Лидерство – как стили управления влияют на бизнес
Недостаточно получить руководящую должность и спокойно почивать на лаврах. К успеху бизнес и карьеры приводят сильные лидерские компетенции, индивидуальный набор которых будет зависеть от типа компании, коллектива и стоящей задачи. О том, что такое лидерство и как оно влияет на бизнес, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Разница между лидером и управленцем
Далеко не каждый управленец или начальник владеет лидерскими качествами, в то время как каждый лидер владеет сильными управленческими компетенциями, которые помогают вести за собой команду и достигать поставленных бизнес-целей. Дело в том, что лидер способен вдохновить команду и внедрить в повседневную деятельность инновации, а также отслеживать изменения состояния коллектива, помогая сотрудникам укреплять мотивацию и раскрывать свой потенциал. От начальника же стоит ожидать уверенного следования избранному курсу, а также гарантированного выполнения ключевых показателей деятельности, но никак не большего. Разница здесь заключается в установке на рост, которая характерна для лидерства, и реализуется за счет открытости и готовности принимать новое, а также легкости в коррекции привычной стратегии, когда та доказывает свою неработоспособность.
Но различия заключаются не только в подходе к организации бизнес-процессов, но и в отношении к сотрудникам. Так начальник играет авторитарную роль, склонного к контролю и нечувствительного к потребностям сотрудников, человека. И это оправданно! Ведь в фокусе управленца – достижение показателя. В то время как лидерство предполагает нахождение в одной лодке с командой, совместную встречу и вызовов, и поражений, и побед. Он погружается в совместную работу, разделяя бремя с коллективом. К слову, такой подход помогает выстраивать особые крепкие отношения с подчиненными. Конечно, в таких условиях сотрудники проникаются уважением к «вожаку своей стаи», ведь ответственность за неудачи не перекладывается на тех, кто играл роль исполнителя или самое слабое звено. Напротив, лидер, принимая неудачу на свой счет, показывает команде, какой позитивный урок стоит вынести из сложившейся ситуации, а также, как обернуть оплошность в рост и шансы.
Стоит отдельно сказать и о развитии. В интересах лидеров – возглавлять коллектив, сформированный из желающих и готовых к совершенствованию сотрудников. Для этого он оценивает потенциал членов команды, часто проводя с ними встречи один на один, изучает сильные и слабые стороны сотрудников, а затем создает условия для их роста. Управленец же сохраняет нейтралитет или вовсе поддерживает дистанцию с коллективом, не знакомясь близко с сотрудниками, и не рассказывая им о себе многого в страхе испытать чувство уязвимости.
Что понимают под лидерскими качествами
Уверенное владение набором специфических компетенций гарантирует эффективность лидера. Конечно, мастерство применения тех или иных компетенций определяется характеристиками личности, которые не будут однородными. Исходя из основных лидерских задач, видится важным рассказать о базовых качествах, которые сработают в качестве плодородной почвы для дальнейшей наработки профессиональных компетенций.
Среди них, например:
- Умение создавать в команде безопасную и доверительную среду. Это характеристика человека справедливого, который четко устанавливает правила игры, а также создает условия для того, чтобы эти правила соблюдались. В итоге в такой понятной атмосфере сотрудники более склонны выступать с идеями, не боясь насмешек и неодобрения коллег, а также отличаются высокой включенностью в работу. Происходит это из-за отсутствия необходимости затрачивать ресурс на мобилизацию организма и нервной системы в попытках выжить, что часто происходит в токсичных коллективах.
- Грамотное делегирование задач и полномочий. Сильным лидера делает его команда – невозможно сделать 100% дел самому, поэтому крайне важно ставить задачи подчиненным и способствовать тому, чтобы они продвигались на пути их выполнения. Конечно, часто лидера пугает страх потери суперсилы – власти. Однако предоставление сотрудникам разумной автономии и права самостоятельно принимать решения, напротив, только укрепляет авторитет.
- Готовность вкладываться в установление культуры сопричастности. Долгое время считалось, что позитивные отношения в коллективе не влияют на производительность. Но исследования степени воздействия корпоративной культуры и мероприятий по укреплению командного духа доказывают обратное. Чувство сопричастности команде талантливых и позитивных людей, уверенных в предстоящем успехе, – действенные инструменты на пути антивыгорания и борьбы с истощением.
