Теория «двух систем» Даниэля Канемана и её применение в жизни
Труд и исследования Даниэля Канемана обогатили область познания секретов человеческого мышления, объяснив протекающие когнитивные процессы и взаимодействие между ними, а также их влияние на принятие решений и поведение человека. Теория двух систем или двух процессов теперь используется маркетологами, рекламодателями и в других сферах. О том, что представляют из себя две эти системы и почему результаты трудов Канемана так важны для понимания причин человеческого поведения, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Что такое «Система 1» и «Система 2» мышления
Концепцию систем мышления впервые предложил психолог, основоположник поведенческой экономики и лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман. Свои представления том, как устроено мышление и реакция человека, в том числе способность принимать решения в условиях неопределенности и высокого риска, он изложил в книге «Думай медленно… решай быстро», ставшей мировым бестселлером.
Итак, согласно Канеману, мозг человека действует в пределах двух систем, отвечающих за быстрое (интуитивное) и медленное (осознанное) мышление:
- «Система 1» – работает автоматически, не требует усилий и произвольного контроля. Она работает инстинктивно и отличается высокой эмоциональностью и реактивностью. К этой системе относится 98 % мышления человека.
- «Система 2» – распределяет внимание между сложными задачами, связана с потребностью делать выбор и намеренно удерживать концентрацию. Для нее характерна медлительность, логичность и ориентация на будущее. К этой системе относится 2 % мышления человека.
Автоматические действия первой системы порождают спонтанные и сложные цепочки идей, часто основанные на ассоциациях, в том время как вторая – выстраивает их в упорядоченную последовательность.
Стоит отметить, что ни одна из систем не лучше и не предпочтительнее другой – человек устроен так, чтобы переключаться между ними. Таким образом, эти процессы работают в тандеме и дополняют друг друга, а не представляют собой отдельно взятые элементы.
Например, эмоции, относящиеся к «Системе 1», играют важную роль в логических рассуждениях, делая их эффективнее и целенаправленнее. Эмоции создают мотивацию, в противном случае человек действует с позиции холодного и механического расчета.
Кроме того, последовательное использование «Системы 2» калибрует результаты работы «Системы 1», что, в свою очередь, повышает продуктивность мыследеятельности человека.
Мифы о различиях систем мышления
Часто считается, что «Система 2» выступает с позиции разума, а «Система 1» – допускает ошибки и предвзятости. Однако правда заключается в том, что обе системы подвержены предвзятости и совершению ошибок. Не всегда «Система 2» точно обрабатывает собранную «Системой 1» информацию, равно как и «Система 1» способна собрать предвзятую информацию, повлияв на финальный результат.
Происходит это часто из-за того, что человек чаще всего замечает и запоминает информацию, поддерживающую текущие убеждения, а также делает выводы, которые только укрепляют их. Замечали ли вы, что часто игнорируете свидетельства и доказательства, которые вам не нравятся, либо придумываете оправдания для своих плохих решений? Так на практике проявляется этот когнитивный паттерн.
Понимание особенностей взаимодействия этих двух процессов помогает человеку лучше осознавать предубеждения, влияющие на решения, и способы их устранения.
Как «Система 1» помогает принимать быстрые решения
Как уже отмечалось выше, «Система 1» отвечает за автоматическое ассоциативное мышление, которое протекает на бессознательном уровне. Этот стиль мышления используется мозгом для повышения эффективности и сокращения времени принятия мышлений. Дело в том, что в течении дня каждый из нас принимает порядка 35 000 и сложных, и легких решений. Если бы каждое из них человек бы долго и сознательно обдумывал, то многие так бы и ложились спать, не позавтракав. Таким образом, «Система 1» снижает нагрузку с «Системы 2», исключая когнитивную перегрузку последней.
Она берет на себя привычные повседневные задачи, превращая их в рутинные действия – привычки. Устроено это следующим образом: мозг распознает закономерности и выдает быструю реакцию, и что важно отметить – не всегда рациональную.
К деятельности «Системы 1» относятся врожденные умственные способности, связанные с восприятием окружающего мира, распознаванием объектов, концентрацией внимания.
Отметим, что, регулярно пользуясь этой автоматической обработкой информации, человек быстрее решает задачи и сводит к минимуму когнитивную нагрузку, но и получает меньше возможностей для обучения и развития. Автоматизм не дает на 100 % вникнуть в тонкости протекаемых процессов и принимаемых решений.
Почему «Система 2» важна для анализа и критического мышления
«Система 2» предполагает задействование больших усилий, внимания и осознанности. Благодаря ей человек мыслит стратегически, решает проблемы и занимается долгосрочным планированием.
Эта система учитывает контекст текущей ситуации, взвешивает за и против различных сценариев развития.
С учетом потребности мозга по оптимизации энергетических затрат, он использует любую возможность, чтобы не использовать эту систему. «Система 2» активируется, когда человек делает что-то, что не является естественным и требует сознательных усилий. Кроме того, в фоновом режиме эта система отслеживает и контролирует мысли и действия, предложенные «Системой 1», превращая их в обоснованные суждения.
Как видим, этот уровень обработки информации не действует изолированно, а постоянно взаимодействует с «Системой 1».
Добавим также, что «Система 2» позволяет управлять эмоциональными реакциями и не допускать импульсивных проявлений.
Наконец, благодаря возможности для осмысленной обработки информации и формулирования из нее выводов система содействует обучению и развитию навыков критического мышления.
Применение теории Канемана для улучшения личной и профессиональной жизни
Понимание особенностей функционирования двух систем и их сбалансированное сочетание помогает принимать безошибочные решения с большей легкостью. Учитесь распознавать ситуации, в которых целесообразнее использовать каждую из систем.
Начните с того, чтобы оценивать, какую из них вы задействуете:
- «Система 1» – при решении повторяющихся повседневных и привычных задач, которые не требуют мобилизации когнитивных способностей.
- «Система 2» – новый вид деятельности, выполнение которого требует усилий, а также принятия решений, имеющих последствия (например, в отношении карьеры, личной жизни или образования).
«Система 2» направляет человека в верное русло, а «Система 1» облегчает многие процессы. Поговорим о том, как использовать это знание для себя.
Например, в личной жизни развитая осознанности («Система 2») помогает анализировать происходящее и принимать взвешенные решения, а также распознавать ситуации, когда вы действуете под натиском иногда обманчивого чувства интуиции. В рабочей же обстановке предлагается руководствоваться собственными стандартам принятия решений, избегая спонтанности.
В такие моменты старайтесь «включать Систему 2» – собирать факты, рассматривать альтернативы и анализировать долгосрочные последствия.
Кроме того, пробуйте оборачиваться назад, чтобы оценить прошлые решения и извлекать из них уроки.
Начните практиковать также долгосрочное планирование, анализируя стоящие личные и профессиональные цели. Руководствуйтесь ими, приступая к тому или иному действию.
Для лучших результатов используйте критическое мышление и дома, и на работе. Создавайте для себя такие условия, в которых будет легче контролировать мыслительные процессы – выделяйте специальное время для анализа, заблаговременно планируя задачи, требующие глубокого осмысления.
И помните: несмотря на важность осознанного анализа для принятия верного и взвешенного решения, в некоторых ситуациях (переживание стресса, неопределенность, угроза жизни) важно уметь действовать быстро без лишних колебаний и сомнений.