Кризис-менеджмент и лидерство – как сильные лидерские компетенции спасают бизнес
Кризисы часто происходят незаметно, пугая только катастрофичностью последствий: финансовым крахом, разрушением компании, невыполнением обязательств перед клиентами, партнерами и сотрудниками. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о кризис-менеджменте, а также о том, как не допустить ситуации, когда кризис проверяет лидерство на прочность.
Что такое кризис-менеджмент
Кризис-менеджмент или антикризисное управление заключается в применении стратегий, разработанных для того, чтобы помочь организации справиться с внезапным негативным событием. Кризисы возникают как в результате непредсказуемого события или непредвиденных последствий какого-либо события, которое рассматривалось как потенциально предполагающее риски. Это событие определяют как внешние, так и внутренние причины, не зависящие от этапа развития организации.
Каждый тип кризиса требует незамедлительных решений, которые помогут снизить ущерб для организации. В противном случае ставки растут, начиная угрожать здоровью окружающих или общественной безопасности, финансовому состоянию и репутации компании. Кризис-менеджмент предполагает запуск комплекса мер, направленных на минимизацию этого ущерба.
Отметим, что антикризисные меры и реагирование на кризис не равные понятия – кризис-менеджмент стартует задолго до обострения ситуации, применяется непосредственно в критической ситуации и после завершения острой фазы.
Все предприятия подвержены кризисам, поэтому крайне важно быть подготовленным к самым негативным вариантам развития ситуации – только так удастся избежать краха.
Этапы антикризисного управления
До начала кризиса выявляются риски и определяются способы адекватного реагирования на них. Ключ к грамотному предкризисному планированию – вовлечение как можно большего количества участников, которые смогут идентифицировать максимальное количество рисков с учетом всех сфер деятельности компании. В группы, которые занимаются определением вероятных рисков, включаются сотрудники юридических, кадровых, финансовых и PR-служб, а также операционные руководители организации. Кроме того, определяется сотрудник, занимающий роль антикризисного менеджера, которым, как правило становится лидер.
Антикризисный менеджер в случае возникновения нештатной ситуации отвечает за руководство действиями организации в соответствии с планом антикризисного управления. В зависимости от типа кризиса и особенно, если речь идет о нанесении вреда или угрозе здоровью других людей, сотрудников компании, либо других грозных социальных и макроэкономических последствий актуализируется необходимость профессиональной коммуникации и информирования заинтересованных лиц о причинах возникновения кризиса, ходе разрешения ситуации и возможных последствиях.
При это определяющими положениями кризис-менеджмента становятся:
- поддержание регулярных контактов с сотрудниками, клиентами, партнерами и средствами массовой информации;
- терпеливость и готовность отставить панику в сторону;
- способность к адаптации и гибкая реакция в ответ на изменяющуюся ситуацию.
В посткризисный период, а также на этапе урегулирования положения дел определяются действия, которые будет необходимо предпринять для восстановления ситуации.
Важна в работе с кризисными ситуациями и аналитическая составляющая – по выходу из кризиса, как правило, план антикризисного управления пересматривается на предмет работоспособности его подходов.
План антикризисного управления — как и зачем его создавать
Ситуация, в которой бизнес сталкивается с кризисом и не располагает планом управления, описывающим необходимые действия, способна привести к разрушительным последствиям. Такой план поможет компании:
- сохранить репутацию среди клиентов и профессионального сообщества;
- улучшить моральный дух и вселить уверенность сотрудников компании;
- повысить результативность работы во время и после кризиса, за счет того, что сотрудники будут понимать, какие роли на них возлагаются.
Для составления плана антикризисного управления выполняются следующие действия:
- Составляется классификация кризисных ситуаций, характерных для компании, а также определяется степень влияния каждого из типов кризиса на бизнес.
- Рассматриваются действия, которые предстоит предпринять для разрешения каждого типа кризиса.
- Определяются сотрудники, которые будут играть главные действующие роли в той или иной кризисной ситуации.
- Проводится информирование сотрудников, которых планируется занять в кризис-менеджменте, о положениях плана.
Кроме того, план антикризисного управления стоит периодически пересматривать, актуализируя его с учетом изменений, происходящих во внешней и внутренней среде.
Проработанный план кризис-менеджмента дает гарантию, что в случае критической ситуации, команда будет знать, в какую сторону двигаться, при этом делать это с высочайшим уровнем координации, как внутри отдельного подразделения, так и формате кросс-функционального взаимодействия.
Типы кризисных ситуаций
Для создания плана антикризисного управления потребуется определить возможные типы кризисов, которые для каждой компании будут индивидуальны. В качестве обобщенной категоризации кризисов можно предположит следующие риски:
Финансовый кризис – ситуация, вызванная падением спроса на продукт или услугу, неэффективным финансовым управлением, нестабильностью рынка.
Кадровый кризис – происходит, когда сотрудник, руководитель или публичный человек, связанный с бизнесом, вовлекается в неэтичную или незаконную деятельность или поведение.
Организационный кризис – причинение вреда клиентам, например, утаивание информации.
Технологический кризис – сбои в программном обеспечении или других технологических системах, приводящие к тому, что отдельные бизнес-процессы перестают функционировать.
Катастрофы техногенного или природного характера – стихийные кризисы: наводнения, землетрясения, аварии также способны вывести компанию из строя.
