Эффект обучающего: учи других, чтобы учиться самому
Чтобы закрепить знание или навык, отдайте их другим – так устроен эффект обучающего, который превращает объяснение в инструмент учебы и развития. Известно, что, когда человек объясняет что-либо, то он упорядочивает материал, выявляет пробелы и тренирует извлечение информации, и это делает понимание глубже, а память устойчивее. В новой статье Академии социальных технологий читайте о том, как совершенствоваться, обучая других.
Почему преподавание ускоряет понимание
Передача знаний другим и преподавание заставляют не только структурировать информацию, но и трансформировать интуитивные образы в четкие и логичные модели. Кстати, нередко это побуждает копнуть поглубже, и детальнее изучить отдельные аспекты рассматриваемой темы.
Кроме того, донесение информации до других требует активного осмысления, а формулирование ответов на вопросы подопечных стимулируют анализ и критическую оценку материала.
Итак, эффект обучающего, заключающийся в том, что сам процесс обучения другого человека или попытка объяснить что-то заметно улучшают понимание и запоминание у того, кто объясняет, работает, потому что:
- При объяснении человек вынужден осознанно извлекать знания из памяти, что только укореняет их в природном «бортовом компьютере».
- Для объяснения идеи требуется связать разные сведения, концепции и подходы, а значит структурировать разнородные массивы информации.
- Диалог с подопечными выявляет пробелы в знаниях – человек быстро видит, что способен объяснить другим, а что требует дополнительного изучения.
- Наличие учеников, подопечных и последователей повышает внимательность и сосредоточенность.
- Уточняющие вопросы вынуждают задумываться о примерах, антиподах и нюансах идеи, что заставляет прорабатывать осваиваемый материал шире.
Таким образом, преподавание помогает преодолеть пассивное восприятие информации за счет активного участия в процессе обучения. Это не только углубляет знания, но и делает их структурированными, доступными и адаптированными к различным условиям, что в совокупности значительно ускоряет понимание изучаемых тем.
Добавим также, что эффект лучшего запоминания и понимания материала наблюдается как при проведении реальных образовательных мероприятий, так и при воображаемом обучении.
Техника Фейнмана в обучении
Физик Ричард Фейнман считал, что истинное знание проявляется в умении объяснять сложное простым образом. В честь него-то и был назван метод обучения через преподавание, который заключается в поиске элементарного объяснения, выявлении в нем пробелов, дополнительном изучении материалов и формулировании нового – еще более простого объяснения.
Устроен этот метод следующим образом:
- Выбирайте тему или понятие, которое хотите изучить.
- Представьте, что объясняете эту тему школьнику или человеку без специальной подготовки, используя понятные слова без сложных терминов. На этом этапе вы увидите пробелы в собственном понимании.
- Если при объяснении встречаются моменты, которые кажутся непонятными или трудными, вернитесь к исходным материалам, чтобы устранить пробелы в знаниях.
- Далее попробуйте упростить и систематизировать массив знаний, переформулировав сложные моменты. Найдите примеры и аналогии, которые помогут закрепить материал и сделать объяснение еще понятнее.
Практика этого метода позволяет не просто пассивно воспринимать информацию, а активно работать с ней, что способствует лучшему запоминанию.
Эффект обучающего в работе и хобби – чего ожидать
Поговорим о преимуществах, которые приносит возможность передавать знания и опыт другим людям в различных профессиональных и жизненных ситуациях.
Попробуйте объяснить коллегам (с разрешения руководителя, если того требует корпоративная культура) реализуемые вами процессы и решения, масштабирование которых способно стандартизировать работу подразделения и повысить эффективность. Создание качественных политик, инструкций и чеклистов не только повысит ваш профессиональный авторитет среди коллег, но и поможет пересмотреть подходы к текущей деятельности.
В части совершенствования в хобби и любимом досуге возможность передать знания другим ускоряет прогресс, а еще и создает вокруг сообщество единомышленников.
Вот как можно начать практику таких неформальных образовательных сессий:
- Договоритесь с коллегой или другом о коротких, но регулярных встречах один на один, во время которых будете разбирать конкретные кейсы из профессиональной и личной практики.
