Блог
01.06.2023

Как современный этикет помогает в воспитании детей

Детские капризы, слезы и непослушание на людях неизменно вызывают громкие дискуссии: одни считают, что ребенок вправе вести себя таким образом, потакая даже самым отчаянным выходкам, а другие – категорически пресекают подобное поведение. При этом, уровень воспитания детей, как, например, в сериале Аббатство Даунтон, где родители не повышают голос на детей, а дети не дерзят взрослым, считается труднодостижимым. Палочкой-выручалочкой для гармоничного воспитания становится современный этикет. О том, как привить ребенку хорошие манеры и не краснеть из-за его непристойного поведения в обществе, рассказала член Высшего экспертного совета кафедры «Современный этикет» Елена Галиуллина.

История внедрения этикета в российское общество

Петр I вошел в историю как выдающийся государственный деятель, который вывел Россию на новый уровень развития, но его реформы существенным образом касались и общества, в том числе и внедрения этикета. Литературно-педагогический труд «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), подготовленный по указанию Петра I в начале XVIII века, стал руководством по правилам хорошего тона и поведения в обществе. Многое из итого, о чем говорится в этом произведении применимо и сегодня. Петр Великий понимал, что реформы останутся нереализованными без перевоспитания населения, поэтому проводил конструктивную политику в направлении осмысления проблем семьи, родительства и детства. В ту эпоху закладывались представления о сути детско-родительских взаимоотношений в семье, которые основывались на идеях государственности и просвещения. Таким образом реформы воспитывали народ, а действия власти направлялись на изменение сознания.

И, конечно, эта работа возымела действие, что видно на примере того, как жили представители дворянства и аристократии. Например, к дворянским детям применялось нормативное воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, а на шлифовку личности.

Каким было воспитание детей у дворян

Дворянское воспитание не педагогическая система или методика и даже не свод правил, а образ жизни, который передавался из поколения в поколение – традиционный стиль поведения. И такой уклад не подвергался обсуждениям, а неукоснительно соблюдался и применялся. При этом, важны были не столько теоретические предписания, сколько принципы, которым следовали в быту, поведении и общении.

Так среди принципов, согласно которым воспитывали детей дворяне, неизменно присутствовали:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Безупречные манеры, храбрость и выносливость, сила и ловкость.
  • Стойкость, достоинство и уверенность.
  • Сдержанность и самообладание.
  • Светскость и непринужденность.
  • Забота о внешности.
  • Любовь к искусству.
  • Радушие и гостеприимство.
  • Скромность, вежливость и уместность высказываний.

Речь идет не об этикетных правилах, а об образе жизни, который усваивался, прежде всего, в семейном кругу. Послушание родителям и почитание старших – основополагающие элементы патриархального иерархического общества. Такое воспитание давало результат – в семьях, где этими принципами руководствовались, воспитывались высококультурные личности.

Вместе с тем, отношение к детям в дворянских семьях, с позиции сегодняшнего дня, кажется слишком строгим и даже жестким. Дети часто учились дома и следовали насыщенному графику: неизменные ранние подъемы, уроки и занятия, в том числе по искусству, живописи, музыке и изучению иностранных языков. Соблюдение порядка контролировали гувернеры и домашние учителя. Но эту строгость не стоит принимать за недостаток любви. Требовательность к дворянскому ребенку определялась тем, что воспитание ориентировалось на норму, зафиксированную в традициях дворянского кодекса чести и правилах хорошего тона.

Воспитание аристократических манер у детей в XXI веке

К слову, подобные подходы до сих пор живы – по таким канонам воспитываются дети принца Уильяма и принцессы Уэльской Кэтрин: принц Джордж, принцесса Шарлотта и принц Луи. Отпрыскам Британской королевской семьи не разрешают пользоваться гаджетами, но предлагают другой увлекательный досуг. Уильям и Кэтрин доверяют обыкновенным игрушкам и уличным играм, способствующим развитию фантазии и воображения. Дети катаются на велосипедах, занимаются спортом и даже бегают по лужам, словом, проводят время за занятиями, которые свойственны ребятам их возраста. Попробуйте взять это на заметку!

Когда дети начинают капризничать, Кэйт Миддлтон громко распевает любимые мелодии или рассказывает историю, чтобы ребенок отвлекся. Конечно, о таких мерах уместно говорить, когда семья находится дома, на людях же подобное поведение пресекается.

Много сил вкладывается в образование детей: ребята изучают испанский язык, посещают выставки, знакомятся с историей и искусством. Кстати, воспитание через искусство – полезная тенденция современности. Ну, и конечно, дети королевской четы изучают правила этикета, например, поведение за столом: если пачкают пол или мебель едой, то помогают обслуживающему персоналу или даже лишаются трапезы.

А главное, Кэйт и Ульям общаются с детьми: в публикациях в средствах массовой информации можно часто видеть их за применением техники активного слушания. Принцесса присаживается и разговаривает с ребенком, их глаза находятся на одном уровне – и взрослый, и ребенок равны в этой беседе. Таким образом, она говорит: «Ты для меня важен!». Воспользуйтесь этим лайфхаком: наклонитесь и установите зрительный контакт, так ребенок почувствует собственную значимость.

Как мама троих детей, представляющих три разных поколения скажу: это работает!

