Коучинг для выстраивания и оптимизации бизнес-процессов
В условиях, когда повышение цен на продукцию, товары или услуги невозможно из-за жесткой конкуренции, а возможности по снижению себестоимости уже исчерпаны, выстраивание бизнес-процессов становится источником управления операционной эффективностью. Постоянные масштабные изменения среды, экономические кризисы, необходимость оперативной адаптации и переориентации бизнеса только усиливают эту тенденцию. Поэтому к вопросу выстраивания бизнес-процессов важно подходить осмысленно, учитывать контекст, особенности деятельности конкретного бизнеса, распределение функционала между сотрудниками, степень зрелости команды с точки зрения готовности принимать на себя ответственность, а также уровень регламентации процессов и другие факторы.
О том, с какими вызовами сталкивается бизнес при выстраивании процессов, и как коучинг может помочь сократить время и издержки на эту работу, рассказывает бизнес и executive коуч с международной сертификацией PCC ICF, руководитель с семнадцатилетним опытом работы в бизнесе, эксперт кафедры «Коучинг» Светлана Шаркель.
Что такое коучинг бизнес-процессов
Коучинг бизнес-процессов заключается в поддержке руководителей, отдельных лиц и команд в применении знаний и ноу-хау для создания среды, в которой процессы фокусно работают на бизнес-результат, а также для создания новых эффективных процессов.
Коуч привлекается как на этапе создания и внедрения нового процесса, так и на этапе ревизии действующего, например, в случае, если процесс не работает как это планировалось.
Приведу пример из собственной практики коучинга-бизнес процессов (с разрешения клиента). Крупная компания постоянно привлекалась к административной ответственности за нарушение установленных законом сроков предоставления информации регулятору. И вроде бы процесс был четко прописан, а в процессе сразу задействовано не одно подразделение, да и в заполнении стандартной формы для предоставления информации не было ничего сложного. Но регулярно происходил сбой – компания несла необоснованные расходы в виде штрафов и репутационные риски. Уже на этапе коучинговой диагностики процесса на вопросе о понимании участниками процесса ролей и ответственности клиент надолго задумался и взял паузу для проверки отдельных моментов. На следующей сессии поделился тем, что нашел решение вопроса. Как выяснилось, регламентация бизнес-процесса составлена таким образом, что в отправке информации участвовало два подразделения, при этом без описания конкретной роли каждого, а сами линейные руководители не сумели договориться между собой о том, какое конкретно подразделение и какие действия осуществляет. Каждый линейный руководитель исходя из функционала подразделения считал, что эти действия закреплены за другим подразделением, и не хотел принимать на себя «дополнительный» функционал без увеличения штатной численности. В итоге отправка информации каждый раз происходила стихийно – в последний момент, что естественно приводило к нарушению сроков. Одна коуч-сессия и пару уточнений в регламентации бизнес-процесса помогли на 100% исключить риск штрафов и репутационные риски.
Для кого актуален коучинг бизнес-процессов
Высший менеджмент:
- стратегическое управление;
- оперативное управление процессами;
- управление архитектурой организации;
- управление системой организационного развития.
Middle management и линейные руководители:
- руководители операционных подразделений;
- руководители подразделений методологии;
- руководители, занимающиеся совершенствованием и оптимизацией процессов в собственном подразделении.
Управление проектами:
- руководители проектных офисов;
- сотрудники проектных команд;
- агенты изменений.
Для чего используется коучинг бизнес-процессов
Коучинг бизнес-процессов актуален:
- на этапе создания нового бизнес-процесса, когда требуется проработка и проверка идеи, выявление потенциальных рисков, поиск ресурсов для внедрения, поддержка в защите проекта перед руководством компании и дальнейшей реализации. Взаимодействие с коучем на этом этапе показывает проект с различных сторон, дает стратегическое видение в отношении предполагаемого изменения и выявляет «серые зоны», которые возможно упущены из вида, но могут неожиданно негативно сработать в работе над проектом;
- для ревизии имеющегося бизнес-процесса, если процесс не работает должным образом, и раз за разом компания несет связанные с этим риски;
- на этапе аудита процессов на предмет необходимости модернизации, а также в проектах по трансформации, повышению операционной эффективности – для выявления дополнительных источников оптимизации затрат и улучшения качества процессов.
