Блог
09.10.2024

Индивидуальное обучение – можно ли учиться без школы

Все дети разные, их способности, интересы и потребности неоднородны. Однако занятия в школьных классах, как правило, выстраиваются по единому плану. Если же родитель решается выбрать частную образовательную стратегию для ребенка, либо того требуют обстоятельства – здоровье или ограничения по здоровью, профессиональные занятия спортом или музыкой, чрезвычайно развитые интеллектуальные способности, то на помощь приходит индивидуальное обучение. О том, как настроить учебу под ребенка, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Почему дети уходят из школы

Индивидуальное обучение или обучение по индивидуальному плану предполагает персонализированный подход по составлению образовательных программ в соответствии с потребностями и особенностями каждого конкретного ребенка. Этот формат уместен в следующих обстоятельствах:

  • Образ жизни семьи или особенности работы родителей препятствуют учебе по стандартной программе.
  • Желание или потребности в изучении отдельных предметов по углубленной программе.
  • Наличие специфических трудностей в изучении новых знаний.
  • Одаренность и развитые интеллектуальные способности.
  • Сложности в освоении учебной программы.
  • Предстоящее участие в олимпиадах или экзаменах, требующих дополнительной подготовки.
  • Дополнительные интересы ученика, например, профессиональные занятия спортом.
  • Сложности в отношениях с одноклассниками.
  • Особенности здоровья, в том числе ментального.
  • Частые смены места жительства.

Кроме того, такой подход также применяется в случаях, когда ученику требуется компенсация знаний, например, из-за отставания по ряду предметов.

Случается также, что ребенка переводят на индивидуальное обучение по инициативе руководства школы и на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии. Происходит это, если ребенок не способен полноценно учиться в коллективе одноклассников.

Так формат адаптируется под нужды учеников для облегчения усвоения новых знаний. Как правило, этот подход отличает: персонализированность и гибкость – свобода в выборе времени и места занятий, а также темпа процесса.

Педагог предоставляет ребенку регулярную обратную связь, становясь наставником и предоставляя поддержку, помогающую преодолевать сложности. Не менее важно в таких условиях развивать самостоятельность и дисциплинированность, поэтому преподаватель стремится мотивировать ребенка к дальнейшей учебе, в том числе за счет развития познавательных интересов.

Как на практике устроено индивидуальное обучение

Ученик работает с учителем один на один, выполняя составленные конкретно под него задания. Другой формат – дифференцированные занятия в классе, при котором педагог дает детям задания, предварительно распределенные по уровню сложности.

Учиться можно как на дому, так и в школе. Кроме того, даже при учебе из дома иногда предполагаются периодические визиты в школу для сдачи домашних заданий или прохождения контрольных испытаний.

Для поддержания интереса обучающегося используются различные методики и инструменты, в том числе и цифровые – онлайн-курсы и интернет-платформы с использованием игровых механик и технологий вовлечения. Такие форматы также помогают адаптировать курс под уровень ученика.

Кроме того, образовательный процесс предполагает и работу над проектами, темы которых соответствуют интересам ребенка.

При необходимости план корректируется в части используемых методов, темпа и содержания программы. Происходит это по результатам мониторинга прогресса и оценки предварительных результатов, например, по итогам тестовых заданий и выполненных проектов. Рекомендуется также обсуждать результаты с учеником и учитывать озвученные пожелания при корректировках.

Даже индивидуальное обучение не снимает с плеч ребенка необходимость прохождения регулярных аттестаций для подтверждения знаний. Результаты этих тестирований используются в качестве допуска к ЕГЭ и ОГЭ, которые в дальнейшем требуются для продолжения академической подготовки в вузах или средних специальных учебных заведениях.

Тьютор и программа индивидуального обучения для ребенка

Участие тьютора – подспорье родителю в выстраивании процесса образования как в части освоения отдельных предметов, так и в области организации этого процесса и развития личностных качеств ребенка.

Тьютор адаптирует методики под особенности восприятия информации ребенком, учитывая слабые и сильные стороны тьюторанта. Так ребенок усвоит материал даже сложных предметов, что облегчит глубокое понимание темы.

В ходе встреч с тьютором будут рассматриваться и содержание текущих уроков, в том числе с использованием интерактивных инструментов, и предстоящие темы.

Кроме того, совместно с родителем и учеником будет создан персонализированный, сбалансированный и учитывающий интересы и приоритеты ребенка план. Важно, что речь идет не еще об одном очередном плане, а о личностном плане образования – образовательной траектории ребенка. При этом тьютор предложит тьюторанту ряд дисциплин, предметных областей и других вариантов развития, поможет изучить эти предложения, а также определиться с собственными предпочтениями.

Стоит также отметить, что в процессе встреч тьютор будет учить ребенка задавать вопросы, анализировать информацию и формулировать собственную позицию, что послужит развитию критического мышления и улучшит способность к анализу и синтезу информации.

