Блог
26.02.2025

Гибридное обучение: сочетание традиционных и современных форматов

Концепция гибридного обучения появилась сравнительно недавно и до сих пор вызывает разночтения. Эксперты утверждают, что такой формат учебы нельзя считать дополнением к очной форме образования. Эта модель представляет собой самостоятельный формат, требующий отдельного подхода со стороны создателей образовательных программ.

В новой статье Академии социальных технологий рассмотрим выгоды гибридной схемы в образовании.

Преимущества гибридной модели: как совмещаются онлайн и офлайн форматы

Гибридное обучение, ставшее актуальным в пандемию, представляет собой новый подход к учебе и повышению квалификации сотрудников компаний в условиях ограниченного физического взаимодействия. Несмотря на изначальные вызовы, связанные с необходимостью адаптации к новым реалиям, этот формат продемонстрировал жизнеспособность даже после снятия карантинных мер.

Особенность формата — сочетание очных занятий с элементами дистанционной учебы. В рамках одного курса часть учеников приходят непосредственно в аудиторию вместе с преподавателем, тогда как остальные подключаются к занятиям онлайн посредством специализированных приложений на мобильных устройствах, компьютерах или ноутбуках.

Организация учебы в «гибриде»:

1. Подбор платформы для онлайн-занятий

Для гибридных занятий важно правильно выбрать цифровую платформу. Современные решения предлагают больше вариантов, нежели проведение уроков в режиме реального времени. В числе таких платформ Skillspace, Контур, Ispring, МТС-Линк Курсы и др.

2. Закупка оборудования

Минимально требуемый комплект техники включает веб-камеру и микрофон. Перед началом лекций важно произвести настройку оборудования и удостовериться в его исправности. Стоит заранее проверить, как работает звук, камера, настроена ли возможность визуального контакта между преподавателем и участниками онлайн-группы.

3. Пересмотр учебных программ

Переход на «гибрид» требует серьезных усилий, выходящих за рамки трансляции лекций в интернете. Для лучшего результата учебный план предстоит адаптировать для очных и для удаленных студентов. Особое внимание стоит уделить внедрению интерактивных компонентов, которые помогут поддерживать высокую степень вовлеченности. Среди возможных решений — использование презентаций, тестов, опросов, а также включение игровых механик, направленных на поддержание интереса слушателей.

4. Назначьте ассистента

Рекомендовано поручить часть технических и административных обязанностей помощнику, который возьмет на себя такие задачи, как настройка аппаратуры, взаимодействие с участниками в чате, ответы на повторяющиеся вопросы и иные функции, не относящиеся непосредственно к преподаванию. Это поможет спикеру сконцентрироваться на проведении занятия, освободив его от отвлекающих факторов.

Прежде, чем приступить к проведению лекций, стоит убедиться, что сотрудники, выбравшие онлайн-формат, подключены к интернету и готовы технически. Важно создать условия, при которых участники будут чувствовать себя полноценными членами коллектива, несмотря на физическое расстояние, измеряемое сотнями километров от преподавателя.

Почему стоит выбрать гибридную модель образования

Главное достоинство «гибрида» состоит в перспективе обучать серьезное число сотрудников независимо от их географического расположения. Отсутствие жесткой привязки к физическому местоположению расширяет образовательные горизонты компаний с филиалами и представительствами в регионах. Больше не требуется выделять значительные средства на командировки для участия в тренингах — учеба доступна каждому сотруднику на рабочем месте.

Компании получают дополнительные преимущества: гибкость в составлении расписаний и отсутствие ограничений по количеству участников. Очные слушатели легко дополняются онлайн-аудиторией, обеспечивая непрерывность учебы для тех, кто не может присутствовать лично.

Гибридное обучение помогает развивать самостоятельность сотрудников и улучшать их цифровые компетенции. Участие в виртуальных дискуссиях помогает преодолеть застенчивость и страх публичных выступлений, поскольку общение перед экраном воспринимается менее стрессовым. Дополнительным плюсом становится экономия бюджета за счет отказа от аренды больших помещений и снижения расходов на командировочные расходы.

