Придут ли тьюторы на смену классным руководителям?
В ходе выступления в Госдуме 24 ноября Виктор Свечинов, руководитель организационно-аналитического отдела управления процессуального контроля за расследованием отдельных видом преступлений СК, предложил заменить или дополнить классных руководителей воспитателями и тьюторами.
Татьяна Ковалева, заведующая кафедрой "Тьюторство", прокомментировала данное заявление: "Когда предлагаются новые позиции, например, воспитатели, тьюторы вместо классного руководителя, – важно понимать, предполагается ли новая деятельность. Если просто изменить название, ничего не произойдет. Вчера это был классный руководитель, и если сегодня его назначить тьютором, то в его деятельности ничего не изменится. .
Важно понимать, что каждая позиция предполагает новое направление работы. Классный руководитель и так выполняет воспитательную функцию, но когда на классное руководство отводится несколько часов в неделю, и у учителя большая нагрузка, то, конечно, воспитательную работу он не успевает вести в полной мере. Поэтому в свое время Олег Семенович Газман предлагал освободить классных руководителей от учебной нагрузки , чтобы они могли сосредоточиться на воспитательной работе. Еще в советское время был такой проект. Если освобожденный классный руководитель занимается только воспитанием, он имеет возможность уделить внимание каждому ребенку. Это что касается воспитателя.
Когда же мы слышим, что необходим еще и тьютор, то это предполагает совершенно другой подход, потому что тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Он помогает выявить у ребенка интересы, ресурсы, эффективно выстроить образовательную программу. Такая функция в школе напрямую сейчас не реализуется, хотя сама по себе она очень важна, поскольку помогает преодолеть отчуждение от школы, ребенок начинает рассматривать уроки через призму своих интересов. Но это отдельная специальная работа. И откуда взять тьюторов, чтобы массово удовлетворить потребности школ – пока непонятно. Подготовка таких специалистов на данный момент не входит в программу российского педагогического образования. И чтобы классные руководители имели тьюторскую компетентность, их надо специально обучать, а это задача не одного дня."