Добавим, что события двух-трехлетней давности показывают влияние кризисов, подобных пандемии Covid-19, глобальным геополитическим потрясениям или беспрецедентному экономическому спаду, на бизнес. Дело в том, что не каждый кризис предсказуем и тем более сложно соотнести такую ситуацию из категории «неизвестное» с тем, как функционирует компания. В подобные периоды возникает среда, в которой правила игры на рынке переписываются заново и в режиме реального времени, а это значит, что компаниям стоит проявлять гибкость, бдительность, решительность и командную креативность. Только так удастся удержать заданный курс в условиях шторма.
Кризис управления
К кризисам приводят не только внешние ситуации, но и действия управленческого персонала. Речь идет о так называемом кризисе лидера, который возникает, когда те, кто находятся у руля не способны действовать на благо команды.
Происходит такой кризис и из-за управленческой некомпетентности, и по ряду других причин:
Одержимость результатами – лидерство не может быть сосредоточено только на успехе – богатый урожай не выносит загрязненная и обезвоженная почва. Напротив, стоит прицельно заботиться о почве, окружая корневища плодоносных деревьев заботой и вниманием – качество урожая гарантировать сложно, без должных усилий в среду, без которой он невозможен.
Линейное восприятие деятельности и отсутствие готовности к изменениям – часто лидеры думают о компаниях как об отлаженных механизмах, защищенных от поломок и сбоев. События последних лет показали, что давно устоявшиеся алгоритмы оказались не способными пережить новый турбулентный мир.
Высокомерие – случается, что лидеры, достигшие высот, теряют эмпатию и сострадание к окружающим, что больно бьет по коллективу компании – вовлеченности и мотивации сотрудников.
Отсутствие осознанности – сложно управлять другими, не умея управлять собой, поэтому лидеру стоит учиться понимать себя: собственные эмоции, убеждения и желания, а также обретать навыки стресс-менеджмента и сохранения лидерского баланса – способности вдохновлять и удерживать коллектив.
Перечисленные выше мировоззренческие позиции приводят к отравлению внутрикорпоративной среды, в которой сотрудники перестают вкладываться силами и временем в дело, начиная саботировать выполнение должностных обязанностей. Эта проблема, помноженная на управленческую слепоту и отсутствие мудрости, а не сознательной и комплексной работе с коллективом компании, способна усугубить и без того сложную ситуацию.
И тогда кризис-менеджмент будет малоэффективным – оздоровить коллектив способны только кардинальные и решительные действия. Разрешить такие ситуации помогут эксперты по организационному развитию, которые, проанализировав положение дел в компании, предложат необходимые организации изменения, а также мероприятия по достижению благоприятной внутрикорпоративной среды и разрешения трудностей командного менеджмента.
Задачи лидера в кризис-менеджменте
Сегодня лидеры вынуждены приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, удерживая бизнес на плаву, но и направлять силы на поддержку команд, чтобы сотрудники безболезненно и для дела, и для себя справлялись с трудностями. На плечи лидера, решающего задачи кризис-менеджмента, ложится глобальная задача поддержки работоспособности коллектива, противодействия тревожности и страхам, которыми неминуемо заражается команда. При этом за лидером негласно закрепляются следующие функции:
- предотвращение и медиация конфликтов, возникающих в команде;
- обеспечение ритмичной коммуникации, предоставление необходимой и достоверной информации сотрудникам, сбор и работа с обратной связью;
- купирование панических настроений и желания обмениваться слухами среди членов команды;
- тщательное оперативное планирование;
- вовлечение команды в поиск путей разрешения сложившейся ситуации;
- исполнение роли опоры для коллектива – профессиональной и эмоциональной.
В кризисных ситуациях важен и аспект уверенности в принимаемых решениях – за лидером, который понимает что и зачем делает, а также просчитывает возможные последствия, в том числе и с позиции благополучия коллектива, вырастает сильная группа поддержки. При этом фокуса требуют уязвимые категории сотрудников – младший персонал, позиции которого в период кризиса становятся крайне неустойчивыми. Таким сотрудникам требуется поддержка, как информационная, так и в части управления рабочими нагрузками.
Блистательные лидеры в трудные времена ставят приоритет на людей, которые вместе с ним тушат пожары критической ситуации, и поэтому выигрывают.
Личный кризис-менеджмент для лидера
Стремительно изменяющаяся ситуация и нестабильность возлагают на бизнес обязанности планомерного развития лидерского потенциала среди сотрудников. Распределенное лидерство повышает результативность действий в кризисной ситуации, когда бездействие или непродуктивность равны краху.
Для лидера крайне важно сохранять видение перспективы, которое делает кризис-менеджмент необходимым элементом для продолжения поступательного развития компании. Конечно, забота о персонале, который переживает и эмоциональное потрясение, и тревогу относительно будущего, потребует ресурса. Поэтому важно направить внимание на себя – собственную жизнестойкость и эмоциональное состояние. Лидер своим поведением и состоянием неосознанно влияет на коллектив и если вовлечение в кризис-менеджмент, опустошает руководителя, а надежда на спасение компании становится все призрачнее, то эта хворь ожидаемо перекинется на коллектив.
Поэтому лидерам, находящимся на грани нервного срыва от буйства кризиса, остается только порекомендовать сосредотачиваться на позитиве, избегая негативных людей, мыслей и разговоров. Давайте себе время передохнуть, делая короткие перерывы на дыхательные практики и медитации. И, главное, придерживайтесь установленных приоритетов и сохраняйте сосредоточенность. Да, трудные времена не похожи на отдых на курорте, но на них жизнь – ни профессиональная, ни личная не заканчивается. Более того, при должной подготовке и осуществлении плана кризис-менеджмента, приправленными креативностью и гибкостью, кризис способен оказаться периодом, открывающим новые и яркие перспективы.