Интеграция технологий в образовательный процесс: современные инструменты и методики

Для успеха в запуске гибридного формата необходимы специализированные цифровые инструменты — программы, платформы и приложения.

1. Облачное рабочее пространство

Этот инструмент обязателен для преподавателей, внедряющих «гибрид». Облачная среда предоставляет следующие функциональные возможности: централизованное хранение электронных материалов; мгновенный обмен файлами в нужный момент; круглосуточный доступ к информации с любых устройств при наличии интернета.

2. Система администрирования учебных курсов

Платформы созданы для планирования и управления учебным процессом, охватывая распределение задач между преподавателями и студентами, размещение уведомлений, сбор и хранение информации для отслеживания академической успеваемости. Такая система — основа для «гибрида», она объединяет процессы в единую экосистему.

3. Коммуникационная платформа

В числе сложностей виртуальных уроков — риск потери концентрации у участников. Чтобы минимизировать эту проблему, необходима платформа, обеспечивающая интерактивность и вовлеченность. Такая платформа должна позволять участникам собираться в группы, свободно общаться, обмениваться информацией и оставаться на одной волне.

4. Интерактивная доска

Улучшает подачу материала и повышает интерес учеников к занятиям. Она заменяет традиционные меловые доски и флипчарты, предоставляя возможности для объяснения новых тем и контроля усвоения знаний. Цифровые доски поддерживают медиафайлы, позволяющие рисовать, писать, делать заметки, а также демонстрировать дополнительные материалы и презентации, что делает учебу более динамичной.

Спрос на «гибрид» стремительно возрастает как среди учащихся, так и среди педагогов. Тем не менее реализация этой модели требует пересмотра привычных методов преподавания и подходов к вовлечению студентов.

Методы, доказавшие результативность в традиционной форме, могут вдруг оказаться неэффективными, когда часть аудитории учится удаленно. Следовательно, для работы в «гибриде» педагогам важно обладать цифровыми компетенциями, быть готовыми экспериментировать с новыми методами и критически оценивать их результативность применительно к каждой конкретной ситуации.

Будущие тренды: какие изменения ожидают сферу образования в гибридном формате 

Цифровые технологии трансформируют систему образования. Согласно исследованию ВШЭ, в России наблюдается рост доверия к гибридным лекциям, а также стремление к внедрению программ микрообучения и интеграции теоретической подготовки с практикой.

Тенденции, которые определяют перспективы развития образования:

  • Гибридное обучение. Объединяет элементы онлайн- и офлайн-образования, предоставляя студентам свободу выбора оптимального способа получения знаний. Дистанционно-очная модель помогает сочетать лекции, семинары и практические занятия, обеспечивая гибкость и удобство для каждого участника.
  • Применение искусственного интеллекта. ИИ применяют для персонализации процесса учебы. Нейросети помогают адаптировать программы и методики под личные потребности и уровень подготовки каждого учащегося, что значительно увеличивает скорость усвоения информации.
  • Виртуальная и дополненная реальности. Эти технологии формируют интерактивные образовательные среды, в которых учащиеся полноценно взаимодействуют с учебными материалами и сокурсниками в виртуальном пространстве. Такое погружение усиливает вовлеченность и содействует лучшему восприятию информации.
  • Микрообучение. Этот подход предполагает использование коротких, целенаправленных учебных блоков, которые легко воспринимаются и запоминаются. Такой подход помогает учащимся осваивать материал в подходящем формате, избегая информационной перегрузки.
  • Открытые образовательные ресурсы. Они дают доступ к материалам, открывая возможность для самостоятельного обучения независимо от места нахождения студента.

Исследование показало, что наибольшей популярностью пользуются направления, сочетающие онлайн и офлайн-форматы. Стоит отметить, что все эти форматы предполагают высокий уровень самодисциплины и способности самостоятельно выстраивать образовательный путь.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все