Блог
27.09.2024

Дислексия – просто о непростом расстройстве

Диагноз дислексия, поставленный ребенку, который испытывает трудности с чтением и восприятием письменного текста, часто ставит родителей в ступор. И даже если ребенок испытывает сильное желание учиться и развиваться, то это расстройство требует повышенного внимания, в том числе и в части поддержки малыша в начинаниях. О том, как скорректировать течение дислексии и создать ребенку наилучшие условия для развития, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Что такое дислексия

Люди с дислексией испытывают трудности при обработке и запоминании информации, изложенной как в устной речи, так и на письме. Этот синдром влияет на навыки чтения и письма, так как страдающим этим расстройством сложно распознавать звуки речи и изучать их соотношение с буквами и словами. Характерная черта дислексии – сложности с фонологическим пониманием, вербальной памятью и скоростью обработки вербальных данных.

На практике это выглядит следующим образом:

  1. Трудности в чтении – разбивать слова на слоги, быстро читать и улавливать смысл текста крайне сложно.
  2. Проблемы с письмом – частые грамматические ошибки, замена одних букв на другие, неправильная организация текста.
  3. Трудности с усвоением устной речи – затруднения в понимании словесных конструкций и воспроизведении информации на слух.

Кроме того, трудности проявляются в концентрации внимания, способности поддерживать дисциплину и обучаться. В результате человеку сложнее видеть большую картину, воспринимать отдельные идеи и связи между ними.

Возникают и другие проблемы:

  1. Трудности с обучением и в отношениях с одноклассниками – поскольку чтение – обязательный навык для ряда школьных предметов, ребенок начинает терять в успеваемости. К тому же сверстники нередко оказываются жестоки к ребенку с дислексией, допуская насмешки и проявления буллинга.
  2. Социальное напряжение – при отсутствии должного внимания дислексия больно бьет по самооценке, возникают и сложности с поведением – ребенок отдаляется от родителей, учителей и друзей.
  3. Долгосрочные последствия – неспособность читать и понимать текст не позволяет раскрывать потенциал.
  4. Увеличенные риски возникновения синдрома дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности – трудности с удержанием внимания затрудняют лечение дислексии.
  5. Эмоциональные трудности – появление тревоги и стресса из-за возникающих сложностей в усвоении новой информации.

Однако это расстройство не ассоциировано с проблемами интеллекта, слуха или зрения. Напротив, многие люди с дислексией отличаются развитым мышлением, что позволяет легче решать сложные проблемы, преуспевать в сферах творчества и дизайна. Например, этот недуг не обошел стороной гениального физика Альберта Эйнштейна, великого предпринимателя и инноватора Стива Джобса, телеведущую, вдохновляющую миллионы людей по всему миру, Опру Уинфри. Демонстрирует и тот факт, что дислексия не является преградой для успешной карьеры – телеведущий и журналист Сергей Брилев. Эти и другие люди не раз подтверждали, что расстройство не мешает достигать желаемых результатов и успеха в жизни.
Добавим также, что подобные люди часто становятся сильными ораторами за счет развитых навыков устной коммуникации.

Как правило, дислексия передается генетическим путем, поэтому наличие фактов возникновения этого расстройства в семейном анамнезе увеличивает риски. Нейробиологи также отмечают, что расстройство возникает и по причине изменений в областях мозга, отвечающих за чтение и язык.

В каком возрасте проявляется дислексия

Признаки дислексии трудно распознать до того момента как ребенок пойдет в первый класс – это состояние становится очевидным на этапе первых попыток в чтении.

Тем не менее, конечно, известны признаки, которые указывают на то, что малыш подвержен риску развития дислексии. К ним относят:

  • Поздние попытки произносить первые слова.
  • Медленное запоминание новых слов.
  • Сложности в произношении слов, путаница в словах, которые звучат одинаково.
  • Трудности с запоминанием и называнием букв, цифр и цветов.

На этапе начальной школы эта симптоматика развивается в следующую картину:

  • Сложности с чтением литературы – слишком медленный темп по сравнению с одноклассниками и неспособность уловить смысл. Также детям нелегко дается выполнение домашних заданий, связанных с чтением и письмом.
  • Проблемы с обработкой и пониманием устной речи.
  • Длительный поиск правильных и подходящих слов для формирования предложений.
  • Неспособность четко запомнить последовательность действий.
  • Неспособность правильно произнести незнакомое слово.
  • Трудности с правописанием и медленное письмо.

