Тренды в обучении и развитии персонала: что ожидает нас в будущем
Мир, базирующийся на экономике знаний, вносит изменения в работу компаний — в условиях цифровизации происходит перестройка бизнес-процессов, внедряют технологии, автоматизируют рабочие места. В этих условиях серьезным ресурсом организационных изменений становятся люди с профессиональными компетенциями.
Инвестиции в человеческий капитал, развитие потенциала сотрудников в перспективе дают в 2-3 раза больше отдачу, чем вложения в решение производственных задач. Поэтому российские компании сегодня уделяют внимание вопросам, связанным с развитием персонала.
Согласно результатам исследования, которое привел рекрутинговый ресурс hh.ru, 72% работодателей предусматривают внутри компании программы наставничества, а 64% организуют внутренние учебные мероприятия. По информации Высшей школы экономики, в 2023 году крупный бизнес на 20% увеличили собственные траты на развитие корпоративных университетов. Переподготовка помогает наращивать число профессиональных работников, сокращая дефицит экспертов в компании. Также за счет развития повышается результативность работников, а, следовательно — и компании.
Основные тренды в корпоративном обучении: что актуально сегодня
Последние годы бизнес делает ставку на формирование у персонала навыков работы с клиентами, организации операционных процессов и укрепление устойчивости к стрессу. Ценным считается и умение показывать результат в условиях неопределенности, проявлять гибкость мышления и экологичность общения.
Как показало исследование, проведенное «Сколково», сотрудники высшего звена и линейный персонал, в 2024 году должны непременно обладать лидерскими качествами, демонстрировать операционную результативность, уметь управлять людьми и изменениями.
Анализ показал, что главные задачи в отношении персонала — сохранение экспертов, обучение людей навыкам, которые помогут решать новые задачи, а также рост производительности труда.
Главные учебные форматы сегодня:
- Стратегическая сессия
Формат предполагает встречу начальников отделов, на которой рассматривают планы развития бизнеса, и каждый вносит собственные предложения. Это по сути мозговой штурм, где говорят о проблемах, успехах в работе подразделений, ставят цели по улучшению показателей. Результатом стратсессии становится всесторонняя оценка состояния компании, понимание сильных и слабых сторон, конкретный план действий по достижению поставленных целей.
- Корпоративные образовательные программы
Это комплекс мероприятий по развитию компетенций персонала. Он включает организацию тренингов для новых работников, семинары по обсуждению проблемных тем, стажировки на рабочем месте под присмотром более опытных коллег, самостоятельные онлайн-занятия. Такие программы помогают развивать сотрудников, обучать их новым технологиям, повышать лояльность персонала и их удовлетворенность работой.
- Встречи с экспертами, мастер-классы
Встречи с экспертами в своем деле вдохновляют и направляют сотрудников, стимулируют их к профессиональному росту. Новые знания помогают улучшать результаты и качество работы.
Эксперты «Сколково» приводят пять тенденций в обучении:
Учебная программа как источник знания
Практические знания, показывающие результат в новых условиях, формируются при ежедневном контакте бизнеса с партнерами и клиентами. Задача корпоративных университетов и школ — создать программы, базирующие на опыте новой бизнес-практики, оформить их в стандарты и масштабировать внутри компании и за ее пределами.
Тренд на кейсы развития
Сегодня важен не столько прошлый опыт лидеров, сколько их стратегии на будущее. Стоит изучать то, что они планируют делать. Получить такие знания можно путем общения с руководителем другой компании, который готов делиться информацией.
Фокус на персональные навыки
В период неопределенности топ-менеджерам важно не только поддерживать устойчивость компании, но и сохранять баланс внутри себя, находить в себе точку опоры и развивать все типы интеллекта, работать с собственными установками и целями. На первый план выходят не вопросы профпригодности и результативности, а ментального и физического здоровья, хобби и всего того, что дает силы и энергию для дальнейшего развития.
