Как провести бизнес-тренинг, который попадет в цель
Последние годы на рынке бизнес-тренингов происходят если не сдвиги тектонических плит, то уверенное изменение правил игры. Пандемия и 2020 год перевели работу в онлайн, заставив тренеров обратиться к новым методологиям составления программ. Поменялось и видение заказчиков – бизнес-тренинги преимущественно не воспринимаются своеобразной анимационной программой с ярким и харизматичным тренером-заводилой, а инструментом решения конкретных задач. О том, как построить программу, удовлетворяющую запрос заказчика, правилах обработки запросов, а также о профессиональном развитии тренеров в части совершенствования методологии и поиске новых компетенций для формирования комплексных программ рассказала член Высшего экспертного совета кафедры «Бизнес-тренинги» Екатерина Высоцкая.
Все начинается с вопроса
Конечно, в среднем по рынку заказчикам предлагаются готовые программы и, как правило, бизнес предварительно понимает, какой инструмент предпочтителен для решения задачи. Тем не менее, большие проекты начинаются с разговора, детального изучения ситуации и правильных вопросов. При должном проведении такой подготовительной работы в 90% случаев запрос меняется в сторону достоверного отражения потребности заказчика.
Приведу пример из недавней практики. Задача – проведение тренинга по креативности для продавцов элитной недвижимости. Мотивация заказчика следующая: сверхквалифицированная sales-команда, сотрудники опытные, регулярно проходят дополнительную подготовку, в совершенстве владеют технологиями продаж и требуют ритмичного развития. Конечно, доступен вариант – дословно воспринять запрос и приступить к работе – провести WOW-тренинг с занятными играми и техниками развития творческого мышления, однако, экспертный подход заключается в предварительном изучении среды, устройстве бизнес-процессов и рынка. Сотрудники заказчика заняты в премиальном сегменте, взаимодействуют со специфической аудиторией – обеспеченными и статусными клиентами. В таких условиях, с одной стороны требуются прокачанные sales-навыки, а с другой – мастерское владение коммуникационными навыками. Собственно, мы решили изучить чего не хватает продавцам, чтобы блестяще выполнять работу. Задействовали тайных покупателей, но не в классическом понимании: которых было бы легко опознать, а обратились к людям, которые гипотетически могут позволить себе и заинтересованы в покупке элитного жилья. В итоге обнаружили следующее: менеджеры справляются, но им не хватает эмпатии, навыка установления контакта – вопросов, связанным с эмоциональным интеллектом, умением управлять тонкими сомнениями. Резюмируя, команда умеет продавать, но по стандартным метрикам, без персонализированного подхода, ожидаемого целевой аудиторией. Это исследование позволило создать дизайн обучающей программы с привлечением методик и инструментария, удовлетворяющего потребности клиента. Конечно, это не краткосрочный проект, но эффект того стоит – изменение положения дел в компании, усиление компетенции каждого участника.
Для образовательной программы крайне важна и методология. Созданная без понимания потребностей и ценностей компании, без учета особенностей подаваемого материала она способна разрушить образовательную культуру в компании. Однажды прийдя на неграмотный тренинг, сотрудники всерьез не будут воспринимать тему развития, ожидая очередного провала.
Погружение в контекст
Главное правило в работе тренера с заказчиком – инвестирование времени и усилий в точное понимание запроса. На этом этапе требуются:
- Умение задавать вопросы и работать с информацией.
- Проведение исследований, изучение показателей.
- Сбор информации как у заказчика, так и у целевой аудитории тренинга.
В этом смысле тренер похож на терапевта, который вместо того, чтобы выписывать таблетки, отправляет пациента на обследование.
Сложность заключается в том, что школ и подходов, которые описывают методологию обработки запроса, на рынке представлено не много. Тем не менее, работа с запросом строится по понятной схеме, которая, несмотря на доступность, требует практики. Рекомендую изучить ситуацию по четырем векторам:
- Исследуйте целевую аудиторию. Кто эти люди, откуда пришли, какой у них социальный статус и что их объединяет. Часто приходится слышать, например: «Это айтишники, никаких особенностей и специфических черт у этого сообщества нет». Это заблуждение: профессия, организационная и корпоративная культуры компании, пройденные раннее тренинги, да и сама образовательная культура «отпечатываются» на аудитории.
