Как создать и поддерживать мотивацию и эффективность при дистанционной работе
Мотивация – важный элемент продуктивной командной работы, который позволяет завершать проекты в срок и с достойными показателями, начинать новые инициативы и достигать амбициозных целей. Однако работа в распределенных по географическому признаку командах ставит под угрозу мотивацию на удаленке, что представляет сложность для руководителей, не имеющих достаточного опыта управления виртуальными командами. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о стратегиях, которые помогут поддерживать мотивацию на удаленке.
Особенности дистанционной работы: определение основных характеристик и преимуществ удаленного труда
Удаленная работа предполагает работу вне офиса, а также взаимодействие с коллегами посредством телефонных звонков, мессенджеров и платформ для видеосвязи.
К преимуществам дистанционной работы относят:
- Гибкость – сотрудники вправе работать из любого удобного места.
- Возможность найма людей с ограничениями по здоровью.
- Расширение географии поиска сотрудников – теперь необязательно инвестировать в релокацию талантливого соискателя в город, где базируется компания-работодатель.
- Рост производительности – при соблюдении правил мотивация на удаленке возрастает, а сотрудники проявляют себя продуктивнее в отношении выполняемых трудовых обязанностей.
- Рост удовлетворенности персонала – сотрудники получают новый уровень автономии, самостоятельно распределяя время для работы.
- Экономия средств – как для работодателя, так и для сотрудника: компаниями больше не требуется оплачивать внушительные счета за аренду офисных площадей и их обслуживание, а людям – терпеть издержки на транспортные и другие расходы, связанные с пребыванием в офисе.
Однако такой формат работы имеет и свои минусы:
- Возникновение ощущения социальной изоляции – люди, для которых важно личное взаимодействие с коллегами и построение отношений, испытывают сложности, столкнувшись с работой в виртуальной команде.
- Сложности в командной работе – не каждому удается перестроиться на эффективное сотрудничество, ограниченное пределами платформ для видеосвязи и мессенджеров.
- Стирание границ между работой и личной жизнью – трудоголики ощутили на себе, что отсутствие границ в виде офиса и временных рамок пребывания в нем, приводит к ненормированному рабочему дню. Кроме того, часто и начальство, и коллеги, пренебрегая расписанием, обращаются с рабочими вопросами в вечернее время и выходные дни.
- Сложности с концентрацией – работа из дома часто осложняется попытками родственника и домашних животных завладеть вниманием, а также становится испытанием для дисциплины, когда человеку приходится отвлекаться на домашние дела.
- Коммуникационное напряжение – письменное общение и онлайн-взаимодействие часто приводят к недопониманиям и даже конфликтам.
Мотивация при удаленной работе: ключевые стратегии для поддержания высокого уровня мотивации у сотрудников на удаленке
Чтобы поддерживать мотивацию на удаленке на рабочем уровне, предоставьте сотрудникам необходимые инструменты для выполнения должностных обязанностей. Конечно, интернет, электричество, ноутбук или компьютер есть в доме у каждого сотрудника, собирающегося работать на удаленке. Но, помимо этого, для удобства работы потребуются программные решения для совместной работы и управления проектами, удаленного взаимодействия, хранения файлов и документов.
Ну и конечно, не стоит забывать о себе! Работайте над личной самоорганизацией и мотивацией, например, осваивая техники управления временем, постановки целей и поддержания вдохновения. Кроме того, обращайте внимание на собственное состояние, не допуская выгорания и первых признаков апатии и усталость – делайте перерывы, занимайтесь спортом, находите варианты наполняющего силами отдыха. Помните, что мотивация на удаленке требует сосредоточенности, а без подобных разрядок ее не достигнуть.
Нормализации рабочих процессов в дистанционном формате помогут следующие стратегии:
- Создание подходящих условий – даже работа из дома требует комфортного и делового пространства. Оборудуйте дома небольшой кабинет, где удастся установить письменный стол и удобное кресло, а также удастся сократить количество шумов и отвлекающий факторов.
- Соблюдайте дресс-код – удаленка кажется отличным вариантом для работы в пижаме или спортивном костюме, однако соответствующая одежда, прическа и подготовка помогут подготовиться к началу дня и чувствовать себя продуктивным.
- Соблюдайте планы – поставьте задачи и цели на день, начинайте по плану и завершайте работу в срок, а чтобы облегчить концентрацию и сохранение внимания на работе, распределяйте нагрузку и периодически делайте перерывы.
Эффективные инструменты общения: роль эффективной коммуникации в поддержании связи и мотивации на удаленке
Коммуникация – основное звено продуктивности удаленной работы. Однако часто поддерживать контакт с теми, кто не находится с тобой в одном пространстве, становится сложной задачей. Старайтесь держать каждого члена команды в курсе событий – проговаривайте детали и мелкие нюансы актуальных проектов, это поможет избежать недопониманий.
Помните о том, что удаленка часто заставляет испытывать эмоциональный дискомфорт, переживать изоляцию и оторванность от коллектива. Это состояние больно бьет по мотивации на удаленке, негативно сказываясь на уровне вовлеченности. Не укрепляет коммуникацию и чрезмерная сосредоточенность на задачах, что неизменно делает тон общения чрезмерно сухим и деловым.
