Блог
07.10.2024

Проблемы детей в школе – как подготовиться к началу учебы

Подготовка к началу школы затрагивает ряд аспектов, относящихся к эмоциональной сфере, здоровью и когнитивной сфере. Качество этой подготовки повлияет на степень тяжести и течение проблем, с которыми часто сталкиваются первоклассники, или гарантирует их отсутствие. О том, как сделать начало учебного года приятным и легким, надо ли обращаться за помощью к психологу или тьютору, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Что происходит с ребенком, который отправляется в первый класс

Начало обучения в школе и поход в первый класс – серьезный этап в жизни ребенка, который часто вызывает стресс и сопровождается трудностям. Дело в том, что первые месяцы осени, как правило, уходят на адаптацию к новой среде и незнакомой обстановке. Непривычный график, помещения школы, общение с одноклассниками и учителями – эти и другие факторы вызывают сильнейшее чувство неуверенности. Кроме того, во время учебы рядом нет родителей, что также не добавляет веры в себя.

Усиливает тревогу и задача по налаживанию отношений с одноклассниками и выстраиванию новых социальных связей, в том числе и с учителями.

Ну, и конечно, учебная нагрузка – освоение чтения, письма, счета – требует повышенной концентрации и внимания. В условиях школьных правил: сидеть за партой во время урока, не отвлекаться на внешние факторы, слушать учителя, поднимать руку, чтобы дать ответ или попросить выйти – ребенок испытывает новые для себя перегрузки.

К эмоциональным трудностям, например, страху неудачи, боязни не оправдать ожидания родителей, перегрузке от впечатлений, добавляется и физическая усталость. Стремительный рост нагрузки в первые недели учебы после размеренного летнего отдыха приводит к переутомлению, а из-за занятий по чтению и письму напрягается и зрение. Поэтому так часто дети, только начавшие учебу в школе, болеют и страдают от снижения иммунитета.

Таким образом, проблемы детей в школе, как правило, проистекают по причине сложностей в адаптации.

Особенности психологии младших школьников

Между тем младший школьный возраст (6-11 лет) имеет решающее значение для развития ребенка. Переход к учебной деятельности и формирование соответствующих навыков определяют течение когнитивного и эмоционального развития, а также поведение в социальной сфере.

Итак, в этот период дети:

  • Учатся оперировать абстрактными понятиями, обобщать разрозненную информацию и делать выводы.
  • Начинают анализировать предметы и явления, выделять свойства и признаки.
  • Способны удерживать концентрацию на продолжительный период, а также развивают способность сознательно управлять вниманием.
  • Расширяют словарный запас, начинают использовать сложные синтаксические конструкции, учатся четкому и последовательному выражению мыслей.
  • Развивают коммуникативные навыки – учатся слушать других и высказывать собственное мнение.
  • Составляют более полное представление о себе, своих способностях и возможностях.
  • Осознают грани собственного познавательного интереса, начиная понимать, что их мотивирует и вдохновляет.
  • Делают первые попытки принятия самостоятельных решений и понимания личной зоны ответственности.

Повышается и эмоциональная чувствительность – дети начинают острее реагировать на успехи и неудачи, что усиливает потребность в признании и похвале со стороны взрослых. Со временем, конечно, ребята осваивают искусство управления эмоциями, учатся понимать и выражать чувства в социально-приемлемой форме. Однако происходит это только при помощи родителей в развитии эмоционального интеллекта, благоприятной и безопасной среде для взросления.
Таким образом, младшая школа приходится на период интенсивного роста и развития ребенка, который, сталкиваясь с новыми требованиями, осваивая до того неизвестные навыки и знания, начинает вступать во взрослую жизнь.

Проблемы детей в начальной школе

Расскажем о наиболее частых проблемах детей в школе, которые влияют на успеваемость и эмоциональное состояние. Понимание этих проблем поможет оказать ребенку своевременную поддержку и ускорение вхождение в ритм учебы и новой жизни.

  1. Академические трудности – сложности в освоении нового материала, проблемы с концентрацией внимания, информационная перегрузка. Эту проблему усугубляет частое и неконтролируемое использование гаджетов, а также зависимость от технологий.
  2. Социальные проблемы – сложности в общении со сверстниками, дискомфорт из-за постоянного сравнения себя с одноклассниками, а иногда и переживание травли со стороны других ребят, в том числе и старшего возраста. Не облегчают проблему и культурные и языковые барьеры, которые часто встречаются в классах, объединяющих представителей разных культур. Проблемы в части социального взаимодействия осложняются и тем, что ребята по завершению занятий продолжают общение в социальных сетях, где часто ведут себя так, как не стали бы проявляться в реальной жизни.
  3. Эмоциональные сложности – стресс и тревожность, низкая самооценка, страх публичных выступлений и контрольных работ.
  4. Поведенческие проблемы – агрессивное или вызывающее поведение по причине неспособности справиться с внутренним дискомфортом или как средство для привлечения внимания, а также гиперактивность, в том числе вызванная синдромом дефицита внимания.

