Эмпирическое исследование аутопсихологической и коммуникативной компетентностей руководителя и их взаимовлияния

Введение
Аутопсихологическая компетентность предполагает осознание индивидуумом присущих только ему черт и понимание своих действий на основе самоосознания в разнообразных ситуациях в жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. В основании аутопсихологической компетентности лежат следующие способности личности: использование и развитие своих психических ресурсов, создание удобной для профессиональной деятельности ситуации с помощью изменения своего настроения и состояния, приобретение, закрепление, контроль, корректировка знаний и умений, перестройка при возникновении форс-мажора, создание волевой установки на значимые достижения [1,2,4,6,7-13].

Л.А. Степнова обосновала, что аутопсихологическая компетентность состоит из навыков, которые направлены на: самодиагностику (оценка, анализ самого себя, самоопределение и самоконтроль); саморазвитие (техники изменения черт личности, программирование самого себя); самомотивирование (создание образов достижения, постановка конкретных задач, выделение ресурсов на их решение); самокоррекцию (техники решения проблем личности – избавление от стрессов, комплексов, зажимов; техники изменения внутреннего состояния – самоубеждение, саморегуляция, методики контроля жизнеднятельности организма); высокоэффективную работу с информацией (усовершенствование памяти, скорочтение, техники ускоренного анализа информации); психолингвистическую компетентность (работа с текстом, формулировка фраз и понимания их скрытого смысла) [9].
Коммуникативная компетентность – это совокупность внутренних ресурсов человека, необходимых для реализации оптимальной коммуникации в некотором наборе возможностей для взаимодействия личностей.
Коммуникативная компетентность – это возможность установления и поддержания необходимых эффективных контактов между личностью и другими индивидами [3,5].
Эмпирическая часть данного исследования направлена на исследование аутопсихологической компетенции, коммуникационных способностей руководителя и взаимосвязи между ними.

Исследование проводилось с ноября по декабрь 2014 года на базе руководителей высшего и среднего звена крупного акционерного общества в области самолетостроения. В исследовании принимали участие 20 менеджеров высшего звена (руководители отделов и заместители директора) и 80 менеджеров среднего звена (заместители руководителей отделов, заместители руководителей филиалов и т.д.). Всего в исследовании приняло участие 100 человек.
Целью исследования является изучения взаимовлияния и взаимосвязи уровня аутопсихологической компетентности руководителей и уровня их деловых коммуникационных способностей.
Гипотеза исследования состояла в том, что руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологической компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.

Методика
В соответствии с целью эмпирического исследования был выбран следующий методический инструментарий.
Для определения уровня аутопсихологической компетентности руководителей использовалась методика «Тест на оценку аутопсихологической компетентности», разработанная Л.А. Степновой [9].
Для определения уровня коммуникативных способностей руководителя использовалась методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)», разработанная Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым [14].
Для анализа результатов исследования использовались следующие методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ; интерпретационный метод.

Результаты и их обсуждение
Можно сделать следующие выводы:

1) 49% руководителей авиастроительной компании и 90% топ-менеджмента обладают высоким уровнем аутопсихологической компетентности, то есть являются адаптивными, позитивно мыслящими, обладающими интеллектуальной
гибкостью и самостоятельностью суждений;
2) 44% руководителей ОАО авиастроительной компании и 10% топ-менеджмента обладают средним уровнем аутопсихологической компетентности, то есть являются весьма профессиональными, активными, ответственными, самостоятельными, оно им не хватает оптимизма, гибкости, уверенности при неопределенности;
3) 7% руководителей ОАО авиастроительной компании обладают низким уровнем аутопсихологической компетентности, то есть теряются при неопределенности, являются несамостоятельными и пассивными;
4) средняя бальная оценка руководителей предприятия составляет 73.31 балла, что по шкале диагностики является уровнем аутопсихологической компетентности выше среднего, что является хорошим показателем для предприятия и по нашей стране в целом.
Таким образом, можно сказать, что руководители предприятия обладают достаточно высоким уровнем, аутопсихологической компетентности, а топ-менеджмент – очень высоким.

Представим результаты определения уровня коммуникативных способностей руководителей по методике КОС-2.

Можно сделать следующие выводы:
1) 42% руководителей и 75% топ-менеджмента обладают высшим уровнем коммуникативных способностей, то есть
легко и непринужденно себя ведут в обществе, добиваются принятия и продвижения своих решений и борются за отста-
ивание своего мнения;
2) 29% руководителей и 25% топ-менеджмента обладают высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей, то есть быстро находятся при новых условиях, находят друзей, инициативны в общении;
3) 23% руководителей обладают средним уровнем проявления коммуникативных склонностей, то есть пытаются отстаивать свое мнение, имеют склонность к коммуникациям в коллективе, но потенциал их коммуникационных способностей неустойчив;
4) 5% руководителей имеют коммуникативные способности ниже среднего уровня, то есть необщительны, неинициативны в общении, предпочитают уединение коммуникациям;
5) 1% руководителей обладает низким уровнем коммуникативных способностей;
6) средняя бальная оценка руководителей предприятия составляет 14.66 балла, что по шкале диагностики является высоким уровнем коммуникативных способностей.

