Что поведенческий подход может рассказать о человеке
Персонология – это наука о человеке и личности, о том, как она формируется и отражается в поведении. Специалисты по персонологии изучают психологию человека через поведенческий портрет, образ мышления, ментальность, ценности, интересы. Поведенческий подход, изучая настоящее и прошлое средствами нетестовой диагностики, формирует психологический портрет человека и определяет ход развития событий в будущем. На вопросы, связанные со спецификой метода отвечает заведующий кафедрой «Персонология и поведенческий анализ», эксперт-профайлер международного уровня, эксперт в области детекции лжи, руководитель лаборатории цифрового профайлинга (Резидент Сколково) Алексей Филатов.
Что такое персонология и поведенческий анализ?
Персонология и поведенческий анализ — это интегративное направление в психологии, которое исследует личность с точки зрения оценки поведения. Это нетестовая психодиагностика, не требующая прохождения опросников, анкет. Метод изучает демонстрируемое поведение, так как любое проявление человека преследует определенные цели и способно харктеризовать его. Другие методы оценивают личность, а затем делают гипотезу относительно возможного поведения, а эксперты в персонологии и поведенческом анализе сначала оценивают поведение, а потом определяют аспекты личности этого человека.
Поведенческий анализ помогает изучить человека и формировать сценарии поведения в среднесрочной и долгосрочной перспективах. С помощью этого метода можно также проанализировать группу, коллектив, компанию, общество. При этом прогноз развития ситуации открывает риски и тренды. Способность смотреть на окружающих в таком формате приводит к минимизации негативных сценариев и движению по сценариям более позитивным.
Мы уверены в том, что отлично разбираемся в людях, друг друге, умеем читать других и разбираемся в психологии. Но на самом деле человек – существо с крайне предвзятым восприятием: окружающих оценивает с точки зрения иррациональных предубеждений. Очевидно, что результаты такой оценки скорее всего необъективны. Задача персонологии и поведенческого подхода заключается в объективизации восприятия и оценки человека.
Подход востребован в ряде сфер: начиная от психотерапии и психологии, когда после определения поведения человека, производится психодиагностика, и заканчивая решением прикладных бизнес-задач, прогностики, профайлинга, управления, менеджмента и других направлений. Ключевой момент - мы не стремимся «залезть» в голову человека, предположить, что, почему и как он думает, а оцениваем поведение на основе конкретных методик и инструментов.
Что лежит в основе метода?
Это научный метод, основанный на междисциплинарном подходе, который опирается на:
- Биологию поведения.
- Нейронауки.
- Этологию.
- Психологию.
- Социологию и ряд других направлений.
Дело в том, что поведение человека обуславливают и биологические предпосылки, а умение видеть и понимать их лежат в основе поведенческого подхода и профайлинга. Метод сформирован на положениях:
- Нейроэффективных наук.
- Теории базовых эмоций.
- Когнитивно-поведенческого подхода.
- Прогностики и предиктивной аналитики.
- Статистики.
Большое внимание уделяется предвзятостям в оценке. Дело в том, что, когда мы смотрим на другого человека, то часто делаем это не объективно, находясь во власти определенных обстоятельств, особенностей, предположений и других когнитивных искажений. Эксперты нашего направления работают, когда требуется достоверно и объективно оценить поведение. На основе собранных средствами нетестовой психодиагностики сведений, составляется психологический портрет. Следующий важный момент - теория принятия решений – изучаются закономерности выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способа достижения желаемого результата. Кроме того, производится психодиагностика человека по словам, речи, текстам, с задействованием инструментов психолингвистики. Также оценивается невербалика. Развитие технологий позволяет работать и с данными цифрового поведения – изучения поведения человека в интернете.
Кому и чем может помочь метод?
Метод востребован как среди частных клиентов, так и компаний. Физические лица обращаются за экспертной оценкой того или иного поведения, в частности, когда речь идет о судебных исследованиях и экспертизе, так как метод эффективен для детекции лжи. В таких случаях оценивается достоверность, честность тех или иных показаний. Поведенческий подход и профайлинг в комплексе с высокой долей вероятности определяют искренность, подготовленность или не подготовленность показаний в суде, формируют экспертную оценку объективности показаний и вообще поведения человека в суде. Мы взаимодействуем с адвокатами, прокурорами в этом направлении, по запросу - с физическими лицами.
И, конечно, обучаем людей, которые нередко обращаются с запросом - хочу лучше понимать людей. «Читать» их, видя лицо, голос, жесты, понимать, что человек из себя представляет: его желания, ценности, потребности, с тем чтобы научиться выстраивать эффективную коммуникацию. Метод учит делать это «не залезая в душу», не проводя долгих опросов, тестов и других инструментальных исследований, глубоких бесед, а используя лишь направления тестирования в поведенческой парадигме, то есть внешние поведенческие признаки. И это полезный навык для жизни. Нередко мы общаемся в формате испорченного телефона, делаем ложные, искаженные выводы друг о друге, так как не до конца понимаем человека и его мотивы.
