В поисках смысла жизни
В поисках смысла жизни
Первоначально эта статья задумывалась под названием «В поисках смысла и счастья», так как, на мой взгляд, два этих предмета очень сильно связаны друг с другом, и мне очень хотелось бы подчеркнуть эту взаимосвязь, чтобы она была осмыслена моим читателем. Но затем, в процессе работы над статьей, в виду объемности материала, я все же разделил свой замысел на две части. Поэтому эта статья – о поисках смысла человеческой жизни, а о поисках счастья в ней будет следующая. Но взаимосвязь эту все же мне не терпится подчеркнуть и мне кажется, что это именно тот случай, когда можно больше не терпеть…
Смысл и счастье человеческой жизни.
Не имея смысла в жизни, человек не может быть счастлив. В бессмысленности счастья нет. Счастье – это полнота жизни и биение этого пульса не ощутить, если не понимать для чего все это нужно. Если нет смысла в жизни, то человек не обретет счастье даже в самых роскошных условиях. Имея смысл жизни - человек может выстоять даже в самых трудных и стесненных обстоятельствах. Смысл и счастье – это две стороны одной медали, если мы найдем смысл, найдем и счастье, но не наоборот. «Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти», писал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экюпери.
Стремясь обрести счастье, но не разобравшись прежде с вопросом смысла его жизни, человек гонится за ветром и ставит телегу впереди лошади. Гложущая пустота бессмысленности способна отравить любую радость от земных удовольствий. Я согласен с мудрецом, объявившим, что величайшая трагедия человеческой жизни – это не смерть, а бессмысленная жизнь. А человек, переживающий озарение понимания смысла собственной жизни, испытывает при этом священный трепет познания величайшей тайны человеческого бытия. И он блажен от этого.
Найти в жизни смысл – это уже найти счастье, найти в жизни счастье – это открыть ее смысл.
Есть ли смысл в человеческой жизни?
Главный вопрос всей человеческой жизни, который не изменился за последние несколько тысячелетий: «кто я?» Вслед за ним идут родственные вопросы: «откуда я?» и «куда я иду?», ответ на которые полностью зависит от первого. Как вопрошал итальянский поэт Франческо Петрарка: «Для чего мы рождены, откуда и куда мы идем?» Или как размышлял о тайне человека Блез Паскаль в «Мыслях»: «Что же он такое, откуда пришел, куда идет?»
Вопрос поиска смысла жизни человека – это один из основных вопросов философии, но не только. Само человеческое бытие ставит этот вопрос и человек не был бы человеком, если бы не пытался найти на него ответ. «Воля к смыслу – наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочено смыслом своего существования», утверждал философ и психолог Виктор Франкл.
Каждый человек хотя бы однажды задумывается над вопросом осмысленности своей жизни. И от того, что с ним сделает человек, зависит его дальнейшая судьба. Даже глядя на опустившихся, деградировавших, отупевших людей, мы понимаем, что они не всегда были такими. Но, может быть, и это внутренне падение произошло в них после того, как сам этот вопрос был отвергнут.
Некоторые люди не хотят задуматься над смыслом своей жизни, так как заняты бесконечным выживанием. Если их спросить: «для чего ты живешь?», они ответят: «я просто хочу выжить!». Но выжить – для чего? По данным социологов около 70% населения нашей страны живут в состоянии повышенной тревоги. Но это ведь следствие того, что человек не нашел смысл жизни, не разобрался с самим основанием своего бытия.
Некоторые люди боятся этого вопроса и стараются обойти его, потому что просто прячутся от него. Такие люди, столкнувшись однажды с вопросом смысла их жизни, ощутили леденящую пустоту, лежащую за ним, испугались мрака бессмысленности и вычеркнули этот вопрос из своего разума. Но он никуда уйти не может и стоит где-то у дверей сердца с постоянным немым укором. «Человеческую личность нельзя понять, если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в согласии с которыми ему надлежит жить», писал известный немецкий философ и психолог прошлого века Эрих Фромм.
Вопрос о смысле жизни существует, и он осознанно или неосознанно преследует каждого человека, либо в виде серьезных дум, либо в виде смутной тоски, гложущей глубины души. Русский философ начала XX-го века Семен Франк в эссе «Смысл жизни» пишет: «Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и „дела“ — в политику, борьбу партий и т. п., — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос — не „теоретический вопрос“, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду».