Менторство и занятия в малых учебных группах
Практика наставничества и менторства — инструмент, помогающих передать навыки от опытных сотрудников к новым. При этом учебу предпочитают организовывать для групп с малым числом участников. Так создают атмосферу доверия, объединяют людей, близких по духу. В едином пространстве проще идти к общим целям.
Практика в виртуальной среде
Развитие технологий позволяет использовать виртуальную среду для отработки навыков и усвоения новой информации. Главным пространством для занятий станут отдельные метавселенные.
Как отмечают эксперты, в приоритете сегодня — переобучение под новые задачи. То есть бизнесу выгоден рескилинг персонала, освоение людьми новых профессий. Например, переквалификация менеджера в разработчика.
Роль технологий в обучении: как использовать современные инструменты
За последние годы в корпоративном обучении произошли серьезные изменения, которые вызваны развитием технологий. Цифровизация — в числе главных факторов, повышающих результативность усвоения знаний. Технологии позволяют работодателям предлагать персоналу современные форматы учебы, адаптируя расписание занятий к рабочему графику.
Преимущество цифровых инструментов:
- Доступность
Онлайн-форматы открывают доступ к занятиям с экспертами даже сотрудникам, которые трудятся дистанционно или в региональных офисах.
- Индивидуализация
Современные платформы адаптируют учебные материалы под сотрудника, исходя из его запроса на конкретные знания.
- Интерактивность
Цифровые инструменты дают возможность запускать интерактивные учебные курсы, где применяют анимацию, технологии виртуальной реальности, симуляций. Их использование делает занятия интереснее, глубже вовлекает работников в процесс и повышает усвояемость знаний.
- Масштабируемость
За счет технологий масштабируют учебные программы, распространяя их на большее число сотрудников без серьезных увеличений расходов на эту статью.
Современные инструменты для корпоративного обучения
- Learning Management Systems (LMS)
Это сервисы управления учебным процессом, где можно формировать разноплановый контент, открывать персоналу доступ к учебным материалам, отслеживать результаты. LMS используют для групповых и персональных занятий. К таким платформам относятся Cornerstone OnDemand, JetSkills, Moodle, TalentLMS, «Ё-Стади», iSpring Learn и др.
- Виртуальная и дополненная реальности
VR-обучение сегодня востребовано в тех отраслях, где необходимы тренировки в сложных условиях. Технологии помогают тренироваться пожарным, создавая симуляцию ситуации с серьезным возгоранием, хирурги оттачивают в виртуальной среде навыки проведения операций.
Кроме того, этот инструмент подходит отраслям, где наблюдается текучесть кадров и подготовка новичков происходит в потоковом режиме. Так, иммерсивный метод помогает расширить компетенции продавцов-консультантов «М.Видео-Эльдорадо» и сокращает срок подготовки персонала.
- Мобильные приложения
При помощи приложений для мобильных телефонов учатся на ходу. Например, курсы, доступные на смартфонах, предлагают Duolingo, Atiom и др.
- Социальное обучение
Инструменты типа Microsoft Teams, Discord, Slack помогают сотрудникам взаимодействовать в рамках конкретного проекта, в том числе для обмена знаниями и опытом.
- Аналитика и оценка
Современные технологии помогают собирать сведения о процессе учебы и оценивать его эффективность. За счет этого компании выявляют области для улучшения и оптимизируют программы.
Персонализированное обучение: что это и как внедрить
Персонализированное обучение — это такой подход к развитию команды, когда при разработке учебной программы берут в расчет личные интересы и качества сотрудников. При таком подходе люди самостоятельно определяют цели, методы и форматы занятий.