- На одну из таких встреч запланируйте парную работу по решению кейсов из практики – с обязательным объяснением используемых концепций партнеру.
- Коротко, за 10-15 минут, объясните ключевой прием и еще такое же время уделите практике.
Эффект обучающего без побочек – как не прослыть навязчивым
Если хотите помогать людям и не чувствовать себя навязчивым, сначала спросите разрешения, а потом уже только предлагайте краткую, полезную форму помощи и дайте человеку выбор.
На то, что визави требуется дополнительное участие укажут:
- Вербальные признаки: человек задает вопросы, выражает неуверенность, просит совета.
- Невербальные признаки: заторможенность, растерянность, долгие раздумья над задачей.
- Контекст: горящий срок предоставления результата, недостаток опыта, высокий риск ошибки.
Чтобы ненавязчиво протянуть руку помощи, используйте следующие фразы:
- «Можно поделюсь одной короткой идеей, которая мне помогла?».
- «Хочешь, покажу как это сделать за 2-3 минуты?».
- «Если хочешь, пришлю чек‑лист, надеюсь, пригодится».
В ходе обучения предоставляйте короткие и практичные рекомендации, которые можно сразу опробовать. Обратите внимание: именно рекомендации, а не готовые решения, которые могут быть излишне навязчивыми и угрожать автономии подопечного. Так, например, будут уместны: микроподсказки, озвученные непосредственно в момент проблемы; короткие чек‑листы и шаблоны, которые можно взять и сразу использовать; демонстрация правильного действия, контроль исполнения и оперативная коррекция результата.
Сделайте свою помощь доступной, но не обязательной: «Если будет нужно, могу объяснить или показать…» – вот правильная формулировка для демонстрации этой готовности, которая не превратит «занятия» в регулярную обязанность без согласия визави.
Наконец, инициируя помощь другому, оценивайте собственные мотивы: хотите ли вы сделать благо или доказать преимущество. Если второе – остановитесь! Оставьте право сыграть роль первой скрипки тому, кто нуждается в содействии.
Сотрудники учат и учатся: неочевидные плюсы обучения внутри компании
Совместное обучение или обучение друг об друга позволяет сотрудникам не только передавать знания, но и улучшать качество командного взаимодействия. И вот почему это так:
- Когда сотрудник преподносит другому информацию, он формулирует не только правила, но и нюансы работы, которые обычно остаются в голове. Так личный опыт ложится в основу инструкций и практических кейсов.
- Детальное рассмотрение темы позволяет сотруднику выявить противоречия и узкие места, а это всегда дешевле и быстрее, чем исправлять последствия ошибок.
- Умение объяснять и структурировать знания перерастает в лидерские компетенции.
- Общие термины и шаблоны работы снижают ошибки и недопонимания в коммуникации между сотрудниками.
- Когда сотрудники выступают внутренними учителями, знания легче сохранять в компании.
Роль новизны и сложности в обучении
Не каждый «образовательный материал» будет полезен для того, кто практикует преподавательскую роль с целью прокачки собственных навыков. Важно, чтобы рассматриваемая тема отвечала критериям новизны и сложности. Дело в том, что новизна привлекает внимание, а умеренная сложность становится полезной преградой, только углубляющей понимание.
Не стоит забывать и о том, что на новое мозг ставит красный флажок-напоминание – так, чтобы наверняка сформировать устойчивое воспоминание.
Это не означает того, что надо работать на экстремумах – и пускаться во все неизведанные и малоизученные теории. Напротив: дозируйте нагрузку:
- Связывайте новое с уже известным.
- Постепенно водите по одному новому сегменту знания (тема, навык, продвинутый инструмент).
- Начинайте новую тему с большим количеством примером, постепенно сводя их к нолю.
- Включайте интервалы и повторения, тестирование и обратную связь для закрепления новых положений.
- Оценивайте эмоциональную и когнитивную нагрузку – собственную и визави, например, снижение мотивации или частые ошибки будут указывать на необходимость снижения сложности или дополнительной отработки уже знакомых концепций (так удастся сформировать корпус знаний, который будет выступать в качестве опоры).