Итак, вопрос задан, что же мы сделаем с ним? Попытаемся ли найти ответ или постараемся раздавить сам вопрос? Поэты, писатели, мыслители всех времен, эпох и народов размышляли об этом и предлагали свои варианты ответов. Если проанализировать все эти попытки найти ответ на этот вопрос, то можно разделить их на три различных утверждения:
Утверждение 1-е: Смысла в жизни нет и быть не может.
Это значит, что всякая попытка найти его – это тупик, заблуждение, бессмыслица. Этой позиции придерживались сторонники некоторых философских школ. Зигмунд Фрейд, например, считал, что всякий человек, задающийся вопросом поиска смысла жизни – душевнобольной. Я могу согласиться с такой точкой зрения только в том случае, если не принимать её как за обидный ярлык, а видеть в ней признание недуга бессмысленности и начать искать лекарство.
Жан-Поль Сартр, философ-экзистенциалист прошлого века, утверждал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».
Вслед за философами о своих разочарованиях в вопросе поиска смысла нам поведали поэты. Александр Сергеевич Пушкин выразил эти терзания так:
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем, ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум»
Вслед за ним Петр Андреевич Вяземский трагически восклицает: «Я не умел постигнуть жизни смысла». И такой разносторонний талант как Константин Дмитриевич Бальмонт с отчаяньем говорит:
«И так как жизнь не понял ни один,
И так как смысла я ее не знаю, -
Всю смену дней, всю красочность картин,
Всю роскошь солнц и лун – я проклинаю».
Жестко, но откровенно. И действительно, бессмысленность – это проклятие, тяжкое проклятие, грузом ложащееся на человеческую душу. Но не только российские поэты терпели поражение в вопросе поиска смысла жизни. И древний перс Омар Хайам посвятил поиску смысла жизни не одно свое рубаи:
«В мир пришел я, но не было небо встревожено.
Умер я, но сиянье светил не умножено.
И никто не сказал мне – зачем я рожден
И зачем моя жизнь второпях уничтожена».
Или:
«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?»
Надо сказать, что подобная позиция провозглашения полной бессмысленности человеческой жизни весьма жестока и далеко не все люди могут перенести ее, этому противится многое в человеческой природе. Поэтому возникает другая точка зрения.
Утверждение 2-е: Смысл жизни есть, но он у каждого свой.
Представители этого мнения считают, что смысл в жизни есть, или, скорее, он должен быть, но он ускользает от нашего понимания, поэтому наша задача – придумать его. Ответственность каждого человека – придумать смысл для своей жизни. Лучше всего эту идею выразил Эрих Фромм: «В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно».
На этом этапе сделан важный шаг – человек перестает убегать от необходимости признать, что жизнь не может быть бессмысленной . В такой позиции больше честности перед самим собой, перед неосознанной, но настойчивой потребностью иметь этот самый смысл. Раз вопрос возникает снова и снова, значит, он правомерен и от него нельзя просто отмахнуться, как от надоедливой мухи.
Признавая негативизм такого явления, как бессмысленность, мы тем самым признаем и то, что смысл существует, точнее, он должен существовать. Как писал Семен Франк: «Раз мы ясно видим нашу слепоту, значит, мы все же не совсем слепы, но в то же время и не зрячи. Существо, абсолютно и всецельно лишенное смысла, не могло бы сознавать свою бессмысленность».
Но признав вопрос, представители этого мнения, все же не смогли найти на него универсальный ответ, поэтому они просто благословили дальнейшие его поиски по принципу: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В жизни много дорог, выбирай любую – это и будет смыслом твоей конкретной человеческой жизни. «Блажен, кто выбрал цель и путь и видит в этом жизни суть», написал об этом немецкий поэт Фридрих Шеллинг.
Человек, имеющий подобное убеждение, стремится постигнуть смысл своей жизни в любых явлениях, с ним происходящих. Кто-то хочет найти смысл в материальном обогащении, кто-то – в спортивных достижениях, кто-то в научных изысканиях, кто-то – в романтических отношениях. Но подобная позиция обходит стороной следующий и принципиальный вопрос: существует ли общий и универсальный смысл для любого человеческого существа? Если такого универсального смысла нет, то все эти «смыслы» - лишь уловки, фиговые листочки, прикрывающие наготу бессмысленности. А если такой смысл есть, то тогда в чем он?
И здесь мы переходим к третьему варианту ответа.
Утверждение 3-е: Смысл жизни существует, и познать мы его можем, только познав Того, кто эту жизнь придумал и создал.
