Блог
13.08.2024

Креативность и инновации в работе

Креативность часто ассоциируется с дизайном, музыкой, искусством и другими творческими профессиональными областями. Однако этот навык, позволяющий принимать нестандартные решения и внедрять инновации, приветствуется и востребован в традиционно не связанных с творческим мышлением областях. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о креативности в работе, а также роли лидера в создании креативных команд.

 

Почему креативность важна для бизнеса

Креативность не только борется со стагнацией, обеспечивая бизнесу поступательный рост, но и приводит к прорывным инновационным решениям.

Этот навык повышает производительность и борется с простоями на рабочих местах. Конечно, рутинная и структурированная работа важна, но часто сотрудники отстают от времени, используя неоптимальные, но привычные решения и подходы. В творческой же среде появляется возможность пересмотреть традиционные политики, обнаружить в них изъяны и заменить более подходящими и адекватными вариантами.

Кроме того, зацикленность на работающих процессах иногда приводит команды к ловушкам – каждая ситуация отличается, а вот соблазн действовать так же, как и в прошлом велик! Такое мировоззрение не дает бизнесу расти и приводит к потере позиций. Креативность же помогает выработать привычку к интерпретации каждого отдельного события или вызова, а также отвечать на них с учетом имеющихся ресурсов.

Наконец, последние годы, полные кризисов и турбулентности продемонстрировали необходимость адаптивности и готовности к быстрым изменениям. Креативность в работе – ключ к созданию новых продуктов и услуг без лишних издержек и временных затрат. Правда заключается в том, что иногда хватает свежего взгляда и небольших усилий, чтобы предотвратить большие проблемы и крах бизнеса.

 

Методы стимулирования креативности в команде

Стимуляция креативности в работе потребует усилий и системного подхода, ведь задача не просто настроить сотрудников на готовность предлагать творческие решения. Эти решения должны в перспективе приносить результат для бизнеса и в готовом виде выражаться в финансовых показателях компании. Свежая и смелая идея, при грамотной и всесторонней проработке, может не только вывести организацию в лидеры отрасли, но и привести к банкротству. Поэтому условие № 1 для команд, которым требуется освоить креативность – создание среды для безопасного прототипирования решений, которое не требовало бы вложения больших финансовых и временных ресурсов.

Кроме того, потребуется быть готовым к тому, что рождение новых идей займет время. Правда заключается в том, что, чем больше вариантов решений предложат сотрудники, тем лучше. Как правило, в самом начале пути люди озвучивают приемлемые решения – домашние заготовки, не отличающиеся оригинальностью. И только после поверхностных предложений начинается креативная работа и генерирование нового. На этом этапе можно выйти за пределы привычных рамок и выдвигать невероятные гипотезы, которые и открывают новые возможности.

Подобные сессии потребуют отдельного планирования и готовности к тому, что часы, которые будут потрачены коллективом, не принесут плодов. Однако в такой работе создается пространство для экспериментов и расширения горизонтов.

Другой вариант развития креативности в работе – сбор проблемных решений – того, что требует улучшения. Пусть сотрудники записывают то, что, по их мнению, перестало работать или не приносит ожидаемого результата. А затем предложите подумать о том, как эти проблемы разрешить. Создайте специальные каналы коммуникаций для подобного рода решений – обсуждайте их на личных встречах, будьте открыты принимать предложения по электронной почте или назначьте для их сбора отдельного сотрудника. Не игнорируйте идеи, напротив – обсуждайте их с коллективом, вырабатывайте совместные решения и приступайте к реализации.

Использование мозговых штурмов и других техник генерации идей

Мозговой штурм заключается в расслабленном и неформальном подходе к решению проблем с помощью нестандартного мышления. На таких сессиях сотрудников побуждают делиться идеями и мыслями, которые могут казаться даже радикальными. Достигается это за счет использования игровых методик, помогающих коллективу перестроиться с обычного образа мышления и начать предлагать креативные и оригинальные решения. В этой связи организатор сессии избегает критики или поощрения отдельных идей, к этому же побуждаются и участники. Анализ же озвученных предложений происходит после сбора всех идей.

Для успешного мозгового штурма важно создать безопасную и открытую атмосферу, в которой сотрудники смогут свободно высказываться и раскрывать потенциал. В результате собирается внушительный список идей, помогающих решить ту или иную проблему. Они нередко объединяются и дополняют друг друга, либо дают основу для других – оптимальных решений.