Кроме того, дистанционная работа часто увеличивает уровень стресса, так как сотрудникам начинает казаться, что они перестают быть важной частью команды. С этой проблемой также справится постоянное и объемное информирование о жизни компании, прогрессе и перспективах.
Сбалансировать эмоциональный фон в коллективе поможет личное общение – и один на один с подчиненными, и совместные удаленные кофе-брейки. На подобных встречах обсуждайте личные вопросы и сложности, которые возникают в ходе решения задач, а также трудности, вызванные удаленным режимом работы.
Расскажем о том, как использовать обратную связь для поддержания мотивации на удаленке и не разрушить отношения с подчиненными. Начинайте речь с причин, которые побуждают поделиться обратной связью, например: стремления исключить досадные ошибки и недоразумения в будущем; вера в то, что сотрудник способен на большее; желание раскрыть истинный потенциал подчиненных. Особенно важно не пропускать этот этап, если предстоит высказать негативный комментарий. Следите за тем, чтобы реплика не касалась личности человека, а относилась к поведению. И даже, когда подчиненный допустил ошибку, будьте позитивны, не возвращаясь раз за разом к имевшей место ситуации и ее последствиям. Вместо этого – смотрите в будущее и сосредоточьтесь на том, чтобы в следующий раз достигнуть лучшего результата.
Наконец, будьте щедры на похвалу и позитивные комментарии, если сотруднику удалось достигнуть хорошего результата. Такое внимание не только подкрепит позитивное поведение, но и усилит приверженность компании.
Отдельно скажем о том, как общаться с подчиненными, чтобы избегать недопониманий. Будьте четки и лаконичны, подбирая формулировки, а также выберите правильное средство коммуникации. Например, если ожидается, что задача потребует более трех вопросов со стороны подчиненных стоит запланировать аудио- или видеозвонок и обсудить эти детали в режиме реального времени.
Руководителю на удаленке требуется не только говорить, но и слушать, поэтому относитесь серьезно к тому, чем делятся сотрудники – мнениям, мыслям и комментариям. Спросите у коллег обратную связь относительно организации процесса удаленной работы, а также моментах, которые можно было бы модернизировать, чтобы облегчить выполнение задач. Информация, озвученная в ходе такого общения, способна улучшить качество и повысить продуктивность.
Отметим и еще одну важную деталь! Общаясь с подчиненными, продвигайте миссию компании и цели работы. Находясь вне офисных стен, легко забыть ответ на главный, определяющий смысл, вопрос: «Почему?», однако потеря смысла приводит к падению целеустремленности. Поэтому регулярно обращайтесь к коллегам с сообщениями, объясняющими, какое значение имеет выполняемая работа.
Мотивация на удаленке – как укрепить корпоративную культуру
Удаленная работа часто уводит фокус с укрепления корпоративной культуры на продуктивность решения стоящих задач, поэтому, даже не работая с коллегами в одних и тех же офисных стенах, не забывайте ставить благополучие персонала в приоритет. Ищите способы укрепления связей между сотрудниками, создавая разные возможности для совместного времяпрепровождения – очных встреч, если команда работает в одном городе, онлайн-игр, направления подарков по случаю значимых праздников. Помните, что эмоциональное благополучие команды становится особенно уязвимым при удаленной работе.
Чтобы мотивация на удаленке не становилась слабым звеном, следуйте следующим стратегиям, которые помогут поддерживать командный дух на нужном уровне для успешного выполнения поставленных задач:
- Устанавливайте четкие ожидания. Определите четкие и достижимые цели совместной работы, требующиеся ресурсы и сроки. Озвучьте эти ожидания, чтобы команда была осведомлена о предстоящей работе и смогла синхронизировать усилия.
- Регулярно устраивайте сеансы неформального общения. Если встретиться очно не позволяет географическая распределенность, то планируйте встречи онлайн, запрещая касаться на них рабочих вопросов.
- Вкладывайтесь в укрепление культуры доверия – работа на удаленке обнажает многие проблемы взаимодействия и такой формат предполагает, что и сотрудники, и начальник должны быть на 100% уверены друг в друге.
- Оценивайте прогресс в выполнении задач. Очная работа в офисе облегчает руководителям задачу отслеживания действий команды, а вот удаленка, как правило, приводит к тому, что начальник начинает бомбардировать подчиненных письмами и сообщениями с просьбами обновить результаты или предоставить отчеты о проделанном. Задача здесь – найти баланс между настойчивостью и предоставлением автономии коллективу, что потребуется адаптации управленческого стиля. Поддерживайте контакт с сотрудниками, будьте доступны для комментариев и предоставления необходимых ресурсов, но не отвлекая от непосредственного выполнения задач.
- Будьте эмпатичным лидером. Не забывайте поддерживать коллег, проявляя о них заботу, относясь к ним с участием и пониманием. Цените подчиненных, в первую очередь, как людей и тогда ответом на это отношение станет готовность сделать больше для общего дела.