Индивидуальное обучение – можно ли учиться без школы
Все дети разные, их способности, интересы и потребности неоднородны. Однако занятия в школьных классах, как правило, выстраиваются по единому плану. Если же родитель решается выбрать частную образовательную стратегию для ребенка, либо того требуют обстоятельства – здоровье или ограничения по здоровью, профессиональные занятия спортом или музыкой, чрезвычайно развитые интеллектуальные способности, то на помощь приходит индивидуальное обучение. О том, как настроить учебу под ребенка, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Почему дети уходят из школы
Индивидуальное обучение или обучение по индивидуальному плану предполагает персонализированный подход по составлению образовательных программ в соответствии с потребностями и особенностями каждого конкретного ребенка. Этот формат уместен в следующих обстоятельствах:
- Образ жизни семьи или особенности работы родителей препятствуют учебе по стандартной программе.
- Желание или потребности в изучении отдельных предметов по углубленной программе.
- Наличие специфических трудностей в изучении новых знаний.
- Одаренность и развитые интеллектуальные способности.
- Сложности в освоении учебной программы.
- Предстоящее участие в олимпиадах или экзаменах, требующих дополнительной подготовки.
- Дополнительные интересы ученика, например, профессиональные занятия спортом.
- Сложности в отношениях с одноклассниками.
- Особенности здоровья, в том числе ментального.
- Частые смены места жительства.
Кроме того, такой подход также применяется в случаях, когда ученику требуется компенсация знаний, например, из-за отставания по ряду предметов.
Случается также, что ребенка переводят на индивидуальное обучение по инициативе руководства школы и на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии. Происходит это, если ребенок не способен полноценно учиться в коллективе одноклассников.
Так формат адаптируется под нужды учеников для облегчения усвоения новых знаний. Как правило, этот подход отличает: персонализированность и гибкость – свобода в выборе времени и места занятий, а также темпа процесса.
Педагог предоставляет ребенку регулярную обратную связь, становясь наставником и предоставляя поддержку, помогающую преодолевать сложности. Не менее важно в таких условиях развивать самостоятельность и дисциплинированность, поэтому преподаватель стремится мотивировать ребенка к дальнейшей учебе, в том числе за счет развития познавательных интересов.
Как на практике устроено индивидуальное обучение
Ученик работает с учителем один на один, выполняя составленные конкретно под него задания. Другой формат – дифференцированные занятия в классе, при котором педагог дает детям задания, предварительно распределенные по уровню сложности.
Учиться можно как на дому, так и в школе. Кроме того, даже при учебе из дома иногда предполагаются периодические визиты в школу для сдачи домашних заданий или прохождения контрольных испытаний.
Для поддержания интереса обучающегося используются различные методики и инструменты, в том числе и цифровые – онлайн-курсы и интернет-платформы с использованием игровых механик и технологий вовлечения. Такие форматы также помогают адаптировать курс под уровень ученика.
Кроме того, образовательный процесс предполагает и работу над проектами, темы которых соответствуют интересам ребенка.
При необходимости план корректируется в части используемых методов, темпа и содержания программы. Происходит это по результатам мониторинга прогресса и оценки предварительных результатов, например, по итогам тестовых заданий и выполненных проектов. Рекомендуется также обсуждать результаты с учеником и учитывать озвученные пожелания при корректировках.
Тьютор и программа индивидуального обучения для ребенка
Участие тьютора – подспорье родителю в выстраивании процесса образования как в части освоения отдельных предметов, так и в области организации этого процесса и развития личностных качеств ребенка.
Тьютор адаптирует методики под особенности восприятия информации ребенком, учитывая слабые и сильные стороны тьюторанта. Так ребенок усвоит материал даже сложных предметов, что облегчит глубокое понимание темы.
В ходе встреч с тьютором будут рассматриваться и содержание текущих уроков, в том числе с использованием интерактивных инструментов, и предстоящие темы.
Кроме того, совместно с родителем и учеником будет создан персонализированный, сбалансированный и учитывающий интересы и приоритеты ребенка план. Важно, что речь идет не еще об одном очередном плане, а о личностном плане образования – образовательной траектории ребенка. При этом тьютор предложит тьюторанту ряд дисциплин, предметных областей и других вариантов развития, поможет изучить эти предложения, а также определиться с собственными предпочтениями.
Стоит также отметить, что в процессе встреч тьютор будет учить ребенка задавать вопросы, анализировать информацию и формулировать собственную позицию, что послужит развитию критического мышления и улучшит способность к анализу и синтезу информации.
