Типы бизнес-тренингов – как и чему учить сотрудников
Бизнес-тренинги – это образовательные мероприятия, с помощью которых сотрудники осваивают необходимые навыки и компетенции, требующиеся для выполнения функциональных обязанностей и достижения установленных бизнес-показателей. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о том, какие тренинги существуют и какие задачи эти мероприятия способны решить.
Зачем сотрудникам бизнес-тренинги
Компании все чаще запускают на рабочих местах образовательные программы, которые помогают развивать сотрудников в соответствии с требованиями времени и получать требующиеся для выполнения стратегических планов компетенции. Кроме того, образовательные программы приводят к вовлечению сотрудников в работу и росту приверженности работодателю – людям важно не только знать, но и на практике чувствовать, что они – ценный актив для бизнеса, а компания заинтересована в их совершенствовании и благополучии.
С учетом планов и текущих потребностей организацией составляются планы развития персонала, которые предполагают освоение как профессиональных компетенций, непосредственно влияющих на качество выполняемой работы, так и soft skills – социальных навыков.
При этом подготовку и развитие сотрудников стоит рассматривать в качестве инвестиции, которая возвращается с ростом и развитием бизнеса.
Для проведения образовательных мероприятий приглашаются сторонние провайдеры – опытные эксперты в тех или иных областях, либо привлекаются внутренние силы – корпоративные университеты, T&D-функции. По итогам анализа текущего положения вещей – уровня подготовки персонала и соответствия набора компетенций в коллективе требованиям бизнес-среды – определяется тип бизнес-тренинга и методология проведения программы.
Подобные задачи требуют привлечения разноплановых специалистов, каждый из которых был бы сильным экспертом в собственной – конкретной области. Подобные проекты берет на себя Академия социальных технологий, собирающая программы и типы бизнес-тренингов под ключ с учетом потребностей заказчиков и сложившегося положения вещей в компании.
Типы бизнес-тренингов – обязательные программы для начала работы в компании
Каждого нового сотрудника стоит специальным образом готовить к работе в компании – только таким образом удастся «настроить» готового профессионала под выполнение стоящих перед ним задач и максимизировать коэффициент полезного действия сотрудника с первых дней присоединения к коллективу. Как правило, такая подготовка новичков ложится на соответствующие службы компании и предполагает проведение:
- Ознакомительного тренинга – базовая информация, которая готовит сотрудника к работе в новой роли. Знакомство с особенностями и функционалом используемого в компании программного обеспечения, обязательными процедурами, практиками и политиками.
- Адаптации – сотрудник изучает новые обязанности, культуру, структуру и задачи компании, чтобы ускорить включение в рабочие процессы. По итогам таких программ новичок получает четкое представление о собственной зоне ответственности, а также стратегических целях бизнеса.
- Обучение продукту – этот тип бизнес-тренинга – обязательное условие успешной работы для ряда профессий: продавцов, торговых представителей, маркетологов или представителей службы поддержки. В ходе таких программ сотрудники получают 100 % информации о товарах, услугах или продуктах организации.
- Семинары по технике безопасности – жизненно важный тип бизнес-тренинга для производственных компаний, который проводится согласно строгим протоколам, направленным на снижение рисков для сотрудников при выполнении должностных обязанностей.
Повышение квалификации и получение новых профессиональных компетенций
Технологические рывки, изменения норм законодательства и регуляторных практик регулярно видоизменяют привычные профессиональные требования. В итоге даже недавние выпускники и начинающие специалисты иногда оказываются не готовыми к качественному выполнению должностных обязанностей. Чтобы избежать риска отставания от конкурентов и бизнес-среды, компании регулярно запускают программы дополнительной подготовки сотрудников – эти типы бизнес-тренингов открывают для персонала новый функционал, развивают требующиеся навыки и позволяют работать в смежных областях. Например, представители кадровых служб или подразделений по связям с общественностью часто осваивают область внутренних коммуникаций. С этими знаниями сотрудники берутся за проекты, направленные на укрепление бренда работодателя, продвижение целей и ценностей бизнеса, а также повышение вовлеченности персонала в работу.
Известны следующие варианты проведения таких программ:
- Онлайн-занятия без отрыва от работы.
- Посещение занятий на площадке провайдера в нерабочее время или выходные дни.
- Проведение бизнес-тренером занятий на площадке компании.
