Обучение топ-менеджмента – чему учить тех, кто и так все знает
Когда кажется, что вершина профессионального мастерства достигнута, а за плечами десятки лет опыта и успешных проектов, вопрос «Чему еще можно научить топ-менеджера?» становится актуальным как никогда. В условиях, когда каждый день приносит перемены, развитие руководителей выходит за рамки стандартных программ. О том, как, чему и в каких форматах учить таких сотрудников, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Зачем отправлять управленцев на обучение
Сегодня от компетенций топ-менеджмента зависит будущее бизнеса. Дело в том, что в последние десятилетия российский бизнес кардинально изменился, и роль компетенций в управлении и операционных процессах возросла.
Если до того российский корпоративный сектор отличался менее конкурентными условиями, а доступ к ресурсам или административному ресурсу часто имел первостепенное значение, то теперь компаниям требуется глубокое понимание рынка и нужд клиентов. Так, ряд soft и hard skills, в том числе в области финансов, маркетинга, PR и стратегического планирования стали ключевыми для получения конкурентного преимущества.
Добавим также, что когда-то бизнес в России можно было легко построить на личных связях и отношениях, однако теперь требуется профессионализированный подход к управлению. Отсутствие бюрократии позволяло оперативно реагировать на изменения рынка, часто пропуская важные аналитические процедуры и исследования – сегодня же эффективное управление, финансовая дисциплина и качественный менеджмент проектов ставятся во главу угла.
Кроме того, скорость технологических изменений и развитие цифровых решений также привели к росту значимости компетенций. Компании, которые раньше работали без серьезных инвестиций в технологии, теперь сталкиваются с необходимостью внедрения цифровых инструментов для поддержания конкурентоспособности. Это требует от управленцев соответствующих компетенций в IT, аналитике данных и управлении инновациями.
Таким образом, компетенции стали ресурсом, обеспечивающим устойчивость и развитие бизнеса. Компании, которые вкладываются в развитие профессиональных навыков и знаний сотрудников, в том числе и управленцев, имеют больше шансов на успех в новых экономических реалиях.
Как понять, что управленцу требуется дополнительная подготовка
Поговорим о признаках, указывающих на то, что управленцу требуется прокачать знания и навыки. К ним относятся, например:
- Низкая эффективность команды – коллектив, возглавляемый руководителем, не достигает поставленных целей или постоянно совершает одни и те же ошибки.
- Проблемы с принятием решений – нерешительность может быть сигналом о нехватке знаний или уверенности в определенных областях.
- Частые конфликты в коллективе – если в команде регулярно возникают конфликты, это может свидетельствовать о недостаточном владении навыками управления персоналом и необходимости дополнительной подготовки в области коммуникаций и разрешения конфликтов.
- Непонимание современных тенденций – стремительно меняющаяся среда требует от руководителя актуальных знаний о новых технологиях, методах управления и рыночных тенденциях.
- Низкий уровень вовлеченности – если сотрудники не проявляют интереса к работе и их мотивация снижена, управленцу может требоваться обучение методам повышения мотивации и вовлеченности команды.
- Проблемы с управлением временем – если руководитель часто перегружен работой и не может правильно расставить приоритеты, это свидетельствует о необходимости освоения инструментов тайм-менеджмента.
- Неудовлетворительные результаты – регулярные проблемы с соблюдением сроков и бюджетов проектов могут быть индикатором того, что управленцу стоит улучшить навыки проектного управления.
- Нехватка стратегического видения – если управленец не способен сформулировать долгосрочную стратегию развития компании или отдела, стоит подумать об освоении практик стратегического мышления.
Наконец, HR-службам стоит быть внимательным к тревожному сигналу – потере управленцем личной удовлетворенности результатом выполненной работы. При таких условиях остается пара шагов до полной утраты интереса к деятельности, выгоранию и, как следствие, увеличению рисков расставания с сотрудником.
При этом важно понимать, что дополнительная подготовка управленца важна как для его личного развития, так и для успеха команды или компании.
Особенности развития управленцев уровня С
Управленцы уровня С (CEO, CFO, COO и др.) всегда в центре внимания компании и должны быть готовы к постоянным изменениям бизнес-среды. Такие должности предполагают наличие ответственности за определение и реализацию стратегических направлений деятельности компании. Их решения влияют на будущее организации, поэтому глубокие знания и опыт жизненно необходимы для принятия обоснованных решений.
Помимо безупречного уровня владения профессиональными компетенциями, управленцы столь высокого уровня должны:
- Уметь вдохновлять и мотивировать команду.
- Ясно и убедительно выражать мысли.
- Владеть техниками саморегуляции, чтобы достойно закрывать сложные переговоры и вести за собой команду в периоды перемен.