Таким образом, можно сказать, что руководители предприятия обладают высоким уровнем коммуникативности, а топ-менеджмент – очень высоким.

Представим результаты определения уровня организаторских способностей руководителей по методике КОС-2.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) 29% руководителей и 75% топ-менеджмента обладают высшим уровнем организаторских способностей, то есть являются инициативными, настойчивыми, склонными организовывать коллективные мероприятия, самостоятельными
в решениях;
2) 40% руководителей и 25% топ-менеджмента обладают высоким уровнем проявления организаторских способностей, то есть способны решать проблемы в незнакомых, трудных, брать на себя ответственность за свои решения и за своих
подчиненных;
3) 24% руководителей обладают средним уровнем проявления организаторских склонностей, то есть стремятся к организации людей, коллектива, однако реализация не отличается высоким уровнем;
4) 7% руководителей имеют организаторские способности ниже среднего, то есть предпочитают не отстаивать своего мнения, в чувствуют скованность в новых ситуациях, несамостоятельны и безынициативны в организации и при принятии решений;
5) средняя бальная оценка руководителей предприятия составляет 14.31 балла, что по шкале диагностики является высоким уровнем организаторских способностей.

Таким образом, можно сказать, что руководители предприятия обладают высоким уровнем организаторских склонностей, а топ-менеджмент – очень высоким.
Теперь рассмотрим наличие взаимосвязи между уровнем аутопсихологической компетентности и уровнем развития коммуникативных способностей руководителей с помощью корреляционного анализа.
При проведении корреляционного анализы пытаются определить наличие какой-либо взаимосвязи в одной выборке между двумя показателями, и если взаимосвязь имеет место, то растет ли один показатель при увеличении другого (положительная корреляция) или уменьшается (отрицательная корреляция).
Иначе говоря, корреляционный анализ способствует определению возможности предсказывания вероятных значений одного показателя при известной величине другого.

С этой целью можно использовать метод расчета коэффициента корреляции.
Корреляционный коэффициент – это показатель, который может находиться в пределах от +1 до -1. Когда речь идет о полной положительной корреляции он равен единице, и минус единицу при полной отрицательной корреляции.
В психологии корреляцию считают сильной, если коэффициент превышает 0,70; когда он больше, чем 0,90, то корреляцию считают очень сильной. Но для того, чтобы безошибочно говорить о взаимосвязи между переменными, надо обратить внимание на объем выборки: чем больше выборка, тем более достоверный показатель рассчитанного коэффициента корреляции.
Примем за Х – балльный показатель аутопсихологической компетентности, а за Y – балльный показатель коммуникативных склонностей руководителей.

С подробными расчетами вы можете ознакомиться здесь (стр.47).

Заключение
Таким образом, мы можем на уровне значимости 95% подтвердить гипотезу о наличии заметной и прямой взаимосвязи между уровнем аутопсихологической компетентности руководителей и уровнем их организаторских способностей.
Однако, аутопсихологическая компетентность сильнее влияет на коммуникационные способности руководителей, и их взаимосвязь значительно более тесная.
Гипотеза исследования доказана и подтверждается. Руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологической компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.

Литература
[1]. Афанасьева Н .В., Степнова Л.A. Когнитивные способности в структуре аутопсихологической компетентности госслужащего // Акмеология. – 2005. – No2. – с.32-41.
[2]. Биаметова Г.Ф. Аутопсихологическая компетентность специалистов морских профессий // Психологические технологии в экстремальных видах деятельности. – Донецк, 2008.
[3]. Воронин В.В. Развитие коммуникативной компетентности специалиста: Учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 138 с.
[4]. Деркач A. A., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 496 с.
[5]. Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 24 с.
[6]. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности специалиста. Учебно-методическое пособие / Л. А. Степнова; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации; под общ. ред. А. А. Деркача. Москва, 2007.
[7]. Степнова Л.А. Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала // Социологические исследования. 1992. No 8. С. 65.
[8]. Степнова Л.А. Акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятиях газодобывающей отрасли. Учебно-методическое пособие / Л.А. Степнова, Т.В. Кова-
лёва; под общ. ред. А. А. Деркача; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2009.
[9]. Степнова Л.А. Организация акмеологической службы в системе информационной безопасности предприятия / Краснов И.З., Степнова Л.А. // Акмеология. 2007. No 2. С. 68-77.
[10]. Степнова Л.А., Бруй Ю.В. Психолого-акмеологическая диагностика профессиональной компетентности кадров управления.
Учебное пособие / Л.А. Степнова, Ю.В. Бруй ; под общ. ред. А. А. Деркача ; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2010.
[11]. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. No 3. С. 53-56
[12]. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. 2014. No 1 (49). С. 100-104.
[13]. Степнова Л.А. Психолого-акмеологическое обеспечение профессионального развития государственных служащих // Социология власти. 2007. No 4. С. 5-14.
[14]. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.:Изд-во Института психотерапии, 2002. – 490 с.

Еще в Ленте Смотреть все