Антихрупкость и творчество
Антихрупкость – это авторская концепция доктора философии, писателя, статистика, бывшего трейдера и риск-менеджера ливанского происхождения Нассима Николаса Талеба, обозначающая способность системы использовать проблемы, трудности, стрессы на пользу себе и в результате этих столкновений становиться лучше, продуктивнее, живее. Член Высшего экспертного совета кафедры «Корпоративная культура и антропология», корпоративный антрополог, тренер-консультант Владимир Данкин рассуждает о месте творчества в антихрупкости, а также о том, как мышление вне рамок помогает проживать кризисы и на чем нужно фокусироваться в самые сложные периоды.
Чем полезен творческий подход
Антихрупким может быть все вокруг. Присмотритесь, даже кошки любой стресс и проблему используют для обучения. Если система живая и органичная, выходит за пределы четкой механики и алгоритмов, она имеет потенциал антихрупкости. Четко алгоритмизированная механистическая система, даже грамотно отстроенная, с хорошей вероятностью будет жизнестойкой, устойчивой, неуязвимой. Но, вместе с тем, вряд ли – антихрупкой.
Приведу классический пример антихрупкости. В экономический кризис 1998 года, когда был объявлен дефолт, обрушились курсы валют и выросли цены, некоторые структуры смогли обернуть обстоятельства в свою сторону. Великолепный пример тому – «РосБизнесКонсалтинг», известный сегодня как РБК. В то время я довольно много занимался, интересовался экономической аналитикой, следил за деловыми агентствами. Не скажу, что на тот момент РБК было номер один. Тогда агентства работали по подписке, предоставляя контент за плату, РБК же совершило не только элегантный, но и творческий маневр – сделало доступ бесплатным, а позднее начало продавать на ресурсе рекламу. Насколько я помню, это позволило за 3-4 месяца в двадцать раз увеличить трафик посетителей на сайт.
Творческий подход позволяет придумать, как использовать кризис, стресс, шок. А эта задача всегда возникает в момент, когда мы проверяем себя на антихрупкость, жизнестойкость. Но по-настоящему антихрупким становятся, только делая что-то совершенно иначе: мыслить так, как не мыслил раннее, уходить от старых координат и парадигмы. Почему это важно? Скорее всего, прошлое поведение, мышление и идеи как раз и стали причиной произошедшего кризиса.
Вместе с тем, творчество требует значительно больших затрат энергии, чем автоматические и рутинные действия. Каждая новая идея порождает новые синаптические связи вместо уже устоявшихся, соответственно, в творческом режиме расход энергии увеличивается. Добавлю, в творчестве, постоянном придумывании нового есть безусловные плюсы. Но, по большому счету, при внимательном рассмотрении становится понятно, что антихрупкими оказываются структуры, в которых творчество не является центральным элементом культурного кода.
Креативная порода
Существуют принципиально разные подходы к творчеству. И здесь стоит сказать о способах мышления. Классическое западное мышление рассматривает систему, элементы, связи между ними, их переконфигурирование. Первым этот подход описал британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно, автор метода «Шесть шляп мышления». Это довольно мощный, но громоздкий способ модерации процесса, представляющий способы смещения внутри картины мира. Восточная цивилизация мыслит иначе, для нее сам факт выделения внутри картинки элементов и связей - нарушение, уход от действительно ценных действий. Ценность представляет целостность, то есть, восприятие картины целиком. Не разделяя ее на кусочки, есть шанс сделать и другую картину, не менее интересную. Здесь работают метафора и аналогия – секреты блестящего мастерства восточных специалистов.
Наша культура, находящаяся между Азией и Европой, воспитала нас способными легко переключать стили мышления, а их изучение дарит творческую пластичность.
И здесь важно сказать о русском культурном коде. Практически все исследователи сходятся на креативной породе наших людей. Во-первых, мы выжили и используем нашу территорию, не очень-то и приспособленную для комфортной жизни. Мы всегда придумывали и творили, находились в парадоксе. Наполеон говорил: русские воюют не по правилам, поэтому он и не может выиграть. Этот момент очень важен для русского культурного кода, в том числе управленческого. Если наши управленцы не будут творить или, по крайней мере, разбираться, когда творчество нужно, а когда – нет, и как его использовать, нас ждет мало хорошего.