Почему человек ищет смысл жизни? Потому что он его потерял! Логика здесь проста – не потерял бы – не искал. Но когда произошла эта потеря? Смысл жизни был потерян тогда, когда человек потерял Бога. Поэтому необходимо не придумывать каждому свой смысл, а открыть его заново, познав Бога.
При грехопадении человек отступил от Бога и потерял понимание своего предназначения, то, для чего он был создан, получив взамен суету. «Суета» на греческом – это «матайотес», что означает тщету, пустоту, бесцельность и бессмысленность человеческой жизни.
Без Бога жизнь человека не имеет смысла. Даже атеисты приходят к пониманию этой истины. Например Бертран Рассел, известный английский философ и математик прошлого века, лауреат Нобелевской премии по литературе и убежденный атеист признал, что: «Если с самого начала не предположить существование Бога, вопрос о смысле жизни становится бессмысленным». Нужно быть по-настоящему смелым и честным человеком, чтобы признать это, тем более являясь атеистом.
Давайте попробуем проревизировать все имеющие у людей «смыслы», чтобы определить насколько они правильны и жизнеспособны.
В чем смысл жизни?
Люди ищут смысл в своей жизни и по-разному определяют его: богатство, слава, удовольствия. Но большинство людей просто не хотят по-настоящему задуматься над этим вопросом, они в действительности не знают, зачем они живут и не хотят признаться в этом. Вместо этого они принимают за смысл различные второстепенные жизненные цели - иметь семью, родить детей, вырастить детей, получить образование. Это все нормальные жизненные ориентиры и цели, но ни одна из них не может претендовать на смысл всей нашей жизни. Давайте рассмотрим несколько типичных вариантов ответа на этот вопрос, которые мы можем услышать сегодня.
1. Смысл жизни – в продолжении рода.
«Для чего ты живешь?» - спрашиваю у человека. «Я живу для своих детей», важно отвечает он. Ответ этот прост и лежит на поверхности. Такому пониманию жизни учили многие философские системы, от античности, до марксизма и гуманизма. Но если всерьез задуматься над этим вопросом и проанализировать его, то он не выдержит никакой критики. «Жизнь, смыслом которой являлось бы размножение, была бы, по сути, столь же бессмысленна, как и размножение. С другой стороны, продолжение жизни имеет смысл только в том случае, если жизнь сама по себе наполнена смыслом», считал Виктор Франкл.
Когда человек, в ответ на вопрос о смысле его жизни, отвечает, что он живет для детей, для того чтобы поднять их, поставить на ноги, вывести в люди, то на самом деле это не ответ, а лишь фиговый листочек, позволяющий прикрыть наготу своей души. Да, детей нужно вырастить и «поставить на ноги», но для чего жить дальше, когда дети вырастут и упорхнут из родного гнезда? Растить потом внуков? А чему вы будете тогда учить детей и внуков? Чтобы те в свою очередь растили своих детей и внуков? А для чего? Для того чтобы те тоже растили детей и внуков?
Какой-то подвох ощущается в этом замкнутом круге, какой-то бессмысленностью веет от такой логики. «Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке» утверждал Эрих Фромм. Продолжение рода – это только одна из задач человеческой жизни, но далеко не самая главная. Да, Творец Сам сказал нам: «плодитесь и размножайтесь», но наша задача – не простое воспроизводство потомства, но и воспитание, формирование правильных ценностей. А ценности отдельно от смысла существовать не могут.
Поэтому утверждение, что смысл человеческой жизни в продолжении рода – обманчиво.
2. Смысл жизни – в работе.
Другая категория людей говорит, или просто предполагает, что смысл их жизни – в работе, в труде, в профессиональной деятельности. Это кажется им правильным и справедливым, потому что бОльшая часть их жизни проходит на рабочем месте и именно с вопросами карьеры и трудовой занятости связано большинство их устремлений, размышлений и переживаний.
Но опять же, трудиться – ДЛЯ ЧЕГО? Для того чтобы зарабатывать деньги и кормить семью? Это необходимо, но этого мало. Для того чтобы реализовать себя и получать удовольствие от своего труда? Это неплохо, но недостаточно.
Библейский Екклезиаст – это человек, который разочаровался в бессмысленности труда. «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (6:7), сделал печальный ввод он после многих трудовых экспериментов. Душа не может насытиться простой гонкой за средствами для жизни, и даже труд, который приносит удовольствие от одержанных побед, не радует надолго, если ты не понимаешь общего смысла всей своей жизни.
