Блог
03.09.2022

Эмоциональный интеллект – управляя собой, управляй эмоциями

В сложные периоды важнейший навык человека – способность распознавания эмоций и управления ими, а развитый эмоциональный интеллект становится залогом счастливой жизни. Об эмоциональном интеллекте, управлении эмоциями и инструментарии современного гипноза, помогающем достигнуть такого высокопродуктивного состояния, рассказывает заведующий кафедрой «Современный гипноз», преподаватель современного гипноза, медицинский психолог Сергей Болсун.

Бесценные качества для жизни

Вне зависимости от степени тяжести окружающей ситуации, кризиса, напряжения я, как психолог, помогаю людям в решении одних и тех же проблем:

  • Тревоги.
  • Страхов.
  • Неуверенности.
  • Сложности в отношениях с любимыми, родственниками, детьми, коллегами и так далее.

Конечно, вероятно, текущий период турбулентности вызывает более острые состояния, тем не менее, современная психология выделяет три качества для выживания в перемены:

  1. Психологическая гибкость – способность человека стать снова счастливым, успешным, довольным после негативного события или проблемной ситуации.
  2. Агентивность – термин, предложенный американским психологом Альбертом Бандурой, – способность к осознанному действию в окружающем мире, а также способность выступать в качестве самостоятельного агента и делать свободный выбор.
  3. Эмоциональный интеллект – способность распознавать и управлять собственными эмоциями и эмоциями партнера. Я бы обозначил это как эмоциональную гибкость человека.

Эти качества стоит развивать в себе сегодня, чтобы выстоять и пройти сложности, которые встречаются на жизненном пути. Здоровому и реализованному человеку важно не только быть профессионалом, но и обладать описанными выше эмоциональными качествами.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это способность работать с эмоциями и проявлять эмпатию. Работа с эмоциями обозначает умение распознавать и понимать, какие из них отрицательные, а какие – положительные. Кроме того, люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют эмоционально абстрагироваться, воспринимать факты объективно, а также управлять собственными эмоциями и тем, что чувствуют другие люди. В конечном счете этот навык приводит к тому, что человек может правильно и чутко воспринимать жизненные ситуации и окружающий мир, лучше понимает людей. Это делает человека менее восприимчивым к стрессу и негативу.

Популяризация эмоционального интеллекта: 

1920 г. – американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк ввел понятие «социального интеллекта».

1978 г. – израильский психолог Рувен Бар-Он в докторской диссертации описал «эмоциональный коэффициент».

1990 г. – американские ученые Питер Саловей и Джон Майер издают статью «Эмоциональный интеллект» и первыми вводят этот термин в научную терминологию. Создание в соавторстве с Дэвидом Карузо теста на определение уровня интеллекта, оценивающего четыре способности: точность определения эмоций; использование эмоций и решение проблем с эмоциями; понимание причин эмоций; открытость эмоциям и их соединение с мышлением.

1995 г. – публикация книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: почему он значит больше, чем IQ», ставшей переломным событием в популяризации темы эмоционального интеллекта. Примечательно, что в этой научно-популярной книге Гоулман, будучи журналистом, а не психологом сделал обзор научных представлений об эмоциональном интеллекте и представил авторскую модель эмоционального интеллекта.

Что вы чувствуете сейчас?

Первая характеристика эмоционального интеллекта – это распознавание эмоциональных состояний в себе и других людях. Протестируйте себя пока читаете этот текст. Подумайте или оцените, почувствуйте, какую эмоцию испытываете. Эмоция – это проявление жизненной энергии, которая соответствует моменту и имеет цель. Какая личностная задача решается посредством движения этой эмоциональной энергии?

Что значит «управлять эмоциями»?

Распознать эмоцию – первый шаг. Далее используйте ее для управления коммуникацией. Кстати, «управление «коммуникацией» не обозначает воздействие на человека, но направлено на выполнение стоящей цели. Манипуляция, на самом деле, нормальный процесс, который присутствует в жизни. Но от степени развития эмоционального интеллекта зависит, насколько мастерски мы общаемся, как можем вовлечь человека в процесс коммуникации. Конечно, требуется понимать, как эмоции формируют собственное поведение и поведение других людей и управлять этими эмоциями.

Некоторые считают, что эмоциями управлять невозможно. Они накатывают волной и захватывают, а потом человек как будто отходит ото сна и не понимает, что с ним произошло.

Тем не менее, в отношениях – семейных, дружеских, в коллективе и других важно уметь управлять эмоциями. Для волков-одиночек допускается спонтанность и непредсказуемость. Но отношения требуют труда, углубления в них, взаимопонимания и взаимопомощи. Достигнуть этого, не взяв под контроль чувства, невозможно.

Для управления эмоциями недостаточно применения только когнитивных методов, умения «правильно» мыслить. Конечно, правильный мыслительный процесс, которым занимается когнитивно-поведенческая терапия, важен, но эмоция подвластна не только мышлению, но и телу, психофизиологическим особенностям.

