Ментальное здоровье – что это и как к нему прийти
Ментальное здоровье – понятие более широкое, чем просто нормальное психическое состояние. В некотором роде это категория, говорящая о благополучии, при развитости которой человек способен раскрывать собственный потенциал и быть не только продуктивным, но и проживать счастливую, а главное собственную жизнь. О том, что такое ментальное здоровье, исходя из собственного авторского видения рассказала член Высшего экспертного совета кафедры «Трансперсональная психология» Марина Белокурова.
Что такое ментальное здоровье
Ментальное здоровье – это не настройка по умолчанию, которая изначально есть у каждого человека. Конечно, на старте жизни люди равны, а вот дальше траектория у каждого своя – один движется быстрее, другой – плутает по тупикам. Это движение запускает цепь событий, которые начинают выстраивать личную историю.
Пространство вариантов и возможностей, кем человек способен стать, (фактически его потенциал), можно представить как окружность, внутри которой строится его траектория жизни. К сожалению, чаще всего это просто диаметр, где каждый следующий шаг оказывается обусловленным предыдущим. Вот старт – рождение, дальше – учеба, аспирантура, работа, свадьба, дети и внуки, и режим дожития…С каждым таким шагом пространство возможностей становится все меньше, как будто человек движется между двух направляющих, ограничивающих его жизнь, преодолеть которые сложно, страшно, а иногда и жалко. Так появляются оправдания действиям прошлого и бездействию в сегодняшнем дне. «Что же я зря учился этой нелюбимой профессии, поступал в аспирантуру, сидел на кафедре…». Переживания часто прерывает кризис жизни, когда человек в середине жизненного пути осознает эти «ограничения» и принимает решение совершить «поворот на 90 градусов», попасть в ранее недоступную зону своих возможностей,
Уйти с привычной тропинки, значит, посмотреть на себя другими глазами, что иногда воплощается в радикальных действиях – смене профессии, места проживания, семьи, окружения. Первый же такой поворот открывает богатство и красоту жизни, а дальше их можно делать столько, сколько успеешь. Человек, не страшащийся изменений, реализует ту потенцию, которая была бы недоступна при движении по накатанной.
Ментальное здоровье проявлется в таких поворотах, пересмотре себя и жизни, понимании собственной потенции, а также ответственности за ее реализацию и ответственности за свое бездействие.
Каждому ли требуется ментальное здоровье
Чтобы обрести ментальное здоровье надо долго и трудно работать – осознание придет не сразу. И, главное, понимать, что это не волшебная таблетка, прием которой моментально улучшит жизнь.
Привычный мир становится не зоной комфорта, а свидетельством привычки к зоне дискомфорта. Такие люди не стремятся делать того, чего ранее не делали, не склонны к переменам. Подобное отношение к жизни не доставляет человеку счастья, а только ворует драгоценное время и здоровье.
Работа над ментальным здоровьем начинается, когда человек:
- Осознает и принимает собственные историю и предысторию, с ошибками и трудностями.
- Видит собственные особенности и природу, принимает то, чем располагает в настоящий момент.
- Принимает решение жить интересно и полезно.
При этом желание жить на 100% появляется не через союз «но» или другое противопоставление, а в связке с «и». Да, у меня была эта предыстория, этот опыт. И я выбираю жить дальше по-другому, так как я чувствую свою природу, свою предназначенность.
Ментальное здоровье – это состояние, когда человек не перестает в сложной ситуации, как бы банально или пафосно это не звучало, оставаться человеком. Такие люди пользуются данным им потенциалом. Юнг писал: неиспользованные озарения канут в бессознательное, растворившись там без остатка. Или, представьте, человек думает, мечтает, планирует, но не реализует. И эти нематериализованные плоды мысли приводят к атрофии той части личности, которая способна на действия. Поэтому так важно исполнять собственные планы, достигать поставленных целей и двигаться к мечтам. Деятельностную функцию надо поддерживать в рабочем состоянии, поэтому не стоит тратить силы и время на проекты, которые не собираетесь реализовывать на самом деле. Это важно еще и потому, что не включаясь в реальную реализацию, можно потерять чувство собственного тела.
Ментальное здоровье и телесные проявления
Включайте тело и делайте – воплощайте желания и намерения. Здесь скажу о режимах телесной деятельности, каждый из которых одинаково необходим:
- Следование принципу минимума кинетической энергии – тогда дела получаются будто сами собой.
- Преодоление – подчеркну, преодоление, а не насилие. Насилие и усилие – разные понятия. Первое – не приводит ни к чему: исключи принуждение, человек перестает действовать. Усилие исходит из личного намерения человека – это продукт желания действовать. Да, конечно, усилия даются нелегко, но в человеческой психике заложено стремление к преодолению, поэтому радость от полученного результата дает огромный прилив сил. А главное, что начинает нарабатываться психотелесный навык достижения поставленной цели.
Отслеживать, где действуете по накатанной – это значит, что ситуация уже вызрела, а где – требуется подключить силы преодоления. При этом отчистите слово «надо» от негативной коннотации, выйдите из контекста «должен», который создают силы извне, а верните себе понимание необходимости делать то или иное действие, а также сознательное намерение преодолеть обстоятельства. Помните, это надо вам, а не другому – для достижения непонятных целей, поэтому учитесь говорить себе: «Надо!».