- Понимать особенности реализации финансовых процессов и уметь принимать решения, которые повлияют на финансовое состояние компании.
- Сохранять и развивать культуру компании
Конечно, выше перечислен не исчерпывающий список навыков – работа руководителя многогранна, что и определяет требования к профессиональным компетенциям топ-менеджеров. Поэтому подготовка такого уровня руководителей требует времени, финансовых вложений и комплексного подхода. Вот только управленцу не всегда просто отложить в сторону заботу о коллективе, повседневную текучку и стратегические планы, и сосредоточиться на самосовершенствовании.
Мягкие навыки включают разные типы мышления – стратегическое, системное, критическое, проектное и творческое. Одновременно требуется развивать коммуникативные и лидерские компетенции, что само по себе сложная и во многом противоречивая задача. Особая сложность – определить, какое лидерство требуется здесь и сейчас и чего ожидает команда. Сегодня востребовано виртуозное лидерство: умение быстро оценивать ситуацию, видеть риски и возможности, объективно оценивать команду и внешнюю среду. То, что работало десять, пять или даже два года назад, часто не дает ожидаемого эффекта.
В результате исследовательских интервью с ТОПами и бесед с владельцами бизнеса можно выделить основные требования к обучению руководителей:
– Непрерывность образования.
– Краткосрочные модули.
– Гибридные форматы.
– Практическая направленность и сопровождение «после обучения».
– Возможность формирования индивидуальной образовательной траектории внутри курса.
Многие руководители рассматривают обучение как площадку для установления профессиональных и социальных связей, обмена опытом и «переопыления» идеями и практиками. От образовательных программ ждут решений, которые позволят руководителю самостоятельно конструировать свою программу в рамках курса. Готовы ли вы к таким вызовам?
Еще одна важная задача для преподавателей и тренеров – обеспечить сопровождение после обучения: регулярные встречи и обмены опытом, возможность обсудить, как полученные знания и навыки применяются в работе и жизни. При этом от среды ожидают эмоциональной и технологической безопасности, равного общения и ощущения своего среди своих.
Усадить за парту – форматы учебы для топ-менеджеров
Один из наиболее действенных методов для развития управленцев высшего звена – индивидуальный коучинг. Коучи помогают лидерам повысить личную продуктивность, развить стратегическое мышление и справляться со стрессом. При этом на сессиях рассматриваются конкретные проблемы и вызовы, а коуч предоставляет управленцу инструменты, которые в тот же момент можно опробовать на практике и получить новые – лучшие – результаты.
Другой сопоставимый вариант – менторство: опытные менеджеры или бизнес-лидеры передают подопечному рекомендации, инструменты и навыки, усвоенные на собственном опыте. Это формат учебы, при котором в качестве преподавателя и наставника выступает такой же практик, что особенно полезно, когда перед управленцем стоят конкретные вызовы.
Рассмотрите и другие форматы проведения образовательных занятий для топ-менеджеров:
- Практическое обучение на рабочем месте с ротацией должностей и участием в стратегических проектах используется для развития навыков и компетенций в реальной бизнес-среде.
- Мини-МВА и специализированные семинары – концентрированные образовательные программы прокачивают понимание важных тем, требующихся для развития как управленца, так и компании. Такие курсы часто проводятся в гибком формате, учитывающем загруженность руководителей.
- Онлайн-курсы и вебинары – интернет-среда – решение для тех, кто заинтересован в учебе, но не готов отрываться от работы. Лидеры изучают материалы в удобное для себя время, и при этом участвуют в учебных дискуссиях и получают обратную связь со стороны преподавателей.
- Форумы и конференции – участие в отраслевых мероприятиях дает возможность обмениваться опытом с другими лидерами, обсуждать последние тенденции и вызовы, а также расширять профессиональную сеть контактов.
Как выявить возможные зоны роста топ-менеджмента
Рабочий инструмент оценки компетенций представителей топ-менеджмента – оценка 360 градусов, в рамках которой сотрудники всех уровней предоставляют обратную связь об опыте взаимодействия с ними. Этот подход работает всесторонне и выявляет области, требующие улучшения. Крайне полезными будут комментарии членов совета директоров, собственников компании и руководителей других функциональных подразделений, которые дадут экспертные оценки с учетом собственного опыта и занимаемых должностей.
Помимо этого, стоит ориентироваться на результаты бизнес-аналитики и сведения о достижении ключевых показателей эффективности. Обратите внимание на повторяющиеся проблемы в управлении проектами или персоналом – явный сигнал о необходимости дополнительных тренингов.
Нетривиальный вариант диагностики – практика временной смены ролей и ротация внутри компании. Руководитель, на пару недель занимающий другую должность в компании, получает шанс увидеть бизнес с разных перспектив, выявить личные дефициты в конкретных управленческих или стратегических навыках.