Борьба с выгоранием – как остановить эмоциональный пожар на рабочем месте
Эмоциональное выгорание на рабочем месте подобно эпидемии, которая больно бьет как по работоспособности отдельных сотрудников, так и по результатам бизнеса. Подкрепленная стрессом и тревожностью чрезмерная нагрузка и высочайший уровень неопределенности приводят к потере вовлеченности, психологическим проблемам, а иногда и появлению депрессии. О том, чем опасно выгорание сотрудников для бизнеса, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Что такое эмоциональное выгорание
Это состояние характеризуется эмоциональным истощением и физической усталостью, не позволяющими выполнять функциональные обязанности на 100%, которое возникает, когда требования, предъявляемые к человеку, превышают его возможности. Обычно выгорание происходит после длительных периодов стресса и напряженной работы.
Выгорание отрицательно сказывается не только на показателях работы, но и на ментальном, а также физическом здоровье работника. И это делает борьбу с выгоранием обязательной мерой, к которой должны прибегать работодатели, заботящиеся о развитии бизнеса и благополучии персонала. Дело в том, что высокая выгораемость сотрудников приводит к росту текучести кадров и увольнениям, которые не минуют даже талантливых и ключевых для компании сотрудников. Такое положение вещей, в конечном счете, негативно сказывается на культуре компании, не работая во благо HR-бренда работодателя – ведь никто не захочет трудоустраиваться в компанию, сотрудничество с которой способно подкосить ментальное, а впоследствии и физическое здоровье.
К причинам, которые приводят к эмоциональному выгоранию сотрудников, относят:
- Появление чувства недооцененности вклада сотрудника в общее дело и личных результатов.
- Переутомление – чрезмерная перегрузка работой заставляет сотрудника искать способы отвлечься. Ситуация усложняется, когда к большому количеству задач добавляются горящие сроки. В итоге сотрудник испытывает серьезнейшее напряжение из-за растущего списка дел и сомнений в том, что он вообще когда-нибудь сможет их выполнить.
- Отсутствие ритмичности работы – не только загруженность негативно влияет на эмоциональное состояние. Напротив: когда сотрудник попадает в режим простоя, не имея четкого плана на день, и задач, которые требуют решения, возникает состояние отчужденности и отсутствия возможностей для самореализации.
- Отсутствие карьерного роста – устремленной в развитие личности важно видеть перспективы роста. Если же будущее представляет собой туманную картину, сотрудник испытывает давление стеклянного потолка, выше которого, увы, не прыгнуть.
- Неудовлетворенность заработной платой – когда сотрудник чувствует, что объем и сложность выполняемой работы не соответствуют уровню компенсации, предлагаемой работодателем, возникают риски эмоционального дискомфорта, который может проявиться по-разному, в том числе и в виде эмоционального выгорания.
- Токсичное окружение и культура рабочего места – стиль общения с руководителем и коллегами также воздействуют на эмоциональное состояние. В итоге каждое воскресенье накануне новой рабочей недели и необходимостью взаимодействовать с кем-то из коллег в офисе вызывают только стресс.
- Недостаток коммуникации – отсутствие надежных и безопасных каналов для общения и предоставления обратной связи усиливают состояние изолированности сотрудников в коллективе.
Кроме того, выгорание – частая проблема для перфекционистов, которые стремятся всю выполняемую работу доводить до предела совершенства.
Чем опасно выгорание сотрудников для бизнеса
Эмоциональное выгорание – это признанный Всемирной организацией здравоохранения синдром, поэтому относиться к его проявлениям и последствиям стоит со всей серьезностью.
Конечно, речь идет о проблеме, до возникновения которой не стоит доводить дело, поэтому в помощь тем, кто настроен на борьбу с выгоранием – превентивные меры, способствующие поддержанию нормального эмоционального и физического состояния сотрудников. Дело в том, что, как правило, выгоревшие сотрудники увольняются с работы, а если и не делают этого, то не блистают отдачей, становясь менее эффективными и продуктивными. В итоге работодатель испытывает повышенную нагрузку, вызванную расходованием временных и финансовых ресурсов на поиск, найм и адаптацию персонала.
Другая опасность заключается в том, что сотрудник, остающийся в компании, может саботировать бизнес-процессы, выступая в роли сил сопротивления, в итоге мешая росту бизнеса.
Кроме того, распространение эмоционального выгорание способно нанести ущерб репутации бренда среди потребителей.
Как понять, что сотрудник выгорает и когда начинать борьбу с выгоранием
Расскажем о некоторых из симптомов, способных указать на необходимость концентрации на борьбе с выгоранием. К ним, например, относится снижение мотивации, выражающееся в неспособности сотрудника действовать. Насторожиться стоит, когда учащаются нарушения сроков выполнения заданий, опоздания или регулярные перерывы. Сотрудники будто бы сознательно и бессознательно находят способы сократить время пребывания в офисе, которое стоило бы направить на выполнение функциональных обязанностей.
Другой тревожный сигнал – трудности с концентрацией внимания, свидетельствующие об истощении и стрессе, и не дающие сосредоточиться на работе. В итоге сотрудник допускает больше ошибок, с меньшей вероятностью завершает начатые дела, а также тратит чрезмерное количество времени на типовые задачи.
Не говорит о здоровой эмоциональной обстановке и повышенная раздражительность, участившиеся конфликтные ситуации и взаимные упреки между членами команды.
