Блог
13.08.2025

Эффект обучающего: учи других, чтобы учиться самому

Чтобы закрепить знание или навык, отдайте их другим – так устроен эффект обучающего, который превращает объяснение в инструмент учебы и развития. Известно, что, когда человек объясняет что-либо, то он упорядочивает материал, выявляет пробелы и тренирует извлечение информации, и это делает понимание глубже, а память устойчивее. В новой статье Академии социальных технологий читайте о том, как совершенствоваться, обучая других.

Почему преподавание ускоряет понимание

Передача знаний другим и преподавание заставляют не только структурировать информацию, но и трансформировать интуитивные образы в четкие и логичные модели. Кстати, нередко это побуждает копнуть поглубже, и детальнее изучить отдельные аспекты рассматриваемой темы.

Кроме того, донесение информации до других требует активного осмысления, а формулирование ответов на вопросы подопечных стимулируют анализ и критическую оценку материала. 

Итак, эффект обучающего, заключающийся в том, что сам процесс обучения другого человека или попытка объяснить что-то заметно улучшают понимание и запоминание у того, кто объясняет, работает, потому что:

  • При объяснении человек вынужден осознанно извлекать знания из памяти, что только укореняет их в природном «бортовом компьютере».
  • Для объяснения идеи требуется связать разные сведения, концепции и подходы, а значит структурировать разнородные массивы информации.
  • Диалог с подопечными выявляет пробелы в знаниях – человек быстро видит, что способен объяснить другим, а что требует дополнительного изучения.
  • Наличие учеников, подопечных и последователей повышает внимательность и сосредоточенность.
  • Уточняющие вопросы вынуждают задумываться о примерах, антиподах и нюансах идеи, что заставляет прорабатывать осваиваемый материал шире.

Таким образом, преподавание помогает преодолеть пассивное восприятие информации за счет активного участия в процессе обучения. Это не только углубляет знания, но и делает их структурированными, доступными и адаптированными к различным условиям, что в совокупности значительно ускоряет понимание изучаемых тем.

Добавим также, что эффект лучшего запоминания и понимания материала наблюдается как при проведении реальных образовательных мероприятий, так и при воображаемом обучении.

Техника Фейнмана в обучении

Физик Ричард Фейнман считал, что истинное знание проявляется в умении объяснять сложное простым образом. В честь него-то и был назван метод обучения через преподавание, который заключается в поиске элементарного объяснения, выявлении в нем пробелов, дополнительном изучении материалов и формулировании нового – еще более простого объяснения.

Устроен этот метод следующим образом:

  1. Выбирайте тему или понятие, которое хотите изучить.
  2. Представьте, что объясняете эту тему школьнику или человеку без специальной подготовки, используя понятные слова без сложных терминов. На этом этапе вы увидите пробелы в собственном понимании.
  3. Если при объяснении встречаются моменты, которые кажутся непонятными или трудными, вернитесь к исходным материалам, чтобы устранить пробелы в знаниях.
  4. Далее попробуйте упростить и систематизировать массив знаний, переформулировав сложные моменты. Найдите примеры и аналогии, которые помогут закрепить материал и сделать объяснение еще понятнее.

Практика этого метода позволяет не просто пассивно воспринимать информацию, а активно работать с ней, что способствует лучшему запоминанию. 

Эффект обучающего в работе и хобби – чего ожидать

Поговорим о преимуществах, которые приносит возможность передавать знания и опыт другим людям в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Попробуйте объяснить коллегам (с разрешения руководителя, если того требует корпоративная культура) реализуемые вами процессы и решения, масштабирование которых способно стандартизировать работу подразделения и повысить эффективность. Создание качественных политик, инструкций и чеклистов не только повысит ваш профессиональный авторитет среди коллег, но и поможет пересмотреть подходы к текущей деятельности.

В части совершенствования в хобби и любимом досуге возможность передать знания другим ускоряет прогресс, а еще и создает вокруг сообщество единомышленников.