Такой эксперт становится обучающемуся наставником в развитии самостоятельности, преодоления трудностей и углубления знаний. Родителям же тьютор поможет сориентироваться в выборе дополнительных курсов, кружков и секций, а также окажет содействие в дальнейшем планировании образования и выбора профессии. Таким образом, создается стратегия действий на долгосрочную перспективу.

Выбирая специалиста, удостоверьтесь в том, что за плечами тьютора – соответствующая подготовка и опыт работы. Важны и личные качества: терпение, внимательность и желание укреплять комфортную атмосферу для обучения.

Что стоит учитывать при индивидуальном обучении

Прежде чем рассматривать индивидуальное обучение рекомендуется диагностировать начальный уровень и потребности ученика, оценив текущие навыки и знания. Не менее важно проанализировать личные и образовательные цели, а также интересы ребенка.

Стоит также определиться с предпочтительными стилями подачи информации, например, поставив в приоритет использование визуальных, аудиальных или кинестетических средств.

Как перейти на индивидуальное обучение

Право принять такое решение остается за каждой семьей. Однако делая такой выбор, оцените возможные риски и определите цель перехода, а также перечень обстоятельств того требующих: приоритет на гибкое расписание, потребность в специализированном подходе, здоровье ребенка и так далее. Сформулируйте ожидания – улучшение успеваемости, подготовка к экзаменам, построение карьеры в музыке, спорте или других дисциплинах.

Далее обратитесь с соответствующим заявлением в школу. Для этого также потребуется составить учебный план, включающий перечень дисциплин, расписание и методики освоения новых знаний. Составляя расписание, учитывайте пики продуктивности ребенка и загруженность по другим занятиям, например, посещение спортивных секций. Предусматривайте также перерывы и свободное время для отдыха.

Стремитесь разнообразить учебу для ребенка, выбирая:

  1. Занятия с репетиторами.
  2. Онлайн и очные групповые курсы.
  3. Самостоятельные занятия по учебникам и дополнительным материалам, в том числе с использованием образовательных платформ.
  4. Познавательные мероприятия для учеников, которые организуются в просветительских центрах, библиотеках и других городских учреждениях.

Кроме того, потребуется произвести отбор преподавателей, а также подготовить место для занятий дома.

Обеспечьте отдельное, комфортное и тихое пространство для занятий с эргономичной мебелью и необходимым оснащением.

Стоит признать, что такой подход потребует дополнительных финансовых вложений, связанных с покупкой учебных материалов, оплатой репетиторов и курсов.

Отдельно упомянем и о другом факторе – несогласии школы с решением родителей. Иногда это увеличивает нагрузку на учителей, ведь в таких условиях школа теряет прямой контроль над ребенком. Кроме того, иногда отказ родителей может больно ударить по репутации учебного заведения, вызвав сомнения в качестве образовательного стандарта у других родителей. Уход одного ученика становится прецедентом для других и поводом для размышлений.

И конечно, часто между школой и родителями возникают ценностные конфликты – руководство учебных заведений, как правило, придерживается традиционных методов организации образовательного процесса, поэтому убеждено в том, что структурированность школьной среды – единственное решение для развития гармоничных личностей.

Социализация и индивидуальное обучение

Распространено мнение, что уход из школы не дает ребенку развивать социальные навыки через командную работу, общение со сверстниками и решение конфликтов. Однако при индивидуальном обучении у ребенка иногда возникает гораздо больше вариантов для взаимодействия с другими детьми.

Во-первых, учет интересов ребенка при планировании учебного процесса помогает лучше понимать самого себя и окружающий мир. А отсутствие жесткой школьной среды – основа для гармоничной социализации и подспорье в выстраивании взаимодействия в комфортной обстановке.

Во-вторых, общение в сообществе единомышленников, объединенных общих интересами, повышает качество взаимодействия. В кружках, секциях и творческих лабораториях ребята, занимаясь любимыми хобби, быстрее находят себе верных друзей.

Конечно, без должного внимания к организации социальных мероприятий не исключено, что ребенок начнет чувствовать себя изолированным, что негативно скажется на эмоциональном состоянии. Поэтому, составляя образовательную программу, предусмотрите также занятия в кружках, секциях и другие групповые мероприятия, чтобы ребенок развивал навыки общения и взаимодействия со сверстниками.

Другой вариант – присоединение к группам и сообществам детей, которые учатся дома, что поможет ребятам регулярно общаться и обмениваться опытом. Подобные же сообщества действуют и для взрослых, где родители делятся наблюдениями, действенными стратегиями и лайфхаками.

Кроме того, сработают в целях социализации и групповые экскурсии в музеи, театры и другие учреждения культуры, а также парки и игровые центры, в которых дети будут практиковать навыки общения в неформальной обстановке.

Учитывая, что социализация – весомый элемент развития ребенка, стремитесь создавать условия для такого развивающего общения, пользуясь теми преимуществами, которые дает учеба по гибкому и свободному графику. Пусть учеба, классы и дополнительные секции вкупе с развлечениями и дружбой станут основой для счастливого и гармоничного взросления!

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все