Мы дышим так, как чувствуем

Бельгийский психолог Пьер Филиппо установил связь дыхания и эмоций, описав это в статье «Связь дыхания и возникновения эмоций», опубликованной в 2010 году в соавторстве с рядом коллег. В статье описаны паттерны дыхания, которые объективно зафиксированы в психофизиологических экспериментах по проживанию людьми одинаковых эмоций – радости, ярости, страха, грусти. Этот психофизиологический эксперимент проводился с использованием специальной аппаратуры, фиксирующей амплитуду дыхания, глубину вдоха и другие физиологические параметры. Было выяснено, что паттерны дыхания четко дифференцированы между этими эмоциями. Это значит, что человек, испытывающий радость, дышит особым образом. Протестируйте себя, вспомните момент из жизни, когда радовались или были испуганы, и постарайтесь воспроизвести это дыхание. Почувствуйте разницу. «Продышите» таким образом различные эмоции, а затем переведите себя в состояние покоя. Ощутите это состояние, представьте себя в приятном месте, дарящем спокойствие: кабинете, даче, лесу, морском берегу. «Побудьте» в этом месте и подышите дыханием спокойствия. Спокойный выдох приносит облегчение, а эта практика –подспорье в управлении негативными эмоциями.

Добавлю, что в 2017 году в журнале Human Neuroscience вышла статья «Как управление дыханием может изменить вашу жизнь», авторы которой провели метаанализ 2461 статьи из базы Medline (крупнейшая библиографическая база статей по медицинским наукам, созданная Национальной медицинской библиотекой США). В результате был сделан вывод, что основные эффекты техники дыхания регулируют вегетативную центральную нервную систему, а также психологический статус.

Выражение эмоций в российской культуре

Многим гораздо проще вспомнить как дышит другой человек, чем вспомнить как дышит в тех или иных ситуациях и состояниях он сам. Нам будто трудно дышать, мы скрываем дыхание. И это не удивительно – в нашей истории много трагедий, войн, потерь и утрат. Когда человек теряет близких, имущество, Родину, конечно, блокируется дыхание. Вспомните расхожую фразу: «Не могу дышать». Это национальное свойство, обусловленное психотравмами наших предшественников.

Или вот еще фраза: «Задержу дыхание, буду держать себя в руках» или, когда кто-то испытывает сложности, говорят: «Держитесь!». Но в этот момент не держаться нужно, а рыдать, выплескивать эмоции.

Традиции богаты практиками, которые можно называть лечебными или терапевтическими. Например, хоровое пение, когда деревней собираются за столом и начинают петь песни. В этом случае пение выступает, как способ разрешения начать дышать. Опять же вспомните культуру приглашения плакальщиц на похороны. Тем не менее и по сей день мы скованы страданием, зажаты невозможностью излить горе.

Практический инструментарий для управления эмоциями

Современный гипноз выступает эффективным подспорьем в научении человека контролю над эмоциями. Французский врач и создатель концепции современного гипноза и техник активации сознания Жан Беккио предлагает практический инструментарий для обучения управлению эмоциями, в частности теми, которые не поддаются контролю: страх, тревога, которые, усиливаясь когнитивными нарушениями, превращаются в панические атаки. Панические атаки – серьезнейшая проблема, доставляющая человеку страдания, ограничивающие социальную активность. Люди, склонные к паническим атакам, иногда не способны выйти из дома на работу, сесть в общественный транспорт.

Также хотелось бы упомянуть одного из моих учителей – американского психолога Майкла Япко, написавшего книгу «Трансовая работа. Введение в практики клинического гипноза». Конечно, наш метод базируется не только на достижениях западных терапевтов, но и на трудах учителей русской и советской школы гипноза в лице Владимира Михайловича Бехтерева, Ивана Петровича Павлова, Константина Ивановича Платонова, Владимира Евгеньевича Рожнова, Леонида Павловича Гримака, Рашита Джаудатовича Тукаева и многих других.

Главный наш инструмент – состояние гипнотического транса. В таком состоянии мысли отдаляются, а внимание фиксируется на телесных ощущениях, образах, цвете, других факторах. Во время гипнотического транса делаются внушения, лечебные, терапевтические послания. Этими инструменты на протяжении столетий востребованы в психологической и медицинской помощи.

Для помощи человеку во время сеанса терапевт входит в рапорт – состояние синхронности с человеком, когда терапевт испытывает те же чувства и ощущения, что и клиент. Конечно, каждый клиент требует адаптации и собственного подхода. Нет универсальных методик, действующих на каждого, поэтому первая задача терапевта – почувствовать клиента как человека и вести его подходящим путем. Кстати, это развенчивает некий миф о даре гипнотизера. Гипноз – это наука, которой обучаются, а сонастройка с клиентом приводит к поразительным результатам.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все