Вот как можно начать практику таких неформальных образовательных сессий:

  • Договоритесь с коллегой или другом о коротких, но регулярных встречах один на один, во время которых будете разбирать конкретные кейсы из профессиональной и личной практики.
  • На одну из таких встреч запланируйте парную работу по решению кейсов из практики – с обязательным объяснением используемых концепций партнеру.
  • Коротко, за 10-15 минут, объясните ключевой прием и еще такое же время уделите практике.

Эффект обучающего без побочек – как не прослыть навязчивым

Если хотите помогать людям и не чувствовать себя навязчивым, сначала спросите разрешения, а потом уже только предлагайте краткую, полезную форму помощи и дайте человеку выбор.

На то, что визави требуется дополнительное участие укажут:

  • Вербальные признаки: человек задает вопросы, выражает неуверенность, просит совета.
  • Невербальные признаки: заторможенность, растерянность, долгие раздумья над задачей.
  • Контекст: горящий срок предоставления результата, недостаток опыта, высокий риск ошибки.

Чтобы ненавязчиво протянуть руку помощи, используйте следующие фразы:

  • «Можно поделюсь одной короткой идеей, которая мне помогла?».
  • «Хочешь, покажу как это сделать за 2-3 минуты?».
  • «Если хочешь, пришлю чек‑лист, надеюсь, пригодится».

В ходе обучения предоставляйте короткие и практичные рекомендации, которые можно сразу опробовать. Обратите внимание: именно рекомендации, а не готовые решения, которые могут быть излишне навязчивыми и угрожать автономии подопечного. Так, например, будут уместны: микроподсказки, озвученные непосредственно в момент проблемы; короткие чек‑листы и шаблоны, которые можно взять и сразу использовать; демонстрация правильного действия, контроль исполнения и оперативная коррекция результата.

Сделайте свою помощь доступной, но не обязательной: «Если будет нужно, могу объяснить или показать…» – вот правильная формулировка для демонстрации этой готовности, которая не превратит «занятия» в регулярную обязанность без согласия визави.

Наконец, инициируя помощь другому, оценивайте собственные мотивы: хотите ли вы сделать благо или доказать преимущество. Если второе – остановитесь! Оставьте право сыграть роль первой скрипки тому, кто нуждается в содействии.

Сотрудники учат и учатся: неочевидные плюсы обучения внутри компании

Совместное обучение или обучение друг об друга позволяет сотрудникам не только передавать знания, но и улучшать качество командного взаимодействия. И вот почему это так:

  • Когда сотрудник преподносит другому информацию, он формулирует не только правила, но и нюансы работы, которые обычно остаются в голове. Так личный опыт ложится в основу инструкций и практических кейсов.
  • Детальное рассмотрение темы позволяет сотруднику выявить противоречия и узкие места, а это всегда дешевле и быстрее, чем исправлять последствия ошибок.
  • Умение объяснять и структурировать знания перерастает в лидерские компетенции.
  • Общие термины и шаблоны работы снижают ошибки и недопонимания в коммуникации между сотрудниками.
  • Когда сотрудники выступают внутренними учителями, знания легче сохранять в компании.

Роль новизны и сложности в обучении

Не каждый «образовательный материал» будет полезен для того, кто практикует преподавательскую роль с целью прокачки собственных навыков. Важно, чтобы рассматриваемая тема отвечала критериям новизны и сложности. Дело в том, что новизна привлекает внимание, а умеренная сложность становится полезной преградой, только углубляющей понимание.

Не стоит забывать и о том, что на новое мозг ставит красный флажок-напоминание – так, чтобы наверняка сформировать устойчивое воспоминание.

Это не означает того, что надо работать на экстремумах – и пускаться во все неизведанные и малоизученные теории. Напротив: дозируйте нагрузку:

  1. Связывайте новое с уже известным.
  2. Постепенно водите по одному новому сегменту знания (тема, навык, продвинутый инструмент).
  3. Начинайте новую тему с большим количеством примером, постепенно сводя их к нолю.
  4. Включайте интервалы и повторения, тестирование и обратную связь для закрепления новых положений.
  5. Оценивайте эмоциональную и когнитивную нагрузку – собственную и визави, например, снижение мотивации или частые ошибки будут указывать на необходимость снижения сложности или дополнительной отработки уже знакомых концепций (так удастся сформировать корпус знаний, который будет выступать в качестве опоры).
Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все