Христианство провозглашает высокие стандарты человеческого труда, это именно в Писании сказано, что «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фессалоникийцам 3:10). А когда мы трудимся, то у нас есть задача делать все «от души, как для Господа, а не для человеков» (Колоссянам 3:23). Но все же не сам труд приносит осмысленность в жизнь человека, а если он освящен и благословен Господом. Тогда он становится служением и обретает статус миссии, Божественного поручения в человеческой жизни.
3. Смысл жизни – в накоплении богатства.
Есть также люди, которые пытаются найти смысл своей жизни в накоплении материальных ценностей. Делать деньги становится величайшим азартом всей их жизни. Но в действительности человеку для нормальной и полноценной жизни нужно не так уж много и просто делать деньги ради денег становится бессмысленно, если не понимать, зачем они нужны.
Деньги – это хороший слуга, но плохой господин, говорил мудрец. Деньги – это лишь инструмент, инструмент осуществления своего предназначения, то есть смысла, только тогда они являются слугою. А если человек живет ради денег, то они стали его богом, который уничтожает своих рабов.
4. Смысл жизни – в стяжании славы.
Есть и такие люди, которые утверждают: «Я живу для того, чтобы прославится, чтобы стать известным, чтобы меня все узнали, чтобы обо мне все заговорили».
Порой люди идут на все, чтобы прославиться хоть на минуту. Герострат сжег храм Артемиды, чтобы войти в историю, люди совершают немыслимые вещи ради того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Это называется тщеславие – погоня за тщетной славой. Тщета, по словарю Даля – это бесполезность и безуспешность.
Тщетная слава всегда мимолетна, люди легко находят себе кумиров, а потом также легко низвергают их. «Почитание почти всегда кончается оскорблением того, кого почитают», утверждал Андрэ Моруа и этот принцип хорошо был виден и в жизни Иисуса Христа, и в служении апостола Павла. В 14-ой главе книги Деяний Апостолов описывается момент, когда весь горд пришел в возбуждение из-за совершенного апостолами чуда и им хотели приносить жертвы, как богам, а спустя всего лишь несколько дней та же самая толпа побила Павла камнями до полусмерти.
Все это так по-человечески. Но Сам Господь дает нам шанс обрести славу в Его Царстве, не временную человеческую, а вечную Божью, которую человек обретает, следуя за истинным смыслом своей жизни.
5. Смысл жизни – в поисках удовольствий.
Это тоже всем нам до боли знакомо – посвятить свою жизнь поиску и получению различных удовольствий. Сегодня это провозглашается и навязывается как стандарт современной жизни, сегодня и церкви есть немало людей, которые хотят пожить «для себя», в свое, так сказать удовольствие.
Но прав был поумневший Дориан Грей – удовольствие не означает счастье, и тот кто желает обменять свою жизнь на бесконечный праздник жизни вскоре как никто другой ощутит гнетущую бессмысленность и пустоту своей души.
И опять же тот, кто желает совершить определенный труд над своей душой, открыть и осуществить смысл своей человеческой жизни, тот обретет наивысшее удовольствие и на подвиг души своей будет смотреть с довольством (Пророк Исайя 53:11).
6. Смысл жизни – жить для других.
Здесь уже теплее, в этом месте уже начинает брезжить какой-то неясный свет осмысленности. И поэтому этот весьма популярный взгляд лег в основу многих философских систем.
Когда человек нужен кому-то, может заботиться о ком-то – это придает осмысленность его жизни. Наблюдение в американских домах престарелых – пациенты, которые имели домашних животных, или хотя бы растения, жили дольше, чем те, у которых не было объектов заботы.
«Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания». Виктор Франкл
Человек обязательно должен жить для чего-то, против жизни «для самого себя восстает сама его природа. Многие люди замечали это чисто эмпирически – стоит только сделать кому-нибудь что-то хорошее, как настроение тут же улучшается. С этим согласны и результаты многих психологических исследований. Например, известный психолог прошлого века доктор Альфред Адлер утверждал, что любой больной депрессией человек способен исцелиться от этого недуга сам, если он в течении двух недель не будет думать о себе, а каждый день будет делать что-то полезное и нужное для других людей.
«Если вы будете достаточно долго заниматься общественно полезными делами, это поможет вам обрести смысл. Вы обнаружите, что труднее впадаете в депрессию, реже болеете и лучше чувствуете себя, если работаете для общего блага, а не предаетесь личным удовольствиям. И что особенно важно, внутри вас начнет исчезать, заполняясь смыслом, пустота, детище ненасытного индивидуализма», учит доктор Мартин Селигман, президент Американской Ассоциации психологов.