- Предоставление теоретического материала в сопровождении с инструментами наставничества и коучинга.
- Организация культуры непрерывного обучения в организации, когда в процессе работы сотрудники пополняют совместную базу знаний, используют предоставляемые работодателем ресурсы, а также обмениваются опытом и наработками во время каждодневного планового взаимодействия.
- Выездные образовательные сессии.
С учетом выбранных программ подготовки персонала и типа бизнес-тренинга участникам занятий предоставляются сертификаты, свидетельства о повышении квалификации и другие документы, подтверждающие прохождение программы.
Конечно, подобные усилия работодателя требуют временных и финансовых ресурсов, а значит предполагают конкретные обоснования. Для определения результативности программ компании оценивают и измеряют итоги обучения, например, путем исследования результативности сотрудников до и после проведения мероприятий.
Бизнес-тренинги soft skills
Программы освоения soft skills предполагают изучение и практику личных и социальных качеств, связанных с выстраиванием совместной работы – в коллективах, с партнерами и клиентами. Среди таких навыков, например: техники разрешения конфликтов, коммуникационные навыки, тайм-менеджмент и другие знания, повышающие продуктивность работы. Для некоторых подразделений развитые soft skills становятся обязательным условием для привлечения новых и удержания текущих клиентов, повышения качества обслуживания и роста уровня продаж.
Как и в случае с другими образовательными программами работодатель сначала определяется с набором требующихся навыков и оценивает сотрудников на уровень владения ими. Затем определяются ресурсы, которые возможно направить на проведение тренингов.
Бизнес-тренинги для продавцов
Как правило, особняком стоит такой тип бизнес-тренингов, как программы для повышения квалификации сотрудников коммерческих подразделений. Такие тренинги знакомят сотрудников с новыми техниками и подходами к продажам, а также актуальным инструментарием. Также программы посвящаются изучению преимуществ продуктов или услуг, которые помогают удовлетворять потребности клиентов, а значит увеличивать количество покупок, в том числе и повторных.
Программы тренингов для продавцов охватывают следующие темы:
- навыки общения и преодоления возражений при личном взаимодействии, а также во время телефонных звонков и онлайн-диалогов;
- навыки привлечения потенциальных клиентов;
- управление продажами, включающие в себя аспекты лидогенерации, удержания клиентов и создания положительного клиентского опыта;
- анализ продаж.
Прокачка лидерских навыков для управленцев
Даже представителям топ-команды и опытным руководителям требуется совершенствоваться, поэтому компании часто проводят бизнес-тренинги, направленные на проработку лидерских навыков. Эти программы помогают управленцам уверенно вести за собой команды и вдохновлять сотрудников на слаженную работу. Как правило, такие тренинги касаются трех аспектов лидерских компетенций:
- управление коллективом – работа над вовлеченностью и мотивацией, созданием благополучной атмосферы для совместной работы членов команды;
- управление собственным состоянием и прокачка личных компетенций – руководитель учится принимать продуктивные, обоснованные и взвешенные решения, а также осваивает компетенции, повышающие ценность как лидера: навыки управления временем, общения, разрешения конфликтов;
- стратегические вопросы – лидер получает необходимую подготовку, которая потребуется для решения глобальных вопросов, определения стратегических направлений деятельности и разрешения кризисных ситуаций.
При этом часто компании, руководствуясь типом организационной структуры, целям и задачами, позиционированием на рынке определяют собственные наборы лидерских компетенций – перечень навыков, которые будут уместны и полезны для конкретной бизнес-среды. С учетом этого набора происходит подбор и найм новых управленцев, а также осуществляется анализ укомплектованности управленческой команды требующимися компетенциями.
Формат, в котором будут проходить бизнес-тренинги складывается из задач обучения, а также иерархического уровня управленца. Например, в некоторых случаях обучение топ-менеджеров в группе будет не самой лучшей идеей, так как групповая работа потребует готовности к откровенному диалогу и уязвимости. Однако не каждый руководитель будет готов раскрываться. В таких случаях используются личный коучинг или наставничество, а также семинары один на один, позволяющие точечно проработать проблемы. Групповые же форматы уместны, когда речь идет о сплочении управленческой команды и необходимости формирования сильных горизонтальных связей между руководителями.
Добавим также, что этот тип бизнес-тренингов – прокачка лидерских навыков актуален и для сотрудников, занимающих линейные позиции, но готовящихся к карьерному росту.