Запрос на персонализацию корпоративного обучения сегодня — общемировой тренд. Кастомизировать образовательный путь помогают цифровые инструменты. Хотя технологии играют серьезную роль в персонализации, определяют они далеко не все. Главную работу проделывает разработчик курсов, он выстраивает программу вокруг целей и запросов аудитории, учитывает все значимые моменты вплоть до места проживания и состояния здоровья работников. Когда учеников много и учесть все нюансы сложно как минимум программы адаптируют под исходный уровень знаний членов коллектива, предоставляя им возможность выбора элементов и методов преподавания.
Главные шаги по внедрению персонализированного обучения в компании:
Конкретизировать цель
Первым делом важно определить цель учебы. Например, развить у людей новые навыки, чтобы в дальнейшем расширить перспективы работы компании. Или за счет развития персонала снизить текучесть кадров.
Оценка запросов персонала
Второй шаг — понять, в каких знаниях нуждаются сами работники. Для этого организуют анкетирование или серию персональных интервью. Также стоит проанализировать текущие навыки и знания людей. Ориентируясь на показатели труда, посмотреть, где фиксируют положительные результаты, а в каких моментах стоит добиться улучшения.
Адаптация контента под запрос
Третий этап — адаптация учебных материалов под группу с учетом информации, полученной в ходе опросов и анализа показателей. Также стоит учитывать предпочтения по форматам подачи информации. Это и вебинары, и курсы с применением дополненной реальности, видеоуроки и т.д.
Сбор обратной связи
Отзывы о том, как идет учеба, чего не хватает, насколько глубоко усваивается материал — важный элемент учебного процесса. Стоит сформировать механизм сбора фидбека, это даст персоналу возможность делиться впечатлениями и делать предложения по улучшению программы.
Мотивация коллектива
Мотивация играет важную роль, при персонализированных программах стоит заранее выяснить, что конкретно стимулирует работника развиваться и получать знания. Стимулом могут стать как признание достижений, так и материальное поощрение или перспективы карьерного роста.
Оценка результатов
Постоянный мониторинг результатов работы сотрудников, прошедших переподготовку, поможет совершенствовать программы. Стоит смотреть на уровень удовлетворенности людей курсом, просчитать процент учеников, успешно окончивших учебу. Главное — замерять как изменилась производительность работников, завершивших курс.
Геймификация в обучении: как сделать процесс интересным и эффективным
Геймификация — новая тенденция в корпоративном обучении персонала, которая приобрела популярность благодаря распространенности компьютерных игр.
Учеба с элементами игры делает получение информации и опыта более привлекательным и мотивирует людей. Для поколения, выросшего на компьютерных играх, такой формат более привычный.
Теория в виде лекций не усваивается так хорошо, как в игре. Цифровое моделирование рабочих процессов сокращает затраты на организацию занятий, ведь так бизнесу нет необходимости докупать дорогостоящее рабочее оборудование, например, промышленные станки. Все процессы отрабатывают в ходе игры в виртуальное реальности.
Геймификация корпоративного обучения реализуется в разных формах — от web-приложений и программ для смартфонов до сервисов, разработанных компаниями.
Главные составляющие игры для учебы:
Устанавливайте цели — в игре есть задача, которую важно выполнить, или противник, которого предстоит победить. Наличие цели помогает концертировать внимание на результате.
Оценивайте прогресс — стоит указывать уровень, которого достиг сотрудник за время прохождения курса, сколько баллов набрал в сравнении с другими работниками. Это пробуждает дух соревнования.
Формируйте сообщество — важно в игровой форме учить сотрудников взаимодействию, в геймифицированных программах поощряется работа в команде.
Предусмотрите развлечение — геймифицированная учеба работает сразу с несколькими органами чувств, учебные материалы, которые преподносят в игровой форме, лучше запоминаются.
Установите награду — мотивировать человека на выполнение конкретных заданий способны и нематериальные вознаграждения. Геймификация предполагает ряд видов вознаграждений за прохождение испытаний. Награда стимулирует продолжать учиться, чтобы побеждать.
Как показало исследование, 83% работников, прошедших геймифицированное обучение, стали более мотивированы в выполнении трудовых задач.