Блог
15.09.2023

Что важно знать перед собеседованием – сухие факты, которые помогут избежать стресса

Существует множество мифов о собеседованиях, касающихся процесса поиска найма и прохождения собеседования. Дело в том, что процесс поиска работы – задача, связанная с повышенным уровнем стресса и тревожными опасениями, поэтому тот, кто хотя бы раз проходил сложное интервью, редко рассказывает об этом опыте в комплиментарной форме. Однако личное мнение – категория субъективная, поэтому важно знать только одно: чтобы уверенно представить себя на собеседовании и получить работу, требуется подготовка. А вот о том, как подготовиться ко встрече, что важно узнать о компании перед собеседованием и как представить себя в самом выгодном свете, читайте в этой статье.

Форматы проведения собеседований 

Сегодня распространены разные варианты проведения собеседований. Иногда потребуется одной встречи, чтобы получить работу, а в некоторых организациях – и в нескольких: со специалистом по подбору персонала, непосредственным руководителем, руководителем функции и так далее. Кроме того, часто кандидатам предлагают подготовить тестовое задание и пройти тестирование, которое покажет уровень владения soft skills и объем профессиональных навыков. Чтобы принять взвешенное решение, рекрутеры часто запрашивают портфолио достижений кандидата и рекомендательные письма с прошлых мест работы. Таким образом прохождение собеседования становится сложной задачей, требующей соответствующей подготовки. Поэтому поговорим о том, что важно знать перед собеседованием и какие моменты стоит предусмотреть, чтобы поучить работу мечты.

В первую очередь рекомендуем прояснить, в каком формате будет проводиться встреча. С учетом позиции и особенностей компании знакомство с кандидатом проходит в следующих форматах:

  • Телефонный разговор – используется работодателями на первых этапах рассмотрения поступивших резюме для отбора кандидатов или первичного знакомства со специалистом, чье резюме и опыт работы вызвали интерес. Как правило, после удачного телефонного знакомства кандидата приглашают на очное собеседование.
  • Очная встреча – традиционный и по-прежнему распространенный формат собеседования. Первая встреча часто проводится с рекрутером, который проверяет, насколько кандидат подходит для выполнения требующейся работы, а также оценивает соотнесенность личностных черт с ценностями компании и команды.
  • Онлайн-встреча – крайне популярный способ, который часто используется при подборе кандидатов на начальные позиции.

Договорившись о дате, времени и формате проведения собеседования, продумайте технологию и логистику участия: спланируйте, как будете добираться, и каким транспортом пользоваться, чтобы прибыть к обозначенному времени. Если интервью будет проходить в дистанционном формате, проверьте позволяет ли оборудование выйти на связь и не требуется ли установить дополнительные программы.

И, конечно, не забывайте, что накануне стоит выспаться и настроиться на знакомство с потенциальным работодателем. Если собеседование запланировано на послеобеденное время, предусмотрите легкий перекус – новые знакомства, да еще и сулящие профессиональные перемены, неизменно вызывают стресс, который внезапный приступ голода только усилит.

Что важно узнать о компании перед собеседованием 

Впечатление представителей компании после общения с вами, в значительной степени зависит от того, насколько объемно проведена подготовка к интервью. Не откладывайте эту задачу на последние дни – приступайте к сбору информации сразу после получения приглашения. Изучение следующей информации поможет обрести уверенность перед собеседованием, а также принять для себя решение – подходит ли предложенная работа, должность и компания.

  • Компания – на собеседовании стоит продемонстрировать осведомленность в том, чем занимается компания и какие задачи ставит перед собой бизнес. Будет не лишним узнать и следующие моменты: с какими проблемами сталкивается организация; какова ситуация с конкурентами; какие крупные проекты были недавно завершены; на чем основываются культура и ценности компании. Понимание кандидатом контекста, в котором присутствует организация, говорит о заинтересованности в трудоустройстве.
  • Роль – прочитайте описание вакансии и проанализируйте содержащиеся в ней пункты на предмет того, насколько ваши навыки и квалификация соответствуют предложенной должности. На собеседовании важно показать, почему вам нужна эта работа, и почему работодателю стоит предпочесть вас другим кандидатам.
  • Интервьюеры – попытайтесь выяснить, с кем предстоит общаться на этапе подбора. Изучение информации о профессиональных интересах и опыте интервьюера поможет установить деловой контакт и оставить положительное впечатление.
  • Подготовьтесь к вопросам – изучите распространенные вопросы, которые часто озвучивают на собеседованиях, и подумайте, как будете отвечать на них. Кроме того, составьте собственный список вопросов, которые хотели бы задать интервьюеру относительно должности и специфики работы в компании.