Этот взгляд конечно же наиболее близок к христианскому, но все же это – светский гуманизм. Ложь тем более опасна, чем больше она похожа на истину. И вот мы подошли к единственно правильному ответу в этом вопросе –
7. Смысл жизни человека – в познании Бога и исполнении Божественного предназначения для своей жизни.
Человек создан Богом с определенной целью и смыслом. Именно поэтому у нас возникает сам вопрос о смысле жизни. Животные вряд ли задумываются над этим вопросом. Вопрос о смысле жизни – это очень духовный вопрос, потому что он открывает дверь к Богу. Если Бога нет, то и смысла быть не может, мы просто нелепая случайность во вселенной и жизнь человека не имеет никакой ценности. Но если человек ищет смысл – значит он есть. Значит, есть и Бог, который вложил в человека и потребность иметь смысл, и сам смысл. И смысл жизни человека может быть понят только в Боге, который эту самую жизнь и создал. «Бог есть смысл жизни, ее ценность и значение. Оставляя Бога, человек теряет смысл, теряет разум. Безбожие является безумием, болезнью духа. Вне Бога - вне смысла», писал Владимир Филимонович Марцинковский, христианский публицист прошлого века.
У пророка Иеремии мы можем найти следующий упрек из уст самого Господа: «Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети и нет у них смысла» (4:22). Мы можем сделать три простых вывода из этого текста:
Не знание Бога есть глупость.
Не знание Бога лишает человека смысла.
Отсутствие смысла (и незнание Бога) есть признак душевного младенчества, незрелости. Ребенок не задумывается зачем он живет, он просто живет и все. Но по мере своего взросления он должен начинать задавать себе вопросы о смысле жизни. Если этого не происходит, то тогда его развитие останавливается.
И это значит, что только познав Бога, мы исцеляемся от нашего неразумия и глупости, и обретаем подлинный смысл своей жизни. Иначе никак. В древней Книге Иова звучит такой вопрос:– «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» (38:36). Этот вопрос задает Сам Бог и он риторический, ибо ответ на него ясен. Разум нуждается в смысле так же, как и тело в пище, но удовлетворить этот голод может только Бог. Если человек не имеет хорошей пищи, то он будет питаться всякой дрянью, потому что он не может не питаться. Если человек есть, то он не может не есть. Точно так же, если человек не имеет правильного смысла (который возможен только в Боге), то он будет заменять его всякими суррогатами, подделками и заменителями, основные из которых мы с вами рассмотрели выше.
Смысл жизни – за ее пределами.
Если рассматривать человеческую жизнь саму по себе, от его рождения, до его смерти, то в ней не больше смысла, чем в жизни комара-однодневки. Бессмысленна радость, бессмысленно страдание, ибо все конечно. Будем есть и пить, ибо завтра умрем, а после нас – хоть потоп. Бери от жизни все, что хочешь и не считайся ни с кем при этом.
Подлинный смысл возникает лишь тогда, когда мы понимаем, что наша земная жизнь – это всего лишь этап большого пути, уходящего далеко в вечность. Об этом принципе хорошо выразился Владимир Константинович Тарасов, известный российский бизнес-тренер и социальный технолог: «Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов. И смысл жизни - вне ее пределов. Внутри самой жизни мы ее смысл никак не обнаружим. Мы сможем понять смысл только наших отдельных дел и житейских событий».
Действительно, смысл любой деятельности – вне самой деятельности. Ведь мы едим не для того, чтобы есть, а для того, чтобы получать необходимое питание для решения многочисленных задач в жизни. Нам может нравиться процесс принятия пищи, мы можем получать от него удовольствие, но смысл приема пищи – за его пределами. И спим мы не для того, чтобы спать, как бы нам не был приятен сон. Смысл сна находится за пределами сна, мы спим для того, чтобы жить полноценной жизнью, когда мы проснемся. Так и смысл нашей земной жизни находится за ее пределами.
Этот тезис несложно проиллюстрировать и глобальнее. Один из отцов современной психологии Густав Фехнер считал, что человек живет трижды. Точнее, жизнь наша имеет три различных этапа. Первая жизнь – в утробе матери, вторая – на земле, третья – в вечности. И переход из одного в другое измерение жизни всегда сопровождается смертью.