Остановите самобичевание
Еще один признак ментального здоровья – способность не увязать в бесконечном самоедстве. В психологии такое самобичевание называется вязкостью аффекта – постоянные переживания на тему событий из прошлого, прокручивание возможных сценариев и ответных реакций. Эта вязкость аффекта характерна для каждого, тем не менее стоит учиться признавать негативный, а иногда и травматичный опыт прошлого. Не прячьте и не вытесняйте произошедшее – это приведет только к формированию психологических защит, которые при случайном упоминании и касании психотравмирующей ситуации, приведут к колким и даже болезненным проявлениям, которые способны возникнуть неожиданно. Если вопрос длительное время не решается, человек не слышит и не видит сигналов психики, проблема вытесняется, сначала проявляясь в снах и беспричинных эмоциональных реакциях, а в худшем случае вытесненные боли и игнорирование психогигиены начнут процесс соматизации проблемы(то есть проявления проблемы в виде телесных симптомов), грозящий проблемами со здоровьем.
Поэтому учитесь признавать собственный опыт и говорить: «Да, это было со мной. Да, я сделал это». Важно признавать произошедшее, но НЕ искать для себя побочную выгоду: «Да, произошло так, но зато...». Конечно, такой рефрейминг полезен, но одновременно с этим он ведет к развитию психологической защиты под названием рационализация, когда человек пытается договориться с собственным суперэго, оправдав таким образом свои действия. «Я, конечно, накричал на коллегу, но это пойдет ему на пользу!» – звучит, как правомерный поступок. Не приукрашайте действительность, а смотрите в нее как в честное зеркало. Не прячьте негативный опыт в коробку, которую уберете на дальнюю полку шкафа, а поставьте на видном месте и посматривайте на ее, говоря: «Да, помню, было! Спасибо за урок и опыт». Помните, что повторение ситуации чревато тем, что последующие события будут еще болезненнее и опаснее. Учитесь быстро! Счастлив тот, кто схватывает на лету!
Как бороться с вязкостью аффекта
- Отслеживайте происходящее.
- Честно смотрите на произошедшую оплошность, а далее – рассматривайте ее как опыт или исправляйте реальную вину.
Вина, которую испытывает человек, бывает трех видов:
- Реальная – то, за что предстоит ответить.
- Невротическая – не наполняемая, не насыщаемая – человек несет ее как флаг, предупреждая окружающих, что с него взятки гладки: «Вы ведь знаете, ко мне нужно особое отношение, поэтому не надейтесь ни на что». Такая вина поддается коррекции, конечно, но это длительная и кропотливая работа, хотя задача решаема.
- Экзистенциальная – базируется на нескольких проблемах:
- Переживание собственной нецелостности, бессознательная тоска по фигуре матери, по состоянию единства – состоянию, в котором ребенок пребывал в детстве. Кстати, цель, с которой люди обращаются к духовным практикам – это воссоединение, достижение осознания себя важной и неотделимой частью целого.
- Переживание неспособности понять другого до конца. Корректируется работой над собственной эмпатией, открытостью, глубокой включенностью в процесс общения.
- Проявление экзистенциальной вины, которое выражается в сожалениях за неправильно прожитую жизнь, за невоплощение собственной судьбы. Эти ощущения нарастают с возрастом, когда человек понимает: чем дальше, тем меньше времени остается на неверные решения. Поэтому справиться с этим возможно, осознавая, что сулит тот или иной шаг и свою ответственность за выбор. Ключевая фраза: «Да, это мое решение и я отвечаю за то, что я делаю».
Кстати, последние годы, в том числе благодаря пандемии, помогли понять, что с некоторыми людьми отношения были на самом деле пустыми и дальше инвестировать в них время и силы не стоит. Умение и сила принять это – это тоже принцип ментального здоровья.
Поиск смысла
Ментальное здоровье проявляется и в умении оценивать не только собственное развитие в прикладном смысле, но и мета-развитие. Об этом писали Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, другие русские философы, рассматривая концепцию идеи Вселенной относительно человека. Другими словами – это умение видеть и чувствовать смысл жизни, жить им. Джозефф Кэмпбелл говорил, что смысл становится понятен тогда, когда человек перестает его искать – человек сам становится смыслом и перестает противоречить своей природе. Но для этого надо начать ощущать и чувствовать собственную природу. Когда человек выполняет эту задачу, то понимает, кем является. А дальше – открываются невероятные перспективы. То, что дается в начале жизни как некая преформа собственного потенциала, надо превратить в осознанную структуру, потенциал, который предстоит реализовывать правильным образом.
И, конечно, центральный момент ментального здоровья наступает, когда для человека становится базовым переживание, что главное в жизни – реализация собственной сущности и ничего весомее в жизни нет.