С взрослением ребенок начинает избегать занятий, связанных с чтением, не дается ему и изучение иностранных языков.

Можно ли скорректировать дислексию и кто этим занимается

Необходимо признать, что на 100 % решить проблему дислексии не удастся, однако с помощью различных методов и подходов можно значительно улучшить навыки чтения и письма. Этот процесс будет направлен на выработку компенсаторных стратегий и навыков, которые помогут ребенку преодолевать возникающие трудности.

Обратиться за помощью можно к:

  • Социальным педагогам – специалистам, которые работают с детьми, сталкивающимися с трудностями в обучении, и предлагают индивидуальные программы занятий, учитывающие особенности ребенка.
  • Логопеды – помогают в развитии речевых навыков, предлагают упражнения, развивающие фонетическое восприятие.
  • Психологи – помогают справляться с эмоциональными и психологическими трудностями, а также предоставляют поддержку родителям.
  • Тьюторы – помогают выстроить программу обучения, учитывающую особенности ребенка, а также определить познавательные интересы малыша, природные задатки, таланты и сильные стороны.

Кроме того, доступны и специализированные центры, предлагающие программы для детей с дислексией с использованием современных методик и технологий.

Дислексия и школа

Для обучения детей с диагностированной дислексией используются следующие подходы:

  1. Фонетическое обучение – этот метод сосредоточен на развитии навыков восприятия и произнесения звуков. В рамках методов используются игра в звуки, техники визуализации, упражнения на составление слов – дети складывают звуки, чтобы образовывать слова, а также чтение книг, построенных на фонетических правилах. В результате ребенок совершенствует навыки чтения и письма, повышает уверенность в себе и фонематическую осведомленность.
  2. Кросс-модальные подходы – использование визуального, слухового и тактильного обучения для усвоения информации.
  3. Индивидуальные занятия – в рамках уроков один на один учитель или репетитор адаптирует материал с учетом потребностей ребенка.
  4. Игровые и интерактивные методы – использование игр, аудиокниг и специальных приложений помогает увлечь ребенка и снизить уровень напряжения.

При заинтересованности родителей дети с дислексией добиваются значительных успехов в чтении и письме, а также обретают навыки, которые понадобятся и в учебе, и во взрослой жизни.

Что делать, если у ребенка дислексия

Первое, что стоит сделать – это объяснить ребенку, что расстройство не является отражением интеллекта или способностей. Поэтому постарайтесь научить малыша принимать особенности, рассматривая трудности в чтении и письме в качестве неудобства, но никак не обстоятельства, которое делает его менее умным.

При воспитании ребенка с диагностированной дислексией важно учитывать следующие аспекты, помогающие создавать и поддерживать комфортную и благоприятную среду.

1.   Индивидуальный подход – постарайтесь понять инструменты, которые помогают ребенку воспринимать информацию. Многие родители используют для этого, например, визуальные средства передачи информации. Кроме того, доступны специальные методики работы с дислексией, в том числе и уже упоминавшееся фонетическое обучение.

2.   Поддержка уверенности в себе и мотивации – хвалите ребенка за усилия, даже если результаты оставляют желать лучшего. Помогите также ребенку организовывать время так, чтобы оставались возможности для перерывов и отдыха для восполнения сил. Учите малыша шаг за шагом самостоятельно планировать время, расставлять приоритеты, что поможет справляться с заданиями эффективнее.

Постарайтесь создать дома атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Убедитесь и в том, что ребенок понимает, что его усилия ценятся, даже если результат не идеален.

Для стимуляции уверенности в себе обсуждайте с ребенком его сильные стороны и помогайте развиваться в этих областях.

3.   Социальная поддержка – проинформируйте руководство школы и классного руководителя, что ребенку требуются отдельные условия для развития. Кроме того, ряд школ предлагают специальные программы и ресурсы для детей с дислексией.

Попробуйте создавать возможности для общения ребенка с другими детьми, также страдающими этим расстройством, что поможет ему чувствовать себя менее одиноким и получать поддержку сверстников.

Постарайтесь побольше узнать о дислексии – ее проявлениях, причинах и подходах по организации обучения и взросления ребенка. Найдите группы поддержки для родителей детей с дислексией – общение с людьми, которые сталкиваются с теми же проблемами, оказывается крайне существенным подспорьем. Большая осведомленность в вопросе поможет лучше понимать, с чем сталкивается ребенок.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все