Как привить ребенку хорошие манеры

Сегодня нет дефицита в обучающих курсах по этикету для детей. И родители думают, что, отдав ребенка на такую программу, получат обратно воспитанного по правилам этикета мальчика или девочку. Но это заблуждение! Воспитать ребенка, не работая с собой, не получится. Если мама не знает основ этикета, то и ребенок манеры не усвоит, а по завершению курса будет продолжать вести себя так, как заведено в семье.

Поэтому начинайте с себя и личного примера.

Чем раньше начнете приучать ребенка к правилам поведения в обществе, тем лучше. Я рекомендую начинать в 2-3 года: учить ребенка говорить слова вежливости и благодарности, но и говорить их самим. И, если в той среде, где ребенок проводит большую часть времени, их часто употребляют, то он их подхватит и начнет сам использовать.

Расскажу о некоторых из способов, как играючи и легко начинать прививать ребенку манеры:

  1. Читайте сказки, разбирайте поведение героев. Другой вариант – смотреть вместе с детьми мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание.
  2. Объясняйте поведение, рассказывая, почему герой поступил так, а не иначе. Детям мало просто говорить, нужно разбирать ситуации.
  3. Прививайте правила этикета через игры – ролевые и настольные, загадки. Используйте специальные обучающие игры с наклейками – по собственной дочери знаю, как они нравятся детям.

Взгляд мамы и педагога

После двух лет преподавания в школе и применения различных методик, пришла к выводу, что учеба будет действеннее с рабочей тетрадью, благодаря которой ребенок смог бы в увлекательной форме познакомиться с миром этикета и узнал, как себя вести в общественных местах, как использовать вежливые слова и хорошие манеры. Разработанное мною пособие можно использовать не только на уроках с преподавателем, но и самостоятельно занимаясь с детьми. Кстати, по этому пособию проходят мой авторский курс для детей 1-5 классов «Этикет для юных леди и джентльменов».

96-страничная рабочая тетрадь состоит из 12 уроков, каждый из которых посвящен определенной теме этикета, материал подается в занимательной форме – через загадки, стихи, увлекательные задания. Оно специально создано для ребят-младшеклассников, которым иногда сложно социализироваться в школе после детского сада. Отмечу, что этот период всегда вызывает родительское беспокойство – малыш впервые выходит в большую жизнь.

Пособие освещает следующие прикладные темы:

  • история этикета;
  • этикет для общения: правила знакомства, темы и сценарии для начала общения, слова-паразиты;
  • внешний вид и особенно в школе – на примере школьной формы;
  • цифровой этикет – поднимаем тему гаджетов, общения по телефону с родителями и друзьями;
  • гостевой этикет – разбираем, как себя вести, чтобы не доставить неудобств хозяевам; этикет в общественных местах – разбираем жизненные ситуации, проигрываем сцены из жизни;
  • столовый этикет – работаем с салфетками, столовыми приборами и посудой.

Уроки курса построены в следующем формате: небольшая теоретическая часть, стихи, задания, тесты и контрольные вопросы. При этом все красочно оформлено. Кроме того, предлагаются жизненные ситуации, которые позволяют ребенку обдумать, как лучше поступить в той или иной ситуации, и применять полученные знания. Также ребятам предлагается нарисовать рисунок по теме урока и дополнительно закрепить полученные знания. В рамках тестового задания ребенок разбирает различные ситуации, обдумывает, как правильно поступить в описанных обстоятельствах, предлагает ответ и обсуждает его со сверстниками.

Кроме того, можно включать в практику изучения этикета специальные игры. Например, мои авторские карточки с разными жизненными ситуациями, посвященные истории этикета и его принципам. Участникам предлагается отгадать, что изображено на карточках, а также предложить выход из ситуации.

Зачем осваивать этикет в детстве

По моим наблюдениям, детям нравится изучать этикет. Они понимают, что такое хорошо, а что – плохо, расширяют кругозор, но, главное, эти знания помогают им становиться самостоятельнее. Ребята разбираются, как себя вести в той или иной ситуации, как разговаривать при личном общении, а как – во время телефонного звонка. Так формируется уверенность в себе и своих поступках. И это прикладные знания, которые закладывают основу взросления личности, и пригодятся во взрослой жизни.

Поэтому формированием правильного поведения человека в обществе стоит заниматься с самых малых лет. При этом, пример родителей – важная составляющая воспитания малыша, поэтому призываю взрослых обучаться самим, получать знания основ этикета и передавать их детям. Резюмируя, дам несколько рекомендаций взрослым, которые только начинают знакомить детей с этикетом:

  1. Будьте внимательны к развитию детей и уделяйте этому достаточное количество времени.
  2. Будьте последовательны – хорошо себя вести надо и на людях, и дома, поэтому не стоит игнорировать семейный этикет.
  3. Дети копируют поведение родителей, поэтому не забывайте следить за собой.

Поверьте, изучение этикета в младшем возрасте дается гораздо легче, чем во взрослом. Ребенок – чистый лист и когда рассказываешь, как нужно себя вести, он воспринимает это без претензий и возражений. А вот взрослых – наоборот, иногда приходится и переубеждать. И это естественно – у нас уже сложились устоявшиеся нормы поведения, а переучиваться неизменно тяжелее, чем начинать с ноля.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все