В чем смысл внутриутробного развития эмбриона? В том, чтобы сформировался организм нового человека, появились все внутренние органы, и он был готов к жизни в совершенно другом измерении. Когда рождается младенец, то он переживает определенные страдания, покидая такой уютный и привычный мирок материнской утробы. Ему перерезают пуповину, по которой он получает все необходимое для жизни и для младенца это – смерть. Но вдруг, после шлепка акушера, младенец приходит в себя в новой реальности и так начинается следующий этап жизни человека.
А в чем тогда смысл жизни человека на земле? В подготовке к следующему этапу жизни в вечности. Если у эмбриона формируется тело, то в земной жизни должна сформироваться душа человека, его личность, образоваться его характер и подготовиться к переходу в иной, более высший мир. Смысл жизни эмбриона – за пределами его жизни, то есть – нашем мире. Смысл жизни в этом мире – за его пределами, то есть в высшем мире.
Именно по этой причине в нашем сердце есть особого рода тоска, у кого-то – едва уловимая, а у кого-то болезненно обостренная. Это предвкушение, это ожидание чего большего и более значимого, чем простое земное существование. Человек ищет это «нечто» на земле, но найти никак не может, и в надеже обращает свой взор в Небеса. «Почти все люди, которые действительно научились бы заглядывать в глубины своего сердца, знали бы: то, чего они желают, и желают очень сильно, в этом мире обрести нельзя», писал Клайв Стейплз Льюис в книге «Просто христианство».
Но если это что-то неуловимое нельзя обрести в этом мире, то в последующем это будет дано во всей полноте. Поэтому верующий человек ценит жизнь и не боится смерти, в которой он видит, подобно апостолу Павлу приобретение. Ибо «то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти».
Человек как сосуд
Человек, согласно библейской антропологии – это сосуд, емкость. Он создан для того, чтобы быть наполненным. Когда человек не наполнен, то он ощущает внутри себя пустоту. Пустота бессмысленна, в ней нет никакого смысла. Более того, она болезненна. Как пустой желудок начинает болеть и давать о себе знать, так и пустая душа. Человек, ощущающий пустоту внутри себя, всеми силами стремится ее заполнить. Как говорил Карл Густав Юнг: «Главный невроз нашего времени – это пустота».
И здесь возникает следующий важнейший вопрос: чем заполнить свою пустоту? Чем накормить свою нематериальную душу? Как вы помните, по мнению Семена Франка вопрос о смысле жизни «есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду». Чтобы понимать, как заполнить эту пустоту, необходимо прежде понять, как она появилась. Через пророка Михея Господь сказал однажды: «Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои. Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя…» (6:13,14). Эта пустота – это следствие грехопадения, наказание за отступление от Господа своего. И чем больше человек грешит, тем больше и больше в нем эта пропасть опустошения.
Человек грешит, чтобы хоть как-то заполнить свою пустоту и хоть чем-то насытить свою душу. Мы понимаем, что есть здоровая и нездоровая пища для нашего тела, но то же самое верно и для нашей души. «Грех – это наш способ преодоления пустоты и боли, когда мы пытаемся удовлетворить законную нужду незаконным путем», утверждают психологи Клауд и Таунсенд.
Заполнить эту пустоту может только Сам Господь. Он есть тот самый хлеб жизни, который способен насытить наши души и тот самый свет жизни, проливающийся на тайну нашего предназначения и смысла. В отношениях с Ним – спасение для нас.
В заповедях, оставленных нам Господом, заложен истинный смысл нашей жизни. Две самые важные заповеди представляют нам его лучше всего: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея 22:37-40).
Две величайшие заповеди – любить Бога и людей открывают нам простую истину – смысл жизни заключается во взаимоотношениях. Если их убрать, то в нашей жизни не останется ничего действительно ценного. Каким успехом или богатством, удовольствием или деятельностью мы можем компенсировать разрушенные отношения и разорванные связи с близкими нам людьми? «Смысл жизни заключается в том, чтобы научиться любить – любить Бога и людей. Жизнь минус любовь равняется нулю», пишет пастор Рик Уоррен в книге «Целеустремленная жизнь». Только Вечный Бог и бессмертные души людей будут существовать всегда, а все остальное – временное и преходящее, даже эта вселенная со множеством галактик. Только обретя отношения с Богом, мы почувствуем смысл в отношениях и с окружающими людьми.
Жить осмысленно – это значит смотреть на наш жизненный путь с перспективы вечности, и, преодолевая плен сиюминутности, осуществлять на земле свое предназначение.
Олег Корюков, член высшего экспертного совета кафедры «Христианский коучинг», со-основатель Международной Академии Христианского Коучинга, пастор, магистр богословия, психолог, христианский коуч.