Бизнесу мы помогаем лучше понимать персонал и то, как сотрудники принимают решения. Область востребована в сфере управления, оценки данных, кадрового анализа, ассессменте (метод комплексной оценки персонала). Активно работаем с кадровыми подразделения в направлении прогностики, оценки результативности кандидата на ту или иную должность.
Часто работаем с внутренними службами безопасности, так как значимая часть нашей деятельности связана с экспертизой поведения человека на уровень его достоверности, детекции лжи и других подобных вещей. Это направление весьма интересно корпоративным службам безопасности, обучением которых мы также занимаемся.
Таким образом, мы выступаем как консультанты, непосредственно наблюдая за людьми и формируя выводы, а также обучаем лучше разбираться в людях и прогнозировать их действия.
Кем представлена кафедра в Академии?
Кафедра «Персонология и поведенческий анализ» объединяет ведущих экспертов, исследующих психологию человека с помощью оценки поведения. Это профессионалы с мировым именем, развивающие подход в России и за рубежом, их экспертиза востребована и во многих сферах, в том числе в поведенческой экономике, брендинге, судебной и психиатрической экспертизах.
Совместная работа на кафедре специалистов такого уровня усиливает компетенции каждого, способствует формированию эффективных комплексных решений, подходов и методик.
Сам я более пятнадцати лет занимаюсь персонологией и поведенческим анализом, имею классическое медицинское образование и подготовку в области психиатрии, психологии, психотерапии. Проходил дополнительную подготовку в области нейроэффективных наук, изучения эмоций, невербалики, когнитивной составляющей и так далее. Длительное время консультирую коммерческие и государственные структуры, а также частных клиентов. Кроме того, выступаю в качестве эксперта в области детекции лжи, персонологии, профайлинга для спецслужб.
Можно ли определить лжеца?
Определить ложь можно, внимательно слушая, что конкретно говорит человек. Слова лжеца и структура речи обманывающего человека характеризуют косвенные и опосредованные сообщения, а не по делу. Они не отвечают точно на вопрос. Приведу пример. Диалог в магазине: «Вот эти йогурты свежие?», ответ: «Да, привезли буквально сегодня». То есть, ответа на поставленный вопрос нет, а есть информация, когда их привезли, под которой подразумевается, что они свежие. Но на самом деле, может привезли-то йогурты сегодня, но свежими ли? Поэтому важное значение приобретает умение слышать конкретно, дословно, что говорит человек и оценивать эти слова, чтобы минимизировать искажения. Задача - не подменять понятия, думая: «Ну если привезли сегодня, значит, точно свежие». Не факт!
Следы человека в большой паутине
Колоссальное внимание сейчас уделяется поведению человека в интернете, так как цифровая среда, по сути, аналогична реальной жизни, за исключением некоторых моментов. Мир сегодня стремительно цифровизируется, и то, как человек ведет себя в социальных сетях существенно его характеризует. Еще в 2006 году президент Американской ассоциации психологов и психодиагностов Мартин Селигман сказал, что будущее психодиагностики - в социальных сетях. Действительно, по лайкам и репостам, тому, как человек ведет аккаунт можно составить представление о его ценностях, интересах, пристрастиях. Этим уже пользуется бизнес в широком смысле этого слова и его отдельные подразделения: HR, службы безопасности. Полученные данные находят применение и в прогностике покупательских интересов, нейромаркетинге, когда прогнозируется, что предложить покупателю на маркетплейсах и так далее. Это совершенно прикладные аспекты нашей деятельности, в развитии которых мы принимаем активнейшее участие.
Nudge – как подтолкнуть к выбору
Помимо этого, область применима в гуманистическом векторе. Расскажу о Nudge – технологии подталкивания к конструктивному, позитивному, сберегающему ресурс и здоровье поведению. Собранные о человеке сведения, результаты их анализа имеют большой потенциал для того, чтобы подтолкнуть его к здоровому образу жизни. Например, если на упаковке вредной еды указать на самом видном месте содержание жира, количество покупок уменьшится. Соответственно, поведенческий подход изучает и то, как эффективно объяснить человеку такие вещи и, главное, чтобы это было понятно и легко претворить в жизнь. Известно, что ввести здоровые привычки легко, а придерживаться их крайне сложно. Кстати, как эксперт, я часто обращаю внимание на не очень качественные примеры использования поведенческого подхода в рекламе. Какие типажи чаще всего используют на баннерах фитнес-центров? Подкачанные люди, с рельефным телом, которые долго и активно занимаются спортом, может даже профессионально. Эта реклама действует на таких же спортсменов, а вот новичку, который не посещал тренажерный зал, или человеку с лишним весом, вселяет мысль: «Мне далеко до этого практически недостижимого идеала. Пожалуй, не пойду и мучаться не буду». Собственно, если бы на билборде был человек нормального вида и телосложения, это бы снизило барьер на вхождение в здоровьесберегающее поведение. Такая реклама оказала бы влияние на тех, кто только думает о том, что пора бы начать заниматься спортом. И это будет для них хорошим и значимым толчком.