- Исследование линии времени. Изучите, где и когда участник действует, на какие процессы тренер способен повлиять. Играет роль не видение, которое созрело в воображении заказчика, а процесс и процедура работы этой целевой аудитории. Например, если это тренинг по коммуникациям для тех же айтишников, разбираемся, в каком пространстве и времени происходит это общение, с кем и как коммуницируют, какие каналы связи предпочитают. Важно «прощупать» скрытые процессы.
- Изучение эталонных вариантов. Чем отличаются поведение лучших исполнителей и целевой аудитории. Что делают лучшие в отличие от худших, да и есть ли лучшие вообще? Вероятно, что если сотрудников, выполняющих задачу на уровне мастерства нет в компании, то пожелание заказчика неосуществимо в силу организационных обстоятельств, зарплаты, внешних факторов и других причин.
Обстоятельства известны, целевая аудитория – понятна, процесс и качественные параметры, которые будем отлаживать, – оговорены, но остается последний – главный вопрос – «Зачем?». Здесь исследуется мотивационное поле – хочет ли сама аудитория меняться, какие ценности двигают этими людьми. Такие ценностные вопросы помогают сформировать программу, которая будет цеплять аудиторию, мотивировать внедрять новые знания в повседневную работу.
Казалось бы, дело простое: на этапе создания программы отработай схему «что-где-когда-как-зачем» и за дело! Но на итоговой результат влияет ряд факторов: глубина запроса, готовность заказчика меняться, ожиданий касательно продолжительности совместно работы. Иногда хватает часа общения с профессиональным HR, который владеет и свободно делится информацией. Но случается, и так, что клиент не готов идти на контакт: по итогам неоднократных встреч, исследований, анкетирования, опросов на руках –социально ожидаемые ответы, не показывающие истинного положения дел. Часто это происходит с позиции: «Давненько не обучали топ-менеджмент. Пора, надо поспевать за трендами». И здесь уже репутация – дело рук самого тренера: опытный – сориентируется, понимая, с какими болями сталкивается топ-менеджмент, уловит настроения, пожелания и проявит гибкость в процессе сессии.
Новые вызовы для тренеров
При этом другая крайность на рынке – тренеры с базовым репертуаром из 2-3 стандартных программ. Как правило, это вариант тренеров-харизматиков с выступлениями-моноспектаклями, неизменно вызывающими WOW-эффект, но опять же для новой аудитории, которая с программой еще не знакома. Да, в таких программах, возможно, присутствуют крутая структура и контент, яркие техники и упражнения, приправленные энергией и обаянием тренера. Задача выполнена – люди развеялись, сменили обстановку, а вот конкретных изменений после, увы, не случилось. Пандемия и 2020 год эту ситуацию на рынке сдвинули с места – подобные тренеры, упершись в потолок роста, осознали необходимость грамотной методологии, начали инвестировать в новые программы. Эту ситуацию катализировал ряд обстоятельств:
- Изменение формата. То, что работало очно, в онлайне уже не цепляет. «Удаленка» требует других мыслеформ, ритма, смыслового поля, инструментария.
- Отсутствие гибкости. Да, выступления харизматичных тренеров срывают аплодисменты, но выступления на бис после премьерного показа успеха уже не приносят.
- Развитие рынка бизнес-тренингов, появление новых тенденций. Будущее не за тем, чтобы два дня на автомате кого-то учить чему-то, а в создании долгосрочных проектов поддержки и изменений, использования обучени в качестве элемента системы. Если пару дней, пусть ярко и убедительно, рассказывать о необходимости эмпатии, только 20% людей в состоянии после этого вооружиться темой и продолжить самостоятельную работу. Поведенческие, конкретные смысловые изменения начинаются после 3-6 месяцев работы. Наконец, появляются и приживаются новые инструменты: сопровождение участников в Telegram, межмодульные задания, blended learning – смешанные форматы с участием наставника и самостоятельным изучением материалов в онлайн.