Виктор Васнецов, более 120 лет назад написав картину «Богатыри», сформировал русский культурный код, изобразив три главные составляющие русской культуры. Илья Муромец – это сила, ведь русский человек, не имеет права быть слабым – это то, что Талеб называл жизнестойкостью и устойчивостью, которая не является антихрупкостью. Человек просто выдерживает стресс, который ни к чему позитивному не приведет. Добрыня Никитич – это доброта, направление творческих способностей на пользу людям. А Алеша Попович – это смекалка – уникальное явление русского культурного кода и, кстати, этому слову даже нет аналогов в английском языке. Она позволяет творчески относиться к стрессам, кризисам и направлять их себе на пользу.
Командное творчество и работа с разнообразием
Вообще современное творчество – командное, оно рождается во взаимодействии людей. Таким образом, в первую очередь, команды что-то приносят в творчество. Но может ли само творчество быть полезным команде? Бывают ситуации, когда творчество не уместно, например, для достижения экономических показателей. Но чтобы команда была антихрупкой, творчество очень полезно, именно оно меняет мышление.
Творчество дает команде потенциал, так как команда – это коллективная картина мира, изменение которой создает коллектив нового типа, более сильный. Речь идет о работе с «diversity» (анг. разнообразие) – разнообразием внутри команд. Еще совсем недавно мы думали, что команда – это единство, общность, сейчас становится понятно, что сильные команды объединяют разных людей. И чем сильнее различия, тем ценнее.
В таких случаях можно действовать только с творчеством, позволяющем выйти на новый уровень, состыковать уникальные идеи и видение каждого. Превратить работу с единством в работу с разнообразием.
Полноценная работа с разнообразием возможна, только при натренированной готовности работать не просто с другим, а с парадоксом. На этом основывается «аутентичное лидерство».
Парадокс – это алогичное движение мысли, работа за рамками представлений, которые являются естественно логичными. Прекрасная форма работы с парадоксом – чувство юмора. В той степени, в какой в команде сформировано чувство юмора, в той степени она и готова работать с разнообразием. И наоборот, умея работать с парадоксом, команда готова быть ироничной, шутить и относиться к этому как к естественному и обогащающему действию.
Творчество, риски, фокусировка
В кризис отсекайте все лишнее, фокусируйтесь на главном и расставляйте приоритеты, вплоть до отказа и перераспределения ресурсов. Одна из главных рекомендаций Талеба – отбрасывание лишнего. То есть если система требует оздоровления или оживления, стоит отказаться от избыточных и несутевых вещей, сконцентрироваться на главном. Иначе начнется творчество ради творчества, а это сомнительный и энергозатратный путь, поэтому важно делать правильные ставки, а рисковать только собственной шкурой. Можно использовать творчество, чтобы сделать честную ставку, взять на себя ответственность, повести людей в направлении нового и неожиданного – за горизонт. В поисках такого решения творчество может помочь.
Приведу несколько примеров из своей практики. Финансовый кризис 2008 года я встретил на посту первого заместителя руководителя крупного бизнес-проекта. Мы занимались выводом на рынок принципиального нового качества интернет-сети в городе миллионнике. Бизнес-план был разработан за некоторое время до этого. Тогда мы убедили инвесторов, что сможем использовать кризис на пользу. Дело в том, что в 2000-е бурный рост давала сфера досуга, общепита и всего того, что стимулировало общество потребления. Когда доход сократился в разы, интернет стал ключевым досугом в современном мире. В ответ на это мы выпустили более высокий тариф, за год провайдер с десятого места вышел на первое, позже поглотив конкурентов.
Наша компания «Тренинг-Бутик» в 2020, несмотря на пандемию, выполнила план, намеченный по итогам 2019 года. И это притом, что многие игроки рынка «упали» в два раза. Выживали те, кто оказался готов к повсеместной цифровизации. При этом не сказать, что мы были лидерами в этой области, однако мы быстро заняли позицию, переформатировали себя и своих клиентов. Но, что самое главное, пришли к тому, что цифровизация позволяет делать значительно более комплексные, системные, интересные программы. Это позволило погружаться в материал не в ширину, а в глубину.
Личный совет как оставаться антихрупкими
В состоянии стрессовой среды, шока, кризиса следует удерживать два фокуса внимания: на других и на себя. Посмотреть, что сделал бы человек, который вообще не похож на тебя: как бы он действовал, и к чему бы это привело. Фокус надо держать, не бросая. Параллельно с этим смотреть и изучать свои сильные стороны, особенности. Например, мы в 2020 году в качестве своего «конька» использовали умение создавать отличную архитектуру учебных и тренерских программ. Таким образом, выделили свои сильные стороны и то, что нам не присуще. Удерживая оба фокуса внимания, двигайтесь, не отказываясь ни от одного из них. Если это сложно, слушайте других, в том числе не похожих на вас.