Блог
17.06.2024

Этические аспекты в бизнес-коучинге

Соблюдение этических аспектов коучем по отношению к клиентам – основа качественного и эффективного сотрудничества, благодаря которой и клиенты достигают целей, и индустрия коучинга получает мощный рывок созидательного развития. Особое значение вопрос соблюдения профессиональной этики принимает при работе с корпоративными клиентами – в таком контексте нарушение даже одной нормы способно привести к серьезным убыткам и репутационным рискам. Подробнее об этических аспектах в бизнес-коучинге читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Принципы этичного бизнес-коучинга: честность, доверие, уважение

Для успеха коуч-сессий крайне важна доверительная и безопасная атмосфера, в которой клиент сможет свободно выражать мысли, делиться опасениями и не бояться предстать с уязвимой, а иногда и слабой стороны. Во время этой работы предстоит исследовать убеждения, ценности и страхи, которые не дают достигнуть желаемого. Часто клиенту открываются собственные теневые стороны – то, что не всегда хочется знать о себе. Поэтому так важно, чтобы коуч соблюдал профессиональную этику, например, обеспечивал конфиденциальность диалога, а также уважал ряд других аспектов. Например, среди этических норм, которые определяют особенности этой профессии, содержатся следующие постулаты:

  1. Не причинять вреда другим и самому себе.
  2. Действовать так, чтобы способствовать благополучию.
  3. Оказывать услуги в пределах компетенции.
  4. Уважать интересы клиента.
  5. Соблюдать законодательство страны, в которой ведется практика.

И, конечно, ставки возрастают, когда коуч сопровождает бизнес-клиентов, часто в работе касаясь тем, составляющих коммерческую тайну.

Соблюдение этики проведения сессий поможет избежать недоразумений и конфликтных ситуаций, способствуя установлению долгосрочных и продуктивных отношений между коучем и клиентом.

В этой связи в начале работы, руководствуясь принципом открытости и честности, эксперту рекомендуется проинформировать клиента о методах работы и инструментах, которые будут использоваться на сессиях.

И, конечно, уважение к профессиональной гигиене крайне важно для эксперта, который настроен приносить пользу клиентам, обществу, а также укреплять имидж помогающих профессий.

Конфиденциальность и защита данных клиента: соблюдение приватности

Коуч несет ответственность за сохранение конфиденциальности информации, которую озвучивает клиент. Речь идет о сведениях, относящихся к профессиональной деятельности, личной жизни, проблемах и целях. В том случае, если коуч намерен разгласить эти сведения третьим лицам в полном или частичном объеме, потребуется письменное согласие клиента.

Предстоит позаботиться и о защите документации, которая связана с клиентом: текстовые или цифровые заметки сессий, аудио- и видеозаписи, пошаговые инструкции и планы действий. Все это стоит хранить в безопасном и защищенном месте, обеспечивая массивы данных от несанкционированного доступа.

Если коуч планирует обсудить кейс клиента с супервизором или коллегами, то стоит использовать псевдонимы, менять обстоятельства и другие фактологические сведения, чтобы не допустить узнаваемости случая. Стоит быть крайне осторожным, обсуждая дело, ни в коем случае не допуская раскрытия личности.

Выше перечислены только основные требования к защите клиента. Добавим также, что многие из них выдвигают и собственные требования к коучам:

  1. Проведение встреч вне офиса.
  2. Общение вне телефонов, компьютеров и других электронных устройств.
  3. Подписание отдельных соглашений.
  4. Оплата услуг не от юридического лица, а лично клиентом – как физическим лицом.

Объективность и непредвзятость: открытость к точке зрения и мнению клиента

Объективное и непредвзятое отношение к клиенту – важный аспект этичности и профессионализма коучинговой практики. Дело в том, что задача коуча – помогать клиенту самостоятельно осознавать свои слабые и сильные стороны, выявлять проблемы и развиваться, а не зависеть и исходить из проекции и взгляда коуча на конкретный кейс.

Кроме того, безоценочность эксперта гарантирует клиенту получение конструктивной обратной связи, которая повысит продуктивность совместной работы.

Важно понимать, что оценка коуча лишает самого клиента способности к непредвзятости, рациональному и честному взгляду на себя самого. Эти оценки разрушают субъектность клиента, переводя его в статус пациента или человека с меньшей степенью автономии.

Наконец, субъективность коуча больно бьет по доверию между сторонами. В идеале, чтобы клиент испытывал поддержку и помощь, а не дискомфорт и страх ожидания негативной оценки.

Правильной и этичной ролью в данном контексте станет позиция коуча, который осознает себя как помощника и партнера клиента на пути саморазвития. При этом роль первой скрипки остается за клиентом, в праве которого приходить к собственным решениям и выводам.

Согласование целей и ожиданий: четкое определение целей и ограничений с клиентом

Крайне важно перед началом работы провести установочные встречи, посвященные согласованию целей и ожиданий. Это поможет обеим сторонам понимать, какой результат коучинга будет желаемым и как его достигнуть. При этом цели требуется формулировать конкретные, измеримые и достижимые, соразмерные имеющимся у клиента ресурсам и текущей ситуации.

Речь идет о своеобразной синхронизации усилий сторон, которая приводит к тому, что и клиент, и коуч осознают четкое направление работы, действуют слаженно и результативно.

Но и не только! Согласование целей поднимает градус обоюдной ответственности участников процесса: коуч предоставляет клиенту поддержку, необходимые инструменты, техники и методы, в то время как право действовать и совершать изменения остается за самим клиентом.

Конечно, благодаря механизму подотчетности – отслеживанию прогресса клиента, обратной связи о действиях и достигнутых результатах, которые коуч помогает собирать и анализировать, а также использовать для коррекции плана или дорожной карты, путь к свершениям дается легче и быстрее.

Отказ от манипуляций и манипулятивных техник: поддержка клиента без вмешательства или контроля

Для коуча крайне важно не злоупотреблять нормами профессиональной этики, например, обещаниями быстрого или пожизненного результата. Разговор во время сессий стоит выстраивать открыто и без попыток ввести в заблуждение, с пониманием реальных возможностей клиента, времени и ресурсов, которые потребуются для изменений.

Отдельные «коучи», стремясь форсировать процесс и достигнуть цели в кратчайшие сроки, воздействуют на клиента, вызывая у него чувство вины или страха. Однако такие приемы, впрочем, как и давление с угрозами в попытке заставить клиента действовать вопреки его интересов, строго запрещены.

Профессиональный эксперт, уважающий и себя, и окружающих, будет выстраивать взаимоотношения так, чтобы клиент двигался по собственной жизни самостоятельно – без зависимости от коуча, но имея необходимые для того ресурсы, навыки и знания.

Стремление к постоянному развитию и самосовершенствованию: поддержание высоких стандартов этической практики в коучинге

Чтобы поддерживать высокий стандарт оказываемых услуг и соответствовать этическим и моральным нормам, коучу потребуется неустанно развиваться. Помимо прохождения аккредитованных образовательных программ и получения соответствующих сертификатов для углубления профессиональных знаний, придется изучать и обновлять знания этических стандартов.

Кроме того, будет уместно периодически обращаться к инструменту саморефлексии – анализу того, как выстраиваются отношения с клиентами, и отслеживанию возможных допущений в области этики.

Не стоит пренебрегать и общением с другими профессионалами – обмениваться мнениями с коллегами-коучами, принимать участие в мастер-классах, семинарах и конференциях. Отдельные вопросы, особенно касающиеся личной практики, рекомендуется рассматривать на супервизии или частных консультациях с более опытными коллегами.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все