Блог
26.01.2024

Управление организационными изменениями: модели и подходы

Организационные изменения — этап развития компании. Перемены вызывают различные факторы, такие как события на рынке, внедрение технологий, реорганизация структуры фирмы. Действенное управление переменами — залог прогресса.

Рассмотрим главные аспекты и методы, которые помогут менеджерам внедрять нововведения в организации.

Что такое управление изменениями

Процесс включает планирование, внедрение и контроль перемен в организации для повышения ее результативности и достижения целей.

Эта работа требует подготовки и руководителя серьезного уровня квалификации. Статистика развитых стран показывает, что 70% усилий по улучшению процессов в организации не приводят и к 30% поставленных целей.

Регулирование нововведений аналогично руководству малым предприятием. Оно охватывает и топ-менеджеров, и сотрудников, а также внешних экспертов, партнеров, клиентов.

Внедрение нововведений, как правило, связано с требованиями рынка. К таким факторам относят трансформацию запросов клиентов, появление новых технологий и законодательных актов, регулирующих бизнес, экономические факторы и т.д. Все это требует гибкости и способности оперативно адаптироваться к измененным условиям, что невозможно без перестройки. Грамотные действия помогают быстрее освоиться и повысить уровень работы.

Изменения приносят ощутимые результаты, например:

  • Повышение результатов работы. Это оптимизация рабочих моментов, улучшение координации между подразделениями компании, сокращение времени на воплощение планов и задач, повышение качества работы и общих результатов фирмы.
  • Улучшение продукции или услуг. Нововведения помогают грамотно использовать ресурсы и сокращать число ошибок, что приводит к повышению качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.
  • Укрепление корпоративной культуры и лояльности сотрудников. Трансформация помогает созданию гармоничной рабочей атмосферы, развитию командного духа.
  • Рост конкурентоспособности. Благодаря перестройке предприятие легче адаптируется на рынке, что дает шанс результативнее конкурировать с другими игроками.

Руководство трансформациями — инвестиция в будущее фирмы, которая поможет сохранять конкурентоспособность, развиваться и достигать целей.

Как выстроить процесс управления изменениями: основные этапы

Процесс управления переменами включает в себя следующие этапы:

  • Планирование. В такой период определяют, какие конкретно перемены нужны, как они повлияют на работу и какие ресурсы потребуются.
  • Внедрение. Эта ступень предполагает воплощение запланированных мероприятий. Это включает реорганизацию структуры, внедрение инноваций, перестройку процессов работы и т.д.
  • Мониторинг. После трансформации рекомендуется контролировать ее результативность. Для этого анализируют результаты работы, оценивают уровень удовлетворенности сотрудников и определяют возможные проблемы.
  • Корректировка. Если результаты мониторинга показывают, что нововведения не приносят ожидаемых показателей, то стоит провести корректировку. Процесс подразумевает смену целей, стратегий или методов перестройки.

Для достижения желаемого результата важен каждый из этапов. Без планирования процесс становится хаотичным и нерезультативным. Мониторинг помогает контролировать действия и следить за тем, чтобы все шло по плану. Кроме того, он необходим, чтобы выявлять проблемные моменты на ранних стадиях и корректировать их.

Как внедрять изменения

Руководство переменами — регулирование трансформации, которая происходит в фирме. Это и реорганизация бизнес-процессов, применение инноваций, оптимизация структуры и выход на другие рынки.

Вот семь шагов, которые помогут пройти все фазы:

Шаг 1: Конкретизируйте цели

Первый шаг — определение целей. Важно понять, почему настало время для перемен и каких конкретно, какие проблемы стоит решить. Это поможет сформулировать цели, которых планируете достичь.

Шаг 2: Анализ ситуации

Далее рекомендуют проанализировать сложившуюся ситуацию и выявить факторы, способные повлиять на ход трансформации. Для этого собирают информацию о текущей ситуации в бизнес-среде, конкурентах и потребителях. Также анализируют финансовые показатели фирмы, ее структуру. После определяют проблемы, которые мешают достигнуть желаемого результата, оценивают возможные риски и минимизируют их.

Шаг 3: Подготовка плана

С учетом целей и на основе анализа разрабатывают план. Он включает описание предлагаемых нововведений, схему их внедрения, последовательность действий и сроки воплощения. Также в плане указывают ресурсы, которые задействуют на всех ступенях.

Шаг 4: Создание трансформационной команды

Для грамотного внедрения изменений необходима команда, которая будет работать над проектом. В ее состав советуют включить сотрудников с необходимыми знаниями и опытом. Важно, чтобы они были готовы работать вместе и сотрудничать для достижения общих целей.

Шаг 5: Реализация концепции

После того как подготовка завершена, пора приступать к трансформации. Важно следить за ходом процесса и регулярно оценивать результаты. Если требуется, корректировать план.

Шаг 6: Общение и обучение

Данные моменты важны в трансформационный период. Реорганизация, как правило, требует от сотрудников освоения новых навыков. Задача руководства — создать условия для того, чтобы люди могли их развивать. Кроме того, стоит организовать открытый диалог с людьми во время перемен.

Шаг 7: Оценка результатов

После завершения рекомендуют оценить результаты. Советуют понять, в полном ли объеме достигнуты цели, какие проблемы возникли. Это поможет сформулировать выводы и выработать рекомендации для последующих нововведений.

Следуйте этим шагам, чтобы результативно перестроить работу в организации.

