, что произойдет, если будут конфликты продолжаться. И здесь очень важна была роль психолога, поскольку в некоторых случаях именно психолог может показать, что ждет людей и их ребенка, если все это будет продолжаться.
Статья создана по материалам выступления Рустема Максудова на ХII Московском урбанистическом форуме.