Одно дело собрать указанную информацию, другое – уметь оперировать ею на встрече, поэтому проведите игровое собеседование. Попросите друга или другого человека, которому доверяете, выступить в роли интервьюера или попрактиковаться самостоятельно.

Что надеть на собеседование 

Сегодня понимание офисного дресс-кода стало величиной размытой: где-то ожидают увидеть кандидата в строгой одежде, а в других компаниях воспринимают образ, как источник дополнительной информации о личностных чертах сотрудника. Однозначно одно: выбирать одежду стоит с учетом размера компании и отрасли, в которой она работает, а также продвигаемой ею культуры. Внешний вид человека, который планирует занять должность бухгалтера в государственной организации и менеджера на начальную позицию в креативном агентстве, не будет одинаковым!

Важно узнать перед собеседованием об ожиданиях компании относительно внешнего вида, поэтому, при сомнениях, стоит спросить об этом рекрутера до встречи. Выбирайте повседневную одежду, только если уверены в том, что это приемлемое решение И, конечно, детали наряда должны выглядеть безукоризненно и опрятно.

Наконец, проведение интервью в онлайн-формате не говорит о том, что пришло время расслабиться. Выглядеть вы должны ровно также, как если бы были приглашены на очную встречу. Да, и согласитесь, вряд ли удастся вести себя профессионально и концентрироваться на беседе, сидя в спортивных штанах.

Как произвести впечатление на HR 

Готовясь к собеседованию, подумайте о том, как показать себя в положительном свете. Настройтесь на:

  1. Пунктуальность – опоздание добавит и вам лишнего стресса, и на работодателя произведет не лучшее впечатление, поэтому сделайте все возможное, чтобы прибыть вовремя.
  2. Энтузиазм и позитив – проявляйте вежливость и профессионализм к каждому сотруднику компании, с которым встретитесь до, во время и после собеседования. Если слишком нервничаете, помните, что худший из вариантов развития событий – не получить работу, но жизнь на этом не заканчивается! Во время беседы отвечайте на вопросы с позитивом и энтузиазмом. И не только на темы, касающиеся будущего, – избегайте критических реплик в отношении текущего работодателя или прошлого опыта. Вспомните о том, что такое стрессоустойчивость, и проделайте техники, которые помогут справиться со шквалом эмоций.
  3. Будьте внимательны к языку тела – старайтесь вести себя естественно, транслируя уверенность и самообладание. Крепко пожимайте руки при встрече, улыбайтесь, а расположившись для беседы, займите позу с прямой спиной, не слишком опираясь на стол. Контролируйте голос, интонацию и мимику, что, конечно, в моменте сделать не всегда просто. Поэтому рекомендуем заранее отрепетировать перед зеркалом и попрактиковаться в правильном использовании невербального языка.
  4. Лаконичность и конструктивность – отвечайте на вопросы четко, стремясь продемонстрировать наиболее весомые навыки, опыт и достижения. Не вдавайтесь в излишние подробности, растягивая время, которое интервьюер затратит на встречу. Но, при этом считается допустимым, отвечая на сложный вопрос, дать себе время подумать или попросить разъяснений, если не уверены, что поняли правильно реплику собеседника.

По завершению собеседования

Когда встреча подойдет к концу, важно узнать, когда планируется сообщить о результатах собеседования, и поблагодарить интервьюера за уделенное время и шанс узнать больше о компании.

И здесь стоит понимать, какие критерии используют HR-специалисты для оценки кандидата – на основании этой оценки будет приниматься решение о дальнейшем продолжении диалога и сотрудничестве с кандидатом. К таким критериям, например, относят:

  • Уровень образования.
  • Релевантный опыт работы.
  • Конкретные технические навыки и знания.
  • Умение работать в команде.
  • Лидерские качества.
  • Критическое мышление и навык решения проблем.
  • Коммуникативные навыки.
  • Отношение к работе и мотивация.

 

Желательный кандидат должен соответствовать требованиям, которые в компании предъявляются к указанным выше критериям. Стоит только помнить, что трудоустройство – задача обоюдная. Оценивают не только вас, но и вы, поэтому после собеседования возьмите время для обдумывания ситуации и анализа того, насколько рассматриваемая компания подходит вашему видению карьерного развития и будет ли выполняемая работа приносить удовольствие и удовлетворение.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все