Блог
17.10.2024

Бизнес-тренинги: кто, как и для чего их разрабатывает

Проведение эффективного бизнес-тренинга требует не только высокого профессионализма самого тренера, но и ответственности при составлении сценария программы, который должен включать необходимый теоретический и практический материал, но и учитывать специфику обучения взрослых. О нюансах бизнес-тренингов – в новой статье Академии социальных технологий.

Кто разрабатывает и проводит бизнес-тренинги

Начиная этот разговор, разберемся в терминологии. Бизнес-тренинги проводятся с целью развития и совершенствования профессиональных и социальных навыков, знаний и компетенций, что помогает сотрудникам выполнять возложенные на них функциональные обязанности. Такие тренинги направлены на повышение эффективности работы, развитие управленческих и лидерских навыков, а принимают в них участие как линейные сотрудники, так и представители управленческой команды предприятия.

Бизнес-тренинги отличает:

  • Практикоориентированность – программы касаются материала, связанного с конкретными рабочими ситуациями.
  • Целенаправленность – занятия проводятся с целью достижения конкретных бизнес-результатов: повышения уровня удовлетворенности клиентов, роста продаж и так далее.
  • Разнообразие инструментов – тренер использует различные методы освоения теоретического и практического материала, а также включает в программу ролевые игры и другие форматы практической работы.
  • Адаптивность формата под разные задачи – при составлении программ учитываются потребности компании и специфика сотрудников.

Бизнес-тренинги проводят:

  • Профессиональные тренинговые компании, специализирующиеся на создании и проведении тренингов для бизнеса.
  • Внешние бизнес-тренеры и консультанты, предлагающие программы, основанные на собственной экспертизе и опыте. Как правило, многие тренеры в прошлом занимали управленческие должности, работали с персоналом или возглавляли собственный бизнес, поэтому чутко понимают вызовы, которые стоят перед компанией.
  • Образовательные учреждения, представляющие программы для корпоративных клиентов, в том числе и по программам дополнительного образования и переподготовки. Участие слушателей в таких программах подтверждается документами установленного образца.
  • Собственные корпоративные университеты, отделы по обучению и развитию персонала, внутренние бизнес-тренеры – многие крупные компании самостоятельно разрабатывают и проводят тренинги.

Особняком стоят такие игроки рынка бизнес-обучения, как Академия социальных технологий, объединяющая проверенных экспертов и готовая предложить комплексные решения по развитию и подготовке персонала компаний. Важно, что Академия организует для клиентов как единичные тренинги, направленные, например, на освоение одного конкретного навыка, так и серии – комплексные предложения, учитывающие уровень подготовки сотрудников. Кроме того, Академия лицензирована на ведение образовательной деятельности, поэтому слушателям программ дополнительного образования предоставляются документы об участии.

Отдельно стоит поговорить о составлении программ бизнес-тренингов.

Долгие годы, особенно когда проведение бизнес-тренингов в нашей стране было еще в новинку, сценариям проведения занятий уделялось минимальное внимание, да и заказчики не стремились к тому, чтобы тренинги приносили конкретную пользу, выраженную в финансовых показателях. Это привело к тому, что индустрия держалась на харизматичных тренерах, которые только энергией и неотразимостью мотивировали участников. В результате, конечно, тренинги начали восприниматься чем-то вроде обязательной, но развлекательной программы – проводим, отдавая дань моде, а вот, что делать с теми редкими знаниями, которые оседали в головах участников – непонятно.

Как определить потребности компании и выбрать подходящий тренинг

Правильно сформулированная цель – залог эффективности бизнес-тренинга. Начинать планирование рекомендуется с определения потребностей компании в обучении персонала. Для этого выполняются следующие шаги:

  1. Оценка текущего уровня подготовки персонала – обратитесь к показателям подразделений, выявив направления, где результаты ниже ожидаемых. Кроме того, сопоставьте компетенции сотрудников с реализуемыми компанией бизнес-процессами – требуется, чтобы навыков и знаний хватало для их выполнения.
  2. Изучение ошибок – проанализируйте направления, где допускаются сбои – возможно здесь сотрудникам не хватает подготовки.
  3. Опрос персонала – пообщайтесь с сотрудниками и узнайте их пожелания.
  4. Анализ стратегии – оцените долгосрочные планы компании, чтобы на каждом этапе жизненного цикла компании в штате имелись специалисты необходимой квалификации.
  5. Проанализируйте контекст – изучите тенденции и изменения отрасли, новые требования и стандарты, для соответствия которым потребуются дополнительные компетенции.