Причин, по которым бизнес-процесс не работает как следует – много. Это и сопротивление команды против инноваций, и непринятие сотрудниками ответственности в пределах функционала, и пробелы в регламентации процесса, отсутствие сформулированных принципов работы с нестандартными ситуациями, устаревшие процессы, требующие модернизации и т.д. С каждой такой ситуацией мы разбираемся с клиентом индивидуально, а в процессе коучинговой работы клиент находит подходящее для компании решение вопроса. Иногда хватает изменить маленькую деталь процесса, чтобы все заработало.
На рынке много примеров, когда в проектах слияния компаний-лидеров рынка сотрудникам не хватает информации о реализуемых процессах и их дальнейших перспективах в компании. В результате снижается производительность, перспективные сотрудники (которые, как правило, выполняют «чувствительный» для бизнес-процессов функционал) начинают массово искать другую работу. Так в момент, когда сбои совсем не нужны, теряется требуемый контроль над процессами. Минимальное изменение в виде четкого плана коммуникаций с разными категориями сотрудников, сделанных вовремя, могло бы помочь предотвратить подобную ситуацию и снизить риски.
Как работает коучинг бизнес-процессов
В коучинге бизнес-процессов контракт, работа и подведение итогов происходят на двух уровнях: сам бизнес-процесс и потребность клиента в отношении этого процесса.
Это важно, так как для продуктивной работы с коучем важно определить главную на сегодняшний день задачу для клиента. Случается, что для клиента на первом этапе представляет значение развитие компетенций или формулирование мотивации в проекте по выстраиванию бизнес-процесса, без чего работа в отношении бизнес-процесса идет у клиента с трудом и недостаточно продуктивно.
Например, один клиент на этапе формулирования контракта для работы в коучинге осознал, что постоянно отодвигает сроки начала проекта, так как не чувствует достаточной уверенности в том, что сможет в полной мере презентовать идею на проектном комитете. Наша работа началась с усиления отдельных компетенций и проработки установок, мешающих двигаться в проекте.
Для выявления потребности и мотивации клиента в отношении проекта по выстраиванию или изменению бизнес-процессов обсуждаю с клиентом, например, такие вопросы как:
- Чувствует ли клиент энергию действовать, когда думает об этом проекте. Если нет, в чем сомнения?
- В чем личный смысл этого изменения для клиента и почему важно реализовать этот проект?
- Какие сильные качества клиента помогут двигаться в этом проекте?
- Как клиент хочет развиваться благодаря этому проекту? Какие навыки удастся прокачать?
- Какие перспективы откроются, когда этот проект будет реализован?
Обязательный этап заключения контракта на коучинг-бизнес процессов – диагностика: клиент в сотрудничестве с коучем определяет целевой результат проекта по выстраиванию или изменению бизнес-процесса, исходную точку и почему клиент считает необходимыми изменения, а также как изменения отразятся на компании, других функциях, бизнес-результатах и в чем нужна поддержка коуча.
Кроме того, проводится диагностика среды: насколько компания готова к предполагаемому изменению и что способно затруднять или замедлять движение по проекту.
В сотрудничестве с коучем клиент исследует следующие компоненты среды:
Люди:
- Уровень мотивации персонала и открытости к изменениям.
- Приверженность сотрудников культуре непрерывного совершенствования процессов.
- Понимание ролей и зон ответственности в процессе.
Компания:
- Атмосфера и стиль управления в компании.
- Подход к изменениям.
- Готовность компании к изменениям и потребность в них.
Исполнение:
- Существует ли единый взгляд на процесс со стороны бенефициара, заказчика, проектного менеджера и исполнителей.
- Цели проекта по SMART.
- Автоматизация.
Ресурсы:
Доступны ли ресурсы для надлежащего внедрения и исполнения процесса (проектная команда, ресурсы смежных подразделений, финансирование)
После диагностики и заключения контракта работа в коучинге ведется по следующим направлениям:
- работа с теми вызовами среды, которые озвучил клиент или выявленными в процессе диагностики;
- работа с изменением видения клиента, в том числе рефрейминг;
- развитие компетенций клиента, необходимых для успешного лидирования проекта по изменению бизнес-процессов;
- поддержка клиента при внедрении изменений.
Скажу по практике сессий по коучингу-бизнес процессов, что часто и сам процесс диагностики уже показывает клиенту ответ на вопрос, в чем было затруднение по проекту. Тогда клиент уходит работать с этим самостоятельно, обращаясь к коучу точечно для ситуативной поддержки.