Как и чему обучать руководителей: полезные навыки и как их развить
Обучение руководителей – значимый этап развития персонала, которому, тем не менее, не в 100 % случаев уделяется достаточное внимание. Происходит это из-за распространенного мнения о том, что управленец и так достиг вершин знания и опыта, а в дальнейшем росте уже не нуждается, поэтому сконцентрироваться стоит на навыках линейного персонала. Однако такая позиция ошибочна. О том, почему это так и чем важны программы обучения руководителей, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Какие навыки важны для руководителя
Начальника легко представить в роли дирижера оркестра – в его задачи входит сонастройка музыкантов, играющих на разных инструментах с тем, чтобы музыкальное произведение было верно интерпретировано согласно замыслу композитора, а также произвело правильное впечатление на слушателей. Так и руководитель, понимая конечное видение и цели бизнеса, настраивает членов команды на поступательное и слаженное движение.
В этом и заключается сложность руководящей должности – лидер одновременно удерживает в фокусе целый ряд аспектов: управляет и бизнесом, и людьми, а также планирует действия, принимает решения, контролирует исполнение задач. Помимо этого, на плечи руководителя ложится пласт социальных задач: поддержание мотивации и вовлеченности членов команды, эмпатичное отношение к окружающим и др.
Таким образом, руководителям требуются и hard, и soft skills. Среди них, например:
- Профессиональные компетенции – руководитель – это признанный эксперт в профессиональной области, навыки, компетенции и опыт которого не вызывают сомнений, а также на 100 % соответствуют задачам команды. Добавим также, что выигрывает тот руководитель, карьерная стратегия которого предполагает установку на постоянный рост и неустанное профессиональное развитие. Сегодня уже недостаточно получить высшее образование и спокойно почивать на этих лаврах – многие профессиональные области стремительно меняются и понимание новых тенденций гарантирует непотопляемость и актуальность лидера.
- Лидерские качества – сильный руководитель способен вести за собой команду, вдохновлять сотрудников на достижения и служить им примером. Но и не только! Настоящий лидер – это не тот, кто дистанцируется от команды в выполнении задач, а тот, кто работает наравне с коллегами. Кроме того, подчиненные всегда вправе обратиться за помощью и рекомендациями к лидеру, который, в свою очередь, исходя из заинтересованности в росте сотрудника предоставит ему требующиеся для дальнейшей работы ресурсы.
- Коммуникативные навыки – львиная доля рабочего дня руководителя заключается в общении, поэтому потребуется уметь разговаривать с разными людьми, слушать, в том числе с использованием техники активного слушания, предоставлять обратную связь, вести переговоры и разрешать конфликты.
Говоря о способности коммуницировать, стоит также отметить значимость ораторского мастерства – руководителю предстоит много выступать, проводить презентации, а иногда и общаться журналистами. Поэтому речь управленца должна быть четкой, емкой, лаконичной и грамотной. И, конечно, это подразумевает отсутствие дефектов в технике речи – произношение, манера говорить, голос, темп речи должны работать на авторитет руководителя и содействовать целям общения. - Управленческие навыки – для достижения показателей, которые стоят перед командой, руководителю предстоит грамотно планировать работу, расставлять приоритеты, распределять задачи с учетом нагрузки, а также принимать решения, в том числе и сложные, в интересах бизнеса.
- Способность работать в команде – как уже отмечалось выше, преуспевающий руководитель – командный игрок, который не оставляет сотрудников один на один со сложными задачами. Будучи членом команды, руководитель заинтересован в ее развитии, поэтому вкладывается в подчиненных, помогая им расти, становиться лучше и повышать профессионализм.
- Стабильность и стрессоустойчивость – в трудные моменты руководитель как капитан корабля встает у штурвала и ведет команду по правильному курсу. Однако это возможно только если человек способен управлять состоянием, а также помогать другим возвращаться в зону нормальности. Здесь также стоит упомянуть о повышенной ответственности, которую на себя неминуемо принимает руководитель в неспокойные и турбулентные времена.
Выше перечислены только некоторые из навыков, которыми должен обладать сильный руководитель для того, чтобы создавать и поддерживать команды, приносящие бизнесу громкие результаты.
Конечный перечень актуальных для конкретной компании навыков будет определяться исходя из специфики ее деятельности, структурных и организационных особенностей, а также типа корпоративной культуры.
Как определить планы по обучению руководителей
Начиная деятельность по обучению руководителей, оцените текущие потребности. Проведите встречи с начальниками структурных подразделений с тем, чтобы определить какие навыки и знания требуются для выполнения должностных обязанностей. Далее предложите порассуждать о перспективных умениях, которые помогли бы эффективнее справляться с работой. Однако мнений самих только управленцев будет недостаточно.
В этой связи рекомендуем провести опрос по методике 360 градусов, предполагающей предоставление обратной связи от подчиненных и других коллег управленца, с которыми он взаимодействует на постоянной основе. Этот инструмент покажет, насколько руководитель соответствует требованиям к занимаемой должности, а также укажет на дефициты знаний, умений, навыков и компетенций.
После этого изучаются стратегические планы компании, а также видение топ-менеджмента и собственников бизнеса. Например, если в организации планируется проведение цифровой трансформации, то руководителям структурных подразделений предстоит прокачать цифровую грамотность. А в случае, если компания через два года откроет новое направление деятельности, например, ориентированное на B2C-сегмент, то конкретный руководитель с технической точки зрения должен быть подкован к ведению бизнеса в новых условиях.
Как организовать обучение руководителей
Услуги обучения руководителей и персонала компании, а также планомерного развития человеческого капитала предлагает бизнес-консалтинг – профессиональные консультанты с опытом выстраивания соответствующих образовательных систем.
Например, Академия социальных технологий помогает заказчикам оценивать текущие потребности и собирать наилучшие программы обучения руководителей, которые помогают развивать команду в ключе, приносящем бизнесу наилучшие результаты.
Как правило, обучение руководителей начинается с того, что консультанты анализируют компетенции и навыки управленческой команды, определяют сильные и слабые стороны. В результате этой проработки заказчик видит текущее положение вещей, а также понимает области, в которых требуется улучшение.
Далее создается программа, которая будет учитывать предпочтительные форматы занятий и периодичность, выстроенные с учетом загрузки руководителей. Важно отметить, что программы будут верстаться с учетом принципов усвоения новой информации взрослыми людьми, а также содержать пласт практиоориентированной информации с тем, чтобы слушатели смогли сразу после завершения семинара или тренинга отработать новые знания.
Действенность проведенных программ оценивается по достижению заданных целей, а в некоторых случаях предоставляется и пост-тренинговая поддержка, когда консультант продолжает мониторинг изменений и направляет руководителей к дальнейшим изменениям. На этом же этапе часто используются инструменты коучинга и наставничества, помогающие управленцам развиваться с использованием собственного – внутреннего – потенциала.