Затем сформулируйте цели, определив, каких результатов требуется достигнуть и как они будут измеряться. Среди таких целей:

  • Развитие специальных знаний и умений.
  • Обучение навыкам лидерства.
  • Стратегическое мышление.
  • Улучшение коммуникативных навыков.
  • Управление временем.
  • Деловой этикет.
  • Предотвращение конфликтов.
  • Ведение переговоров.
  • Развитие навыков ведения продаж.
  • Освоение методов управления проектами.

Обратитесь к методу постановки целей SMART, чтобы установить реалистичные и ограниченные по сроку цели.

После того, как будет определен бюджет, который компания готова инвестировать в проведение бизнес-тренинга, сфокусируйтесь на подборе исполнителя и определении формата работы. Анализируя рынок, сравните предлагаемые программы, а также оцените репутацию и уровень квалификации тренеров, чтобы убедиться в компетентности и опыте.

Форматы бизнес-тренингов: офлайн, онлайн и гибридные модели

Определяясь с форматом бизнес-тренинга, учитывайте особенности подготовки участников, ориентируясь на текущий уровень знаний и опыта. Другой требующий внимания фактор – загруженность сотрудников – прохождение программы не должно отвлекать от работы, а само содержание заданий соответствовать конкретным производственным потребностям участников. В противном случае не стоит ожидать вовлеченности персонала.

Расскажем о плюсах и минусах практикуемых сегодня форматов.

Очные тренинги – такие занятия дают возможность непосредственного общения с тренером и коллегами, а также укрепляют командный дух. Однако офлайн-тренинги потребуют дополнительных ресурсов – организации помещения, оборудования и материалов, а иногда и компенсации расходов на транспорт.

Онлайн-тренинги – предоставляют гибкость и свободу выбора тренера – специалист выйдет на связь, даже если живет в другом городе или стране. Виртуальная среда потребует дополнительных усилий в поддержание вовлеченности участников, а технические проблемы и невозможность установления контакта с коллегами и преподавателем будут мешать концентрироваться на новом материале.

Гибридные занятия – сочетают и классический – очный – формат и работу в онлайне. Этот подход объединяет преимущества двух форматов и оптимизирует ресурсы, но и требует тщательной разработки курсов и создания дополнительной технической инфраструктуры для изучения дополнительных материалов, обмена опытом и выполнения практических заданий.

Весомыми обстоятельствами, диктующими выбор формата, станут уровень цифровой грамотность сотрудников, географическая распределенность и планируемое количество участников.

Примеры эффективных программ и их результаты

Расскажем о некоторых программах бизнес-тренингов и результатах, к которым они приводят.

  • Участники тренингов по развитию лидерских качеств изучают следующие дисциплины: стратегическое мышление и постановка целей; коммуникация и делегирование; мотивация команды; управление конфликтами. В результате проведения таких программ, как правило, увеличивается производительность подразделений, снижается текучесть кадров и повышается удовлетворенность сотрудников.
  • На тренингах по управлению временем поднимаются вопросы расстановки приоритетов и планирования рабочего времени, техники управления стрессом и принципы использования инструментов для планирования рабочих задач. В результате сокращается количество нарушенных дедлайнов и повышается уровень благополучия сотрудников, который, в том числе, выражается в частоте случаев отсутствия на рабочих местах.
  • Тренинги по теме клиентского сервиса посвящаются ожиданиям и потребностям клиентов, общению с ним, построению стандартов качества обслуживания. По итогам подобных программ увеличивается количество лояльных клиентов и повторных покупок, снижается количество жалоб и укрепляется репутация компании.

Академия социальных технологий – для организации эффективных бизнес-тренингов

Академия объединяет свыше 600 экспертов, многие из которых специализируются на проведении бизнес-тренингов, программ профессионального развития и повышения компетенции сотрудников и руководителей. Обращение в Академию гарантирует сотрудничество с бизнес-тренерами с богатым опытом работы и необходимой квалификацией. С учетом потребностей заказчиков бизнес-тренинги основываются на реальных кейсах и ситуационных задачах, а материал подается с использованием проверенных и работающих образовательных технологий и инструментов.

По желанию заказчиков формируются индивидуальные программы, учитывающие специфические потребности компании, либо планируются единичные тренинги.

Благодаря такому подходу бизнес пересматривает подходы к управлению, наращивая результаты.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все