Проблемы детей в школе усугубляются, если в домашней среде ребенку не дается достаточного объема поддержи или между родителями возникают регулярные ссоры. Кроме того, сильное давление со стороны родителей, бабушек и дедушек также делает учебу невыносимой.

О принципах адаптации ребенка к школе

Адаптация заключается в приспособлении ребенка к изменениям, вызванным началом школьного периода. Успешность этого процесса и активное вовлечение в него родителей определит степень тяжести проблем детей в школе.

Для содействия адаптации начните заранее готовить ребенка к новой жизненной вехе. Запланируйте заблаговременное посещение школы, изучите дорогу, по которой ребенок будет добираться до занятий, проговорите, как будет организован этот процесс. Осмотрите здание, посмотрите, какие возможности для учебы, развития и досуга предусмотрены. Посмотрите расписание дополнительных кружков и спортивных секций и предварительно обсудите с ребенком его возможные интересы.

Поговорите с ребенком о том, что его ждет, обсудив правила поведения в школе, новые обязанности и ответственность. Подготовьте и к возможным трудностям – сложностями в изучении нового или установлении дружеских отношений с одноклассниками, отметив, что ребенок всегда может обратиться к вам или школьному психологу за помощью.

Расскажите также о важности образования и собственном позитивном опыте, связанном со школьными годами. Задумайтесь о том, какой пример вы показываете ребенку, поэтому пусть рассказ об уроках, учителях и одноклассниках будет мотивирующим и вдохновляющим.

За пару недель до начала учебы установите режим дня, расписание которого поможет подготовиться к школе. Попросите ребенка придерживаться четкого распорядка дня, включающего время для сна и отдыха, приемы пищи, игры и встречи со сверстниками.

Кроме того, попробуйте подключить младшеклассника к составлению расписания, передав ему начальные навыки тайм-менеджмента. Подарите ребенку красивый дневник или планинг, чтобы процесс доставлял удовольствие.

Организуйте дома удобное и эргономичное пространство для занятий, чтобы ничего не отвлекало от учебы.

Не менее важно откликаться на интересы ребенка, чтобы поощрить интерес к учебе. Например, если малыш спрашивает о разновидностях динозавров, предложите сходить в музей, посмотреть документальное кино или изучить другие соответствующие возрасту материалы. Обсуждайте то новое, что узнает ребенок, и делитесь собственными знаниями по тему.

После начала учебного года адаптация не завершается, а переходит в решительную фазу. В этот период пристально наблюдайте за состоянием ребенка, обращая внимание на изменения в поведении и привычках.

Возьмите за правило обмениваться новостями по итогам дня, собираясь всей семьей за ужином. Спрашивайте у ребенка о возможных беспокойствах и сомнениях, интересуйтесь, что оставило приятное впечатление и вызвало радость. Не забывайте хвалить ребенка за усилия и даже малейшие достижения, что поможет укрепить ему уверенность в себе.

Если же замечаете, что ваше участие не помогает ребенку справиться со сложностями, не стесняйтесь обратиться за помощью к профессионалам.

К кому обратиться за содействием в решении проблем детей в школе

При возникновении проблем у детей в школе, важно немедленно предпринять меры и обратиться к специалистам. Партнеры родителей в этом процессе:

  1. Классный руководитель и учителя по предметам – эти люди лучшего всего видят ситуацию ребенка и понимают, с какими сложностями он сталкивается. На первой встрече поделитесь собственными наблюдениями и попросите обратную связь в отношении успеваемости и поведения ребенка.
  2. Школьный психолог поможет при возникновении эмоциональных и поведенческих проблем: страхов, тревожности, агрессии.
  3. Социальный педагог поможет разрешить проблемы с интеграцией в коллектив, разрешить конфликты между детьми и пресечь случаи буллинга.
  4. Тьютор предоставит персонализированную помощь с учетом личностных особенностей ребенка. Эксперт поможет составить учебный план, основанный на способностях, интересах и потребностях, а также подскажет стили и методы обучения, которые подойдут конкретно вашему ребенку.

Кроме того, сессии с тьютором помогут ребенку освоить навыки организации и управлениям временем, а также планирования и определения приоритетов.

Также эксперт поможет ребенку найти собственные интересы, установить образовательные цели и составить планы по их достижению.

Такое участие поспособствует не только улучшению успеваемости, но и поможет стать более уверенным в себе и успешным в учебной среде, а также смело преодолевать распространенные проблемы детей в школе.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все