Такой эксперт становится обучающемуся наставником в развитии самостоятельности, преодоления трудностей и углубления знаний. Родителям же тьютор поможет сориентироваться в выборе дополнительных курсов, кружков и секций, а также окажет содействие в дальнейшем планировании образования и выбора профессии. Таким образом, создается стратегия действий на долгосрочную перспективу.
Выбирая специалиста, удостоверьтесь в том, что за плечами тьютора – соответствующая подготовка и опыт работы. Важны и личные качества: терпение, внимательность и желание укреплять комфортную атмосферу для обучения.
Что стоит учитывать при индивидуальном обучении
Прежде чем рассматривать индивидуальное обучение рекомендуется диагностировать начальный уровень и потребности ученика, оценив текущие навыки и знания. Не менее важно проанализировать личные и образовательные цели, а также интересы ребенка.
Стоит также определиться с предпочтительными стилями подачи информации, например, поставив в приоритет использование визуальных, аудиальных или кинестетических средств.
Как перейти на индивидуальное обучение
Право принять такое решение остается за каждой семьей. Однако делая такой выбор, оцените возможные риски и определите цель перехода, а также перечень обстоятельств того требующих: приоритет на гибкое расписание, потребность в специализированном подходе, здоровье ребенка и так далее. Сформулируйте ожидания – улучшение успеваемости, подготовка к экзаменам, построение карьеры в музыке, спорте или других дисциплинах.
Далее обратитесь с соответствующим заявлением в школу. Для этого также потребуется составить учебный план, включающий перечень дисциплин, расписание и методики освоения новых знаний. Составляя расписание, учитывайте пики продуктивности ребенка и загруженность по другим занятиям, например, посещение спортивных секций. Предусматривайте также перерывы и свободное время для отдыха.
Стремитесь разнообразить учебу для ребенка, выбирая:
- Занятия с репетиторами.
- Онлайн и очные групповые курсы.
- Самостоятельные занятия по учебникам и дополнительным материалам, в том числе с использованием образовательных платформ.
- Познавательные мероприятия для учеников, которые организуются в просветительских центрах, библиотеках и других городских учреждениях.
Кроме того, потребуется произвести отбор преподавателей, а также подготовить место для занятий дома.
Обеспечьте отдельное, комфортное и тихое пространство для занятий с эргономичной мебелью и необходимым оснащением.
Стоит признать, что такой подход потребует дополнительных финансовых вложений, связанных с покупкой учебных материалов, оплатой репетиторов и курсов.
Отдельно упомянем и о другом факторе – несогласии школы с решением родителей. Иногда это увеличивает нагрузку на учителей, ведь в таких условиях школа теряет прямой контроль над ребенком. Кроме того, иногда отказ родителей может больно ударить по репутации учебного заведения, вызвав сомнения в качестве образовательного стандарта у других родителей. Уход одного ученика становится прецедентом для других и поводом для размышлений.
Социализация и индивидуальное обучение
Распространено мнение, что уход из школы не дает ребенку развивать социальные навыки через командную работу, общение со сверстниками и решение конфликтов. Однако при индивидуальном обучении у ребенка иногда возникает гораздо больше вариантов для взаимодействия с другими детьми.
Во-первых, учет интересов ребенка при планировании учебного процесса помогает лучше понимать самого себя и окружающий мир. А отсутствие жесткой школьной среды – основа для гармоничной социализации и подспорье в выстраивании взаимодействия в комфортной обстановке.
Во-вторых, общение в сообществе единомышленников, объединенных общих интересами, повышает качество взаимодействия. В кружках, секциях и творческих лабораториях ребята, занимаясь любимыми хобби, быстрее находят себе верных друзей.
Конечно, без должного внимания к организации социальных мероприятий не исключено, что ребенок начнет чувствовать себя изолированным, что негативно скажется на эмоциональном состоянии. Поэтому, составляя образовательную программу, предусмотрите также занятия в кружках, секциях и другие групповые мероприятия, чтобы ребенок развивал навыки общения и взаимодействия со сверстниками.
Другой вариант – присоединение к группам и сообществам детей, которые учатся дома, что поможет ребятам регулярно общаться и обмениваться опытом. Подобные же сообщества действуют и для взрослых, где родители делятся наблюдениями, действенными стратегиями и лайфхаками.
Кроме того, сработают в целях социализации и групповые экскурсии в музеи, театры и другие учреждения культуры, а также парки и игровые центры, в которых дети будут практиковать навыки общения в неформальной обстановке.
Учитывая, что социализация – весомый элемент развития ребенка, стремитесь создавать условия для такого развивающего общения, пользуясь теми преимуществами, которые дает учеба по гибкому и свободному графику. Пусть учеба, классы и дополнительные секции вкупе с развлечениями и дружбой станут основой для счастливого и гармоничного взросления!