Принципы SMART: постановка конкретных и достижимых целей
Постановка целей помогает поддерживать фокус и нужную мотивацию – как в личном плане, так и в профессиональном. Люди и команды, которые знают свои цели и двигаются к их реализации, достигают успеха. Но и не только: правильная постановка целей улучшает эмоциональное и психическое здоровье, повышая уверенность в себе и самоуважение. Однако определиться с устремлениями – только часть пути, как правило, достигнуть желаемого оказывается куда сложнее, особенно тем, кто не владеет соответствующим инструментарием. В новой статье Академия социальных технологий расскажет о принципах SMART – методологии интеллектуальной постановки целей.
Что из себя представляет принцип постановки целей SMART
Название принципа SMART образовано из английского акронима:
- S – specific – конкретный.
Здесь предстоит ответить себе на вопросы:
- «Что требуется достичь?».
- «В чьих интересах эта работа?».
- «Какие шаги будут приближать к достижению цели?».
Уже одна такая проработка позволит конкретизировать цель и разобраться в ее истинности, а также целесообразности.
Для личных задач цель может звучать следующим образом: «Начать вести более здоровый образ жизни и восполнить дефицит микроэлементов», в профессиональном контексте: «Увеличить количество посетителей сайта и совершение клиентами целевых действий».
- M – measurable – измеримый.
Количественная оценка цели облегчает отслеживание прогресса и позволяет контролировать приближение к желаемому результату. Ответьте себе на вопросы:
- «Как я узнаю, что цель достигнута?».
- «Изменения каких показателей будут указывать на прогресс в достижении цели?».
Звучать измеримая формулировка цели может следующим образом: «Раз в квартал сдавать анализы крови, чтобы отслеживать динамику восполнения дефицитных микроэлементов, а также выполнять предписания лечащего врача: соблюдать диету, подразумевающую прием продуктов, богатых железом не менее трех раз в неделю, а также ежедневно употреблять молоко и кисломолочные продукты для поддержания уровня кальция». Вариант для профессиональных задач: «Обеспечить ежедневный прирост посетителей сайта равный 500 заходам, из которых не менее 5 % процентов будут завершаться покупками».
- A – attainable – достижимый.
На этом этапе цель проверяется на реалистичность. Для этого предстоит оценить сможет ли человек или команда достичь поставленного результата с учетом имеющихся ресурсов.
В личном плане этот принцип SMART можно сформулировать следующим образом: «Провести консультации с нутрициологом или диетологом по определению наиболее подходящего варианта диеты для восполнения дефицитов», в профессиональном: «Увеличить число посетителей сайта путем проведения рекламных кампаний, а также продвижения в социальных сетях».
Отметим также, что фактор достижимости особенно важен, когда цель приходит извне, например, ее ставит вышестоящее руководство. Даже если желаемое видение не будет скорректировано, а ожидания снижены, проинформируйте постановщика цели о возможных угрозах: дефиците ресурсов, нехватке сотрудников, загруженности по другим проектам.
- R – relevant – актуальный.
Для определения актуальности цели важно ответить на вопрос «Почему?», важность решения задачи также вписывается в контекст цели. Например, человек, который стремится улучшить показатели здоровья, может сформулировать эту идею следующим образом: «Впереди зимний сезон – традиционное время авитаминоза, а значит мои показатели микроэлементов только ухудшатся». Для команды цель дополнится сообщением в формате: «Даже в период сезонного падения спроса нам требуется выполнять показатели продаж, а значит предстоит сконцентрироваться на привлечении дополнительной аудитории и потенциальных покупателей».
- T – timebound – ограниченный по времени.
Принцип SMART предполагает определение периода времени, в которой надлежит выполнять поставленные задачи. Например, для обоих предложенных примеров фиксируется восполнение дефицитов микроэлементов и достижение показателя увеличения аудитории сайта на протяжении третьего квартала.
Эти характеристики и являются параметрами цели, установленными согласно принципу SMART. Такой подход исключает постановку слишком обобщенных или расплывчатых целей, а также устанавливает четкий период времени, за который предстоит выполнить требующиеся действия. Кроме того, SMART – идеальный инструмент для отслеживания прогресса, а значит и контроля мотивации и уровня вовлеченности в работу.
Добавим также, что, как видно, из приведенных выше примеров принцип SMART применим и к личным, и к профессиональным ситуациям.
Как правильно ставить цели по SMART
Расскажем о наиболее частых ошибках, которые допускают личности и команды, которые только начинают практиковать принципы SMART. Стоит признать, что не каждую цель можно разложить по всем пяти вышеперечисленным параметрам. Даже создатель подхода – эксперт в области стратегического планирования Джордан Т.Доран писал, что в некоторых случаях качество результата не должно страдать в угоду количественному показателю. Дело в том, что постановка целей без учета стандартов качества способна привести к крайне неудовлетворительным результатам, поэтому обязательно обозначайте эти критерии и интегрируйте их в формулировку цели.
Также требуется соблюдать баланс между сложностью цели и ее простотой – в первом случае велики риски демотивации из-за кажущейся тщетности всех усилий и несоразмерности желаемого результата критерию достижимости, во втором случае – вероятно возникновение попустительского отношения к предстоящей работе в виду ее кажущейся простоты. Соблюдение баланса в сложности цели заключается в определении того уровня, который будет предлагать выйти из зоны комфорта, чувствовать себя мотивированным, но не предаваться страху и тревогам в отношении предстоящего проекта.
Кроме того, не стоит забывать и гибкости – и личности, и команды часто сталкиваются с непредвиденными трудностями, поэтому убедитесь, что желаемое видение можно легко адаптировать под трансформации внешней и внутренней среды. Будьте готовы скорректировать цель или изменить ее полностью, в противном случае слишком высоки ставки потерять все наработки и свести к нулю усилия, которые пришлось совершить для достижения первоначальной цели.
Зачем ставить цели и как осознать их значение
Четкие и ясные цели не только воздействуют на поведение, мышление и производительность человека и команды, но и помогают мобилизовать усилия – сконцентрировать их в нужном русле. В итоге движение к желаемому результату осуществляется с большей настойчивость и уверенностью. Человек, который видит перед собой цель и путь к ней, с меньшей вероятностью предается приступам прокрастинации и растрачивает время на слабоэффективные действия.
Происходит это из-за того, что постановка целей предполагает разработку стратегий, благодаря которым гарантируется достижение желаемого результата. Использование правильного инструментария представляет желаемое видение, каким бы большим и масштабным оно ни было, в виде меньших и более достижимых этапов – подзадач. В итоге личности и коллективы преуспевают с меньшим сопротивлением.
К слову эмоции, которые дарит реализация своих устремлений, дарят невероятное чувство удовлетворения и веры в собственные силы. Эти осознания распаковывают мощнейший заряд энергии, помогающий двигаться вперед и достигать все новых и новых высот.