- Искренняя заинтересованность в росте сотрудников. Талантливый лидер оставляет в памяти те же теплые воспоминания, что и первый учитель или папа, научивший кататься на велосипеде, ведь он всегда видит, что сотрудник способен лучше и предлагает стратегии, которые позволят преодолеть невидимый потолок неуверенности в себе или ограничивающих установок. Кроме того, когда человеку предоставляют возможности для роста, оказывая необходимую помощь и поддержку, вырастает лояльность и благодарность.
Эффективные стили лидерства в бизнесе
Стиль лидерства – это уникальный набор стратегий, которые лидер использует для воздействия и мотивации команды, помноженный на качества личности, уровень развития эмоционального интеллекта, жизненный опыт и стиль мышления. Гениальное лидерство предполагает способность уверенно переключаться между стилями с учетом изменений ситуации и стоящей задачи, а также состояния коллектива. Правильно выбранная стратегия будет способствовать достижению успеха. Выделяют несколько стилей лидерства:
- Демократическое – при таком варианте лидер смело делегирует задачи и полномочия команде, решения принимаются сообща и после их обсуждения большинством. В таких условиях процветают креативность и инициативность, а сотрудники испытывают высокую мотивацию и вовлеченность в общую работу.
- Автократическое – здесь лидер единолично принимает решения, не рассматривая предложения и не проводя дополнительных консультаций. Такой подход уместен в случаях, когда требуется принимать быстрые решения в условиях высокого риска, однако подобное положение вещей приводит к тому, что сотрудники начинают испытывать недовольство и дискомфорт.
- Невмешательство – лидер предоставляет команде автономию и создает необходимые условия для продвижения в проектах. Такой стиль потребует значительного доверия между командой и руководителем, а также подойдет коллективам с высокой самоорганизацией, где сотрудники мотивированы на дело, понимают конечную цель и видение, осознавая свою роль в общем успехе.
- Трансформационное – этот стиль лидерства предполагает львиные усилия для трансформации компании, продукта или услуги, а также команды. Такие лидеры умеют вдохновить людей, уверенно ведут за собой сотрудников, становясь для них образцом для подражания и примером для восхищения. Стиль будет уместен, когда компания ориентирована на рост и прорывные решения, однако не каждый сотрудник сумеет работать в таких условиях, ведь придется сосредоточиться на деле и стремиться успеть за лидером, который часто принимает неожиданные и рисковые решения.
- Коучинговое – требует от лидера владения коучинговыми компетенциями, которые используются для того, чтобы выявлять слабые и сильные стороны сотрудников, а также способствовать их развитию.
Влияние стилей управления на бизнес
Нет универсального и подходящего каждой компании или коллективу стиля лидерства, поэтому лидеру предстоит переключаться между ними, используя те или иные стратегии, которые будут подходит конкретной ситуации.
Расскажем о факторах, которые будут определять используемый стиль лидерства. Среди них:
- Тип организации, этап жизненного цикла – стабильная компания или свежий стартап с амбициозными целями.
- Работа, которую выполняет команда: рутинная или творческая, фиксированная и регламентированная или свободный, гибкий график.
- Опыт и навыки команды, ориентированность на исполнение задач и слаженную работу.
- Личные качества лидера.
При этом стоит понимать, что избранный или ведущий стиль лидерства будет влиять на рост бизнеса и направление развития компании. Дело в том, что действия и поведение руководителя команды тесно связаны с тем, как сотрудники будут воспринимать свою работу, с какими эмоциями и чувствами приступать к делу. Таким образом, стиль лидерства определяет вовлеченность и производительность, уровень текучести кадров. В итоге улучшается уровень обслуживания клиентов, создаются новые продукты и услуги, снижаются издержки, а компания увеличивает собственную рентабельность.
Другой пример – государственное предприятие, занимающееся выпуском продукции, которая неизменно пользуется спросом. Для такого типа организации уместным будет стиль, при котором лидер будет четко контролировать исполнение сроков изготовления, поставки и отгрузки продукции в целях недопущения товарного дефицита. Маловероятно, что амбициозный управленец, стремящийся прославиться прорывными решениями, приведет такую команду к успеху.
Поэтому для лидера так важно сохранять контакт с приоритетами и целями компании, а также действовать на благо их достижения, вдохновляя сотрудников на работу.