Кроме того, среди прямых сигналов к тому, что пора начать борьбу с выгоранием:
- Увеличение количества больничных и пропусков рабочих дней.
- Увеличение количества ошибок и неточностей в разрабатываемых документах.
- Негативная обратная связь клиентов, обращающая внимание на проблемы во взаимодействии с сотрудниками компании.
Борьба с выгоранием – как позаботиться о психологическом состоянии сотрудников
Руководителям и сотрудникам HR-подразделений стоит вооружиться средствами, которые помогут в борьбе с выгоранием и сохранят эмоциональный фон на здоровых, способствующих эффективной работе, отметках.
Отметим, что этот путь не будет близким и легким, ведь предстоит не только создать комфортные условия для труда, но и регулярно отслеживать изменения эмоционального состояния членов команды, сохраняя и поддерживая контакт с сотрудниками и их потребностями. Здесь потребуется и развитый эмоциональный интеллект с высоким уровнем эмпатии, и способность к гибкости – для того, чтобы оперативно реагировать на изменения обстановки в коллективе.
Речь идет о создании позитивной и здоровой обстановки на рабочем месте, где есть место и время для напряженной работы, а также совместному досугу с коллегами, который помогает избавиться от стресса и наладить командное взаимодействие.
Стоит отказаться от практики многозадачности, предполагающей параллельное выполнение сразу нескольких поручений. Не говоря уже о том, что исследователи и научный мир сходятся на том, что польза многозадачности крайне преувеличена – она добавляет только стресса, но никак не производительности. Дело в том, что необходимость переключаться с одной задачи на другую, заставляет человека вновь и вновь задействовать ресурс концентрации, который в таком режиме расходуется гораздо быстрее. Напротив, стремитесь прививать культуру осознанности и сосредоточенности, которая будет только усиливать счастье и удовлетворенность от выполняемого дела.
Также в борьбе с выгоранием весьма помогает личный пример руководства. Предлагаем сотрудникам HR-подразделений обратиться к лидерам команд с тем, чтобы они выступали примером сохранения здорового баланса между работой и личной жизнью, где переработки – допустимы, но в специфические и авральные периоды, а время, свободное от офиса, было бы наполнено интересным и полезным для развития досугом. Но и не только!
Уважение ценностей баланса между работой и личной жизнью требует соблюдения неприкосновенности времени, в которое сотрудники могут восполнить силы, пообщаться с близкими людьми и родными, заняться любимыми делами. Например, в некоторых компаниях предусматривается запрет на корпоративные рассылки и обращения с письмами в выходные и праздничные дни, а также на взаимодействие с сотрудниками, находящимися на больничном или в оплачиваемом отпуске.
Наконец, устанавливайте реалистичные рабочие нагрузки – разумно оценивайте сроки выполнения задач, сложность и объем поручений, чтобы убедиться, что они соответствуют возможностям и ресурсам команды. Также предстоит позаботиться о своевременном и грамотном планировании, при котором будет легче контролировать производственные процессы и расставлять приоритеты с учетом периодов загруженности.
Не забывайте открыто обсуждать проблемы, которые происходят на рабочем месте – общение помогает уменьшить беспокойство и стресс, помогая борьбе с выгоранием. Конечно, эта практика сработает, только если результаты такие дискуссий и выработанные в их ходе идеи претворять в жизнь, находя им применение в ежедневной офисной рутине.
Действенной практикой станет проведение регулярных опросов по изучению уровня вовлеченность персонала. Оценить риски эмоционального выгорания помогут вопросы относительно текущей нагрузки, восприятия внутренней культуры организации, отношения с коллегами и руководством. Также рекомендуем включить в эти опросники критерии оценки соблюдения баланса между работой и личной жизнью.
Философия антивыгорания на рабочем месте
Проигрыш на поле борьбы с эмоциональным выгоранием сотрудников станет проблемой для производительности и результативности компании, а также благополучия персонала, что сулит далеко идущими негативными последствиями. Единственный способ выиграть в этом сражении – распознавать первоначальные признаки, указывающие на проблемы, и устранять причины.
Вне зависимости от того, кто в компании должен бороться с выгоранием сотрудников, рекомендуем лидерам команд и руководителям разговаривать с коллективом о важности психического здоровья. Например, в некоторых компаниях регулярно проходят встречи с психологами и коучами, которые учат людей распознавать тревожные состояния и внимательно относиться к собственным потребностям. Но не стоит отдавать эту задачу только на откуп профессионалам – регулярно спрашивайте у коллег, как у них дела, живо и искренне интересуйтесь настроением, положением вещей дома. Кроме того, нередко работодатели организуют персональные сессии с психологом для сотрудников по специальным корпоративным ценам или даже безвозмездно в качестве опции социального пакета.
Наконец, оценивайте, насколько регулярно сотрудник ходит в отпуск. И, если наблюдается систематическое нарушение графика, обращайте на это внимание. Сроки сдачи проектов, конечно, важны, но желание преуспеть сегодня способно обернуться невозможностью действовать завтра. Выгорание потребует восстановления, которое займет время. Поэтому лучше равномерно распределять нагрузку, не допуская длительных интенсивной работы периодов без восстанавливающего отдыха.
Помните, что команда – главное преимущество любого конкурентоспособного бизнеса, сила, которая двигает компанию к новым высотам, поэтому и внимание благополучию сотрудников стоит уделять самое пристальное!