Мини-форматы обучения: как учить без «отрыва от производства»

Для движения вперед компаниям важно постоянно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям внешней среды. Это требует непрерывного профессионального роста работников — задача непростая, поскольку учеба должна в таком случае идти параллельно с работой, при этом не отвлекая от нее чрезмерно. Решением представляется внедрение коротких образовательных модулей, помогающих сотрудникам получать знания малыми порциями, усваивая материал и продолжая продуктивно трудиться.
В новой статье Академии социальных технологий расскажем об организации подобных учебных программ, помогающих развивать компетенции персонала без отрыва от рабочего процесса.
Почему микроформаты выигрывают у больших курсов
Методология микрообучения предполагает подачу информации компактными блоками. Этот подход основан на принципе: один модуль — одна компетенция. Работники получают объем информации по узкой тематике, осваиваемый в подходящее время и на любом устройстве.
Форматы микрообучения разнообразны — от лаконичного текста до мультимедиа-материалов. По сути, это гибкая схема восполнения недостающих навыков и обновления знаний.
Плюсы микрообучения:
1. Оперативность разработки курса
Создание специализированных мини-курсов занимает считаные часы, позволяя оперативно откликаться на изменения стратегий бизнеса и потребностей в развитии.
2. Экономичность реализации
Затраты на создание курса такого формата ниже, сокращается потребность в ресурсах и экспертизе. Специальные платформы для микрообучения дополнительно облегчают процесс.
3. Масштабируемость содержания
Мини-контент универсален и применим почти ко всем областям профессиональной подготовки. Даже сложные темы становятся понятнее благодаря креативности в подаче.
4. Увеличение вовлеченности обучающихся
Удобство микроформата делает его привлекательным для сотрудников, привыкших взаимодействовать с мобильными приложениями. Микрообучение стало способом превратить профессиональное образование в увлекательное занятие.
5. Улучшение запоминаемости
Небольшие порции информации позволяют часто обращаться к материалам и закреплять полученные знания. Модули — самостоятельные единицы, которыми удобно пользоваться повторно.
6. Независимость графика учебы
Традиционные курсы требуют продолжительного погружения в теорию. Микрообучение же подходит для спонтанного развития навыков в моменты свободного времени, будь то перерыв между встречами или поездка.
Несмотря на плюслов, у микрокурсов есть ряд ограничений. Формат удобен для ознакомления с базовыми понятиями и общими представлениями о предмете. Сложные дисциплины можно также представить в формате микро, однако потребуется тщательная сегментация тем на короткие блоки.
Как встроить обучение в мессенджеры, Zoom и собственную базу знаний компании
Постоянная отправка сотрудникам ссылок на инструкции и учебные материалы превращается в рутинную и трудоемкую задачу, усложняя контроль результатов учебы. Выходом станет автоматизация процессов корпоративного образования за счет внедрения решений в повседневные средства общения вроде мессенджеров, платформ видеоконференций и внутренних баз компаний.
В числе действенных инструментов — обучающий Телеграм-бот, который возможно создать собственными силами. Боты гибкие и предлагают спектр возможностей — от начисления бонусов за успехи до персональной настройки маршрутов занятий. Важно отметить, что такой формат подачи знаний осуществляется в знакомой пользователям среде общения, минимизируя необходимость адаптации к новым интерфейсам и повышая шансы полного прохождения курса сотрудниками.
Телеграм-бот способен включать элементы геймификации и привлекательных персонажей, помогающих заинтересовать учащихся. Возможна стимуляция мотивации посредством баллов или сертификатов, подтверждающих профессиональное развитие сотрудника.
Параллельно развиваются и другие форматы дистанционного обучения. Например, популярный сервис Zoom давно используется не только для совещаний, но и для тренингов. Онлайн-встречи устраняют сложности, связанные с организацией офлайновых мероприятий, экономят ресурсы и повышают доступность образовательного процесса. Платформа предлагает участникам ряд способов взаимодействия: голосовые чаты дополняются инструментами для обмена сообщениями и виртуального поднятия руки, что повышает вовлечение аудитории.
Отдельно стоит выделить платформу Teamly, предназначенную для систематизации хранения и распространения корпоративных знаний. Здесь созданные из базы документации курсы делятся на модули и уроки, позволяя структурировано подавать материал.
При расширении компании число вновь принимаемых сотрудников увеличивается, возникает острая необходимость четко систематизировать подготовку новичков. Традиционная передача опыта от коллег тормозится ростом количества инструкций, методических пособий и видеоуроков, делая навигацию в массиве информации сложной задачей как для новеньких, так и для опытных кадров. Автоматизированные решения помогают упорядочить учебный процесс, облегчив нагрузку на организацию и ускорив адаптацию сотрудников.