К другим техникам генерации идей и развития креативности в работе относят:

  • Негативный мозговой штурм – участники предлагают идеи, которые сделают продукт или услугу хуже, а затем думают над тем, как преобразить их в позитивные решения.
  • Ролевые игры – сотрудники играют роли заданных персонажей и представляют решения с их точки зрения. Например, отдел продаж размышляет о том, чего клиентам не хватает в продукте и какие обстоятельства могут повлиять на решение о сделке.
  • Метафорическое мышление – участники используют метафоры для установления связей между концепциями и генерации идей на их основе. Например, команда сравнивает создаваемый продукт с растением и начинает предлагать идеи, помогающие обеспечить его стабильный рост и цветение.

 

Роль лидера в поддержке креативности и инноваций

Лидер играет главную роль в создании креативных и способных к инновациям команд. Важен и личный пример, и стимуляция сотрудников к творческому мышлению. Этому способствуют следующие стратегии:

  1. Воспитание готовности к риску – креативность часто требует выхода за пределы зоны комфорта, поэтому способность идти на обоснованные, просчитанные и взвешенные риски – важное условие. В этой связи лидерам требуется создавать условия, в которых оправданные риски – норма, а не исключение.
  2. Построение культуры здорового отношения к ошибкам – в таких командах неудачи воспринимаются как часть пути, а не повод для репрессий. Кроме того, история бизнеса полна примеров, когда ошибки и вынесенные из них уроки приводили к созданию продуктов, которые меняли бизнес, общество и культуру.
  3. Инвестиции в команду – креативность в работе не появляется на пустом месте – помимо безопасной среды потребуется подготовить сотрудников к новому типу мышления. Во-первых, креативность быстро иссякает, если предлагаемые решения не рассматриваются руководством и не внедряются. Во-вторых, членам команде потребуется овладеть навыками самостоятельного творческого мышления, научиться формулировать идеи и открыто обсуждать их с коллегами и лидером.
  4. Настрой на долгосрочную работу – не стоит отчаиваться, если креативность в работе не приносит быстрых результатов. Здесь потребуется набраться терпения и готовность к тому, что некоторым идеи дают плоды спустя время. Поэтому не рекомендуется ставить команде жесткие временные ограничения, а вместо этого – призывать к экспериментам и совершенствованию.
  5. Непредвзятость – убеждения и устоявшиеся взгляды часто обесценивают новые решения, поэтому важно сохранять открытость. Креативность в работе требует равноправия и готовности к рассмотрению и доработке всех озвучиваемых идей. Для этого, кстати, используются и мозговые штурмы, стимулирующие сотрудников вносить вклад в совместную работу и делиться предложениями.

 

Преодоление барьеров на пути креативности

Стоит понимать, что лидер способен и развить креативный потенциал команды и разрушить его. Дело в том, что предоставление сотрудникам свободы творчества потребует доверия, умения делегировать и готовности к рискам. Но и не только!

Один из ведущих барьеров на пути к креативности – неправильная постановка задач. Одно дело – выполнить проект, а другое – решить проблему и ответить на вызов. Такой подход показывает сотрудникам конкретный результат, которого требуется достигнуть, и стимулирует к генерации идей по достижению задачи.

Другой вариант обесценивая креативности – оценка озвучиваемых идей, исходя из ораторских способностей, подачи и презентации сотрудника, а не сути и достоинств сказанного. Когда сотрудник решается выступить с предложением, не спешите наклеивать на сказанное ярлык «полезно», «в корзину», «нереализуемо», а попытайтесь увидеть смысл. Задавайте вопросы, приглашайте других коллег к обсуждению – сделайте усилие, чтобы найти в идее неочевидные преимущества.

Наконец, не каждый сотрудник будет готов к командным обсуждениям – некоторые продуктивнее работают в одиночку, придумывая идеи, работая в собственном темпе. Предоставляйте время для такой самостоятельной работы, а также старайтесь заранее озвучивать проблему, которая будет рассматриваться на командной сессии, чтобы каждый обдумал ее в спокойной обстановке.

Не создавайте давления, стремясь внести креативность в работу – помните, что режим выживания и страха опасности не позволяет раскрываться творческому потенциалу вашей команды!

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все