Модели управления изменениями

Модели управления — инструменты, которые помогают организациям планировать, внедрять и контролировать действия в переходный период. Их разработали для того, чтобы помочь фирмам результативно трансформировать работу.

Рассмотрим, какие модели рекомендуют использовать, в чем их плюсы и минусы.

Модель Коттера

Это распространенная модель, разработал ее в 1990-х годах профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Пол Коттер. На основе личных наблюдений ученый типизировал ошибки, которые совершают при регулировании перемен. Также он описал восемь этапов трансформаций:

  1. Создание сильной коалиции;
  2. Формулирование видения и стратегии;
  3. Проверка и подтверждение;
  4. Устранение препятствий;
  5. Краткосрочные победы;
  6. Консолидация достижений;
  7. Закрепление нового порядка;
  8. Институционализация новых подходов.

Сильные стороны модели — в четком подходе, который помогает организовать поэтапное воплощение изменений и достигнуть результатов. К минусам относят то, что модель не учитывает персональные особенности организации.

Модель Левина

Она основана на трех фазах: разрушение старых схем, переходный период и создание новой концепции. Ее создатель — американский социальный психолог и философ Курт Левин.

Модель включает три этапа:

Размораживание

Это подготовка сторон к грядущим событиям. Значение на этом этапе имеет прозрачность взаимодействия. В списке необходимых действий: анализ бизнес-процессов, решение организационных моментов, создание стратегии, четко сформированное объяснение причин трансформации.

Движение

Непосредственно период перемен. В этот период полезна гибкость во взаимодействии с сотрудниками. Важно организовать информирование для поддержки членов команды. Также стоит подумать о проведении семинаров для персонала.

Замораживание

Эта фаза помогает сотрудникам и фирме интегрировать нововведения. Для поддержки нововведений рекомендуют наладить получение обратной связи от сотрудников, создать систему вознаграждений, предоставить работникам варианты для получения дополнительных знаний.

В числе плюсов такой модели — гибкость в руководстве трансформациями, что помогает быстро реагировать на нововведения в бизнес-среде. Из недостатков выделяют общий подход, который не учитывает детали.

Модель ADKAR

Ее разработал CEO компании Prosci Change Management Джефф Хиатт. Она основана на пяти факторах:

A — Awareness — в переводе с анг. понимание. Момент осознания необходимости перемен.

D — Desire — желание в переводе в анг. Развитие у сотрудников желания к трансформации.

K — Knowledge — переводится с анг. как знание. Фаза приобретения знаний, внедрение методик.

A — Ability — переводится с анг. как способность. Подразумевает способность применять освоенную теорию на практике.

R — Reinforcement — в переводе с анг. закрепление. Предполагает закрепление новых подходов к делу.

Среди положительных моментов этой модели называют детальный подход к нововведениям, что помогает учитывать персональные особенности сотрудников и организовать достаточную степень контроля. Из минусов — ADKAR сложна и требовательна к ресурсам, фокусируется на сотрудниках и не всегда учитывает другие аспекты.

Каждая модель имеет особенности, плюсы и минусы. Выбор зависит от запросов фирмы и конкретной ситуации.

Когда возможно применить управление изменениями

Если вы чувствуете, что компания не развивается, теряет клиентов или испытывает трудности с эффективностью, возможно, пришло время для внедрения инноваций.

Вот признаки, которые указывают на необходимость меняться:

1. Проблемы с производительностью и результативностью

Если производительность снижается, это признак того, что требуются нововведения. Например, если некоторые этапы занимают слишком много времени или сотрудники не выполняют задачи из-за недостаточной подготовки.

2. Изменения в бизнес-среде

Если организация отстает от конкурентов, это свидетельствует о необходимости перемен. Так, если конкуренты применяют новые технологии или появилась иная потребность у клиентов, стоит задуматься.

3. Низкая мотивация сотрудников

Когда сотрудники не мотивированы или не чувствуют удовлетворения от работы, это сигнализирует о том, что что-то идет не так. Требуются перемены, если у людей нет возможности расти в карьере или они не получают достаточной оплаты труда.

4. Появление новых возможностей

Изменения также нужны, когда у организации появляются иные варианты развития. Например, фирма получила контракт или возник вариант расширить деятельность.

Важно помнить, что регулирование нововведений требует внимательного планирования и координации всех этапов процесса.

Создание дорожной карты изменений

Дорожная карта — инструмент планирования и управления, который помогает сформулировать цели, проанализировать текущую ситуацию, разработать стратегию и контролировать ход ее реализации.

Дорожная карта представляет собой график. На нем отображены этапы изменений, их задачи, сроки выполнения. Также указаны ответственные эксперты и цели, которые фирма собирается достичь. Карту, как правило, представляют в виде таблицы, диаграммы или графика.

При разработке этапов дорожной карты важно учесть следующие аспекты:

  • Цель изменений. Стоит четко определить, какие результаты должны быть достигнуты в результате реализации плана.
  • Ресурсы. Важно оценить наличие нужных ресурсов, таких как финансовые, человеческие, технологические и т.д.
  • Сроки. Рекомендуют установить сроки для каждого этапа. Это поможет контролировать процесс и избегать задержек.
  • Риски. Советуют выявить возможные риски и проблемы и разработать меры по их минимизации.
  • Обратная связь. Важно организовать сбор и анализ отзывов участников процесса трансформации для корректировки концепции, если это потребуется.

Как видим, управление организационными изменениями требует планирования, взаимодействия и мониторинга. Период трансформации, как правило, непростой, требует усилий и терпения, но результат обеспечит рост и развитие компании.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все