Личная мотивация
И здесь возникает категория личной мотивации, без которой никуда не сдвинешься и которую нужно усиливать. Перед поворотом, который становится в некотором роде вторым рождением (в психологии этот термин начала использовать детский психоаналитик Франсуаза Дольто), человек испытывает серьезный кризис. То, что раннее радовало и поддерживало, перестает быть таковым, привычные формы поддержки (сон, шопинг, прогулки, отдых и тд) не помогают. Эта ситуация называется «Эго сдалось», человеку приходится обращаться к более глубоким уровням восприятия. В этот момент появившаяся в жизни книга, семинар, поездка, путешествие, мысль, сон или встретившийся человек – открывают окно в мир за пределами стереотипных сценариев. Внимание, это окно только демоверсия, которая помогает только посмотреть на варианты, а дальше человек начинает искать пути воплощения.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, поэтому не предавайтесь размышлениям, а чувствуйте, ищите, где появляются силы, где возрождается интерес, опять появляется драйв от жизни. После поворота появляется много фильтров и барьеров, преград: «Тебе это надо? А зачем, уже ведь поздно…». Не стоит путать поворот на 90 градусов с действиями, которые совершаются эмоционально неуправляемым человеком, из состояния – чем хуже, тем лучше. Последствия этого, как жуткое похмелье. Действуйте в контакте с телом, эмоциями, мыслями и ощущениями – вы поступаете тем или иным образом, потому что так чувствуете, что так надо. Речь идет о включении телесной системы: действовать, идти, чувствовать, слушать, понимать и так далее.
После этого происходит постепенное «обновление настроек». Представьте луноход, который только высадился на Луне и начинает осваиваться в новой среде. Также и человек ощущает себя в новом пространстве, практикует, неизменно сохраняя чувство: «Я там, где надо, и делаю то, что нужно».
Совершить поворот можно столько раз, сколько захочется и сколько позволит время. Количество определит темперамент, условия и время, затраченное на каждое действие. Кстати, когда привыкаешь к постоянным поворотам, они перестают вызывать сложности и переживаются как естественный ход вещей.
Что происходит, если человек не реагирует на стимул к изменениям
Сначала человеку в качестве урока, дается маленькая ложечка опыта. Неусвоенный урок приносит за собой стакан, а потом и цистерну опыта, выливающиеся и в последствия, и в страдания. Стоит учиться отслеживать приходящий урок, реагировать на него. Причем чем раньше – на уровне ложечки дегтя – тем лучше и безопаснее.
Чтобы у человека что-то получилось, стоит сделать маленькое усилие: откроются ворота возможностей, которые говорят: «Все для тебя». Обманчивое ощущение: «что-то легко дается», а также бездействие приводят к тому, что ворота сужаются до приоткрытой двери, а потом и до форточки, которая неминуемо захлопнется. Однако, мгновенно появляется другие ворота, но ситуация будет развиваться аналогично, если человек не войдет в них. Есть две замечательные кривые: одна нарастающая, как экспонента, а другая – замедляющаяся, как логарифм, преподаваемый урок нарастает с экспоненциальной скоростью – мало, средне, много. Человек либо начинает быстро учиться, либо уже ничему не учится. А предлагаемые возможности уменьшаются «до форточки». Поэтому замечайте открывающиеся ворота, будьте восприимчивы к сигналам.
Но если просто остановиться на этом переживании, то изменения не наступают, человек проваливается в еще большую депрессию, теряет эмоциональную стабильность и пытается найти что-то, что поможет вновь ощутить приток эйфории. При этом появляются люди, возникают события, ставящие этот процесс под сомнения – собственно происходит проверка мотивации. Да, и сам человек часто начинает считать, что новые возможности показались или померещились. На этом этапе стоит научиться управлять эмоциями, выходить из процесса самобичевания. Будут уместны и дыхательные практики, которые помогают успокоить ум, начать чувствовать эмоции как телесные ощущения.
Владение эмоциями приводит к следующему жизненному уроку-умению справиться с возросшим самомнением. Начинается проверка на агрессию, в окружении проявляется человек, обладающий некоей толикой власти, и начинающий тиранить человека. Это может быть начальник, коллега, знакомый, собственный родитель или даже свой ребенок. В таких ситуациях ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию, а добросовестно делать то, что делаешь, и наблюдать, как ведет себя оппонирующая сторона. Главное не пропустить момент, в который стоит перестать реагировать как личность, а действовать, исходя из понимания истинной правды.
Поделюсь случаем из прошлого, на конференции, которая проходила в Санкт-Петербурге, мы планировали представить плейбек-театр. Однако, действо по вине организаторов не состоялось. Стояла холодная майская погода, актеры были в легких костюмах, на нас смотрела сотня зрителей, у меня было тяжелое переживание личной боли от происходящего. И когда дискомфорт достиг максимума, я сказала, что мы будем играть прямо в парке, который расположился рядом. Это стало практикой работы с «чувством собственной важности». Бестактность ситуации была сметена, потоком, который ее сверг, стала правда. Мы приехали играть, пришло много людей, которые ждали этот мастер-класс, значит мы будем играть.
Отбросьте ощущение собственной важности, задача – видеть, слышать, чувствовать. Реализация своей природы, потенции, предназначения, истинного Я, у этого процесса много названий – это то, что поможет жить свою жизнь и жить по-настоящему.