Когда мини-форматы не работают
Несмотря на очевидные преимущества микрообучения — четкость и лаконичность подачи материала, этот метод имеет ограничения и не считается панацеей. Небольшие модули подходят для передачи фактов и понятий, однако они становятся менее действенными при изложении сложных концепций. Для усвоения последних необходима предварительная декомпозиция сложного материала на отдельные элементы, что требует временных затрат и детальной проработки каждого фрагмента.
Кроме того, присутствует риск утраты целостности восприятия изучаемого предмета. Чрезмерная концентрация внимания на деталях способна привести к утрате понимания структуры и взаимосвязей между элементами. Таким образом, использование метода микрообучения подразумевает разумное сочетание преимуществ малых блоков с необходимостью целостного подхода к учебе.
Микрокурсы неэффективны там, где необходимы интенсивные командные взаимодействия в режиме реального времени. Они способны выступить предварительным этапом перед развернутым образовательным циклом, обеспечив подготовку и погружение в предмет. Однако такой подход не способен заместить полноценные курсы с обширной программой и комплексным охватом темы. Результативность микрокурсов проявляется в сочетании с традиционными формами образования, усиливая их воздействие и улучшая восприятие больших объемов материала слушателями.
Важно подчеркнуть, что просто разделение лекции на двадцатиминутные фрагменты не гарантирует достижение целей микроформатного обучения. Не стоит ожидать положительных результатов лишь путем механического дробления существующего содержания. Напротив, каждый отдельный блок должен содержать самостоятельную порцию новой информации, а не быть продолжением предыдущего.
Важно наполнять учебные блоки вспомогательными материалами: конспектами, схемами, заданиями и тестовыми упражнениями, помогающими закреплению и пониманию изученного материала.
Одновременно недостаточно полагаться исключительно на специализированные образовательные платформы и приложения. Продуктивным решением станет формирование привычек регулярного совершенствования практических навыков посредством комплексного подхода, включающего просмотр тематических видеоматериалов, изучение профильной литературы и постоянное применение знаний на практике.
Как выстроить систему «микрообучения»
Перевод организации на систему микрокурсов — процесс многоступенчатый, отражающий изменение подходов и ценностей компании относительно обучения персонала. Переход к микроформату проходит поэтапно и включает шесть шагов.
1. Анализ текущего состояния методичек
Первым делом стоит провести аудит образовательных ресурсов. Устроить тщательную ревизию содержания и инструментов, оценивая целесообразность сохранения тех или иных элементов. Далее требуется принять взвешенное решение относительно устаревших материалов, осознавая, что отказ от них способен вызвать психологический дискомфорт, ведь некоторые ресурсы создавались с большими усилиями и ресурсозатратами. Тем не менее ориентиром должно стать понимание того, насколько пособия обеспечивают нужный уровень подготовки сотрудников.
2. Выбор направления для преобразований
Нет необходимости резко изменять программу. Рекомендуется начать с одного проблемного курса, экспериментируя и проверяя эффект нового формата. По завершении пилотного проекта переходят к масштабированию процесса, постепенно расширяя внедрение фрагментированного подхода к обучению на остальные дисциплины.
3. Постановка стратегических целей
Перед началом создания учебного модуля важно четко сформулировать конечные цели и результаты, которые планируется достигнуть. Ответьте на вопросы: какую проблему бизнеса призвано решить новое обучение? Какие показатели будут свидетельствовать о достижении успеха? Что именно должны начать делать сотрудники иначе, чтобы компания приблизилась к поставленным целям?
4. Определение содержания курсов
Стоит четко обозначить, какая информация критически важна сотрудникам для результативного выполнения работы. Четкое отделение нужной информации от второстепенной позволит сконцентрироваться на создании контента, направленного непосредственно на улучшение производительности и качества труда.
5. Создание качественного контента
Определившись с целями и необходимым объемом знаний, приступают к созданию самого пособия. Здесь важно отходить от традиционных методов и форматов. Стоит использовать ряд подходов и методов презентации информации, стимулируя развитие всех каналов восприятия у учащихся.
6. Выбор подходящей платформы
Платформа должна обеспечивать быстрое взаимодействие пользователей, поддерживать интуитивно понятный интерфейс и обладать мобильностью. Важно убедиться, что выбранная система удобна для сотрудников вне зависимости от уровня владения технологиями, а сама структура обучения позволяет быстро находить информацию.
Преимущество микрокурсов заключается в широкой сфере применения — от детского сада до профессиональной переподготовки взрослых. Они помогают гибко адаптировать учебу под конкретные запросы бизнеса и специфику целевой аудитории. Однако, несмотря на ряд позитивных моментов, методика микрокурсов не является универсальным средством решения образовательных задач. Ее правильное использование предполагает внимательное отношение к содержанию, технологиям и целеполаганию.