Что сегодня требуется от тренера
Профессия тренера требует сильной мотивации к развитию, в конечном счете персональный вклад каждого поднимает уровень сферы бизнес-тренингов в России, компетентность отрасли. Взять хотя бы тренеров-фрилансеров! Нет такого внутреннего тренера, который не хотел бы стать независимым экспертом, но чтобы быть востребованным, нужно владеть тремя противоположными компетенциями:
- Быть экспертом в теории, уметь работать с литературой, первоисточниками. Постоянно развивать экспертную составляющую, в том числе по смежным направлениям.
- Владеть техниками продаж, развивать личный бренд, быть блестящим коммуникатором и уметь продвигать себя на рынке.
- Быть педагогом по призванию. Уметь работать с группой на принципах толерантности, личностной щедрости.
Но, главное, чтобы сегодня эффективно решать задачи заказчика, требуется быть музыкантом-мультинструменталистом, предлагая лучшие из доступных технологий. Расскажу о своем пути в профессии: два высших образования – педагогика и психология, работала нейропсихологом и преподавателем нейропсихологии, в 2013 году прошла квалификацию HR в The Chartered Institute of Personnel and Development в Лондоне, прошла сертификацию по целому ряду программ. Тем не менее, с удовольствием сотрудничала и сотрудничаю с коллегами, представляющими другие подходы – за таким междисциплинарным подходом, когда разные инструменты вплетаются в полотно программы, – будущее.
Где тренеру и методологу черпать вдохновение
К сожалению, в плане методологии не слишком много школ, которые занимаются дополнительной подготовкой, – всего несколько вариантов, в том числе моя авторская программа – методология LCP, предполагающая поступательное движение по спирали: диагностику на старте, о которой раннее в этой статье шла речь, и контроль изменений на каждом этапе тренинга.
Большую часть процесса тренер остается один на один с заказчиком. Да, периодически общаешься с некоторым, избранным кругом коллег, читаешь статьи, теоретические первоисточники. Но технологический процесс работы остается за скобками. Вот поэтому и появился проект – мастермайнды GreenRoom – обогащающая среда для обмена идеями, где в режиме реального времени проигрывается работа методиста и тренера с заказчиком. На встречи приглашаются не только эксперты в направлении бизнес-тренингов, но и представители других социальных технологий. Идея проекта выросла из Всероссийского конкурса методистов бизнес-тренинга, который мы проводим ежегодно с 2017 года. Частый отклик и участников, и членов жюри конкурса – топовых экспертов отрасли, практиков – о том, что участие в проекте развивает, помогает отстраивать стандарт качества, критерии мастерства, а обсуждение конкурсных работ неизменно стимулирует появление новых мыслей и форматов. Эту же работу, но ритмичнее – мастермайнды проходят дважды в месяц – продолжает GreenRoom.
Как устроен этом проект: на каждую встречу с запросом приходит заказчик, участники задают вопросы и уточняют ситуацию. Кстати, здесь тоже практическая польза: сразу видно, какие вопросы продвигают к пониманию, а какие – отбрасывают в сторону. Затем – мозговой штурм, поиск решения – каждый предлагает собственное видение. По сути, GreenRoom – это место сборки точек зрения разных школ и подходов к решению одной задачи, траектории рассмотрения решений. Это обогащающий процесс – не только для тренеров и методологов – персональная картина одного эксперта усиливается экспертизой и опытом другого, появляются новые подходы на стыке компетенций, но и для культуры заказчика. Участие во встречах расширяет диапазон инструментов и подходов, знакомит с практиками, которыми богат рынок. Повторюсь, у большинства заказчиков, как правило, уже есть на готове предпочтительный вариант решения задачи, но не факт, что идеальный. Площадка дает возможность валидировать это видение, понять все ли с ним в порядке. GreenRoom показывает объем, как по-разному мыслят люди, решая одну и ту же задачу. По сути, это врачебный консилиум, с помощью разного инструментария изучающий ситуацию и как ее поправить.
И надо понимать специфику нашей сферы: чем больше отдашь, тем больше получишь, это двигатель профессии – поделись тем, что знаешь, умеешь, любишь. Не играешь по этим правилам, не получишь нового!