Секреты развития навыков личного брендинга для лидеров
Сила бренда определяет коммерческий успех продукта или услуг, которые предоставляет компания, среди потребителей. Однако не только компаниям требуется вкладываться в развитие бренда! Сформулированный личный бренд, который отличают сильная философия и ценностное позиционирование, пригодится и личностям. Например, профессионалам – лидерам, которые намерены создать имя, сделать его узнаваемым в профессиональном сообществе, а также среди клиентов, партнеров и других целевых аудиторий. В этой статье Академия социальных технологий расскажет о секретах развития навыков личного брендинга для лидеров.
Каким лидерам нужен личный бренд
Во-первых, задуматься о развитии навыков личного брендинга для лидеров стоит тем предпринимателям, которые заинтересованы в создании сильной компании. В таком случае личный бренд руководителя станет визитной карточкой компании для потребителей, своеобразным гарантом качества. Несмотря на то, что традиционно в отечественной культуре собственник бизнеса стремится не попадать в объективы телекамер и сторонится пристального внимания, примеров, когда позиционирование компании происходит на базисе личности лидера, достаточно. Конечно, первые имена, которые приходят на ум при разговоре о таких лидерах – зарубежные. Это и Стив Джобс, и Билл Гейтс, и Ричард Брэнсон, и плеяда других громких имен – создателей международных бизнес-империй, отличающихся ярким и эффективным позиционированием. В России подобные предприниматели, которые ассоциируются со своими продуктами и услугами, представлены и в банковской среде, и в сфере производства продуктов питания, и в технологическом бизнесе, и в ряде других областей. При этом, как правило, бизнес получает название по фамилии учредителя, который, в свою очередь, становится человеком-брендом, носителем его идентичности.
В перечисленных выше случаях речь в основном идет о создателях бизнеса, которые строили компанию с нуля, исходя из собственного видения, ценностей и философии жизни. И это выглядит естественным и органичным образом для потребителя.
Другой вариант лидера, которому требуется личный бренд, не обязательно связан с имущественной принадлежностью к бизнесу. Это может быть и наемный сотрудник, деятельность которого носит нишевый характер. В таком случае для клиента или партнера компании важен не только финальный результат сделки – покупка товара или услуги, достижение договоренностей о партнерстве, но и характеристика лица, которое со стороны компании эту сделку администрирует. Речь идет, например, о направлении private banking – индивидуальном обслуживании VIP-клиентов, продаже элитной недвижимости или эксклюзивных туристических пакетов. В таком случае компания либо подбирает подходящего на эту роль профессионала, личный бренд которого соответствует ценностям и философии бренда, либо обращается к инструментам развития навыков личного брендинга для лидеров, взращивая подобные персоналии из числа собственных сотрудников. Добавим также, что найм такого сотрудника, который, как правило, занимает топ-менеджерскую позицию, обходится компании крайне дорого. В некоторых случаях придется предусмотреть расходы и на возмещение тех бонусов, которые профессионал мог бы получить, продолжая работать в прежней компании. Но и здесь есть свои преимущества! Вокруг профессионалов с сильным личным брендом неминуемо формируется собственный костяк лояльных заказчиков и клиентов, которые часто переходят на обслуживание к той компании, которую теперь представляет этот профессионал. Конечно, корпоративный мир не приветствует подобные миграции клиентов, но факт остается фактом – лучше держаться за собственного сотрудника, не давая конкурентам его «перекупить».
Наконец, личный бренд потребуется лидерам, работающим в качестве консультантов. Например: адвокатам, стилистам, продюсерам мероприятий, психологам, экспертам по организационному развитию. В таком случае информация, которую лидер распространяет среди целевых аудиторий, будет служить подкрепляющей мерой для принятия решения о начале или продолжении сотрудничества. При этом личный бренд выстраивается как на результатах работы и громких достижениях, так и на ценностях профессионала.
Идентификация сильных сторон и ценностей лидера
Естественным образом развитый личный бренд лидера работает как дополнительный медиаактив. Такие профессионалы часто становятся излюбленными экспертами для представителей средств массовой информации, так как они всегда с готовностью делятся компетентными мнениями по тем или иным вопросам, представляющим значение для общественности. В других случаях развитые навыки личного брендинга для лидеров приводят к тому, что и за пределами профессионального поля, человек часто появляется в газетных и ТВ-хрониках, фигурируя при этом как светский персонаж, любитель искусства или приверженец благотворительности. Если эта деятельность и поведение лидера соответствуют ценностям компании, то это работает в интересах бизнеса. Проблемы начинаются, когда публичные проявления лидера способны нанести угрозу репутации компании. И, к сожалению, сделать это гораздо проще, чем кажется.
Чтобы избежать неприятных инцидентов, рекомендуется прежде, чем направлять усилия на развитие личного бренда, оценить сильные и слабые стороны, а также провалы и подъемы, которые имели место в биографии в прошлом. В компаниях эти задачи возлагаются на PR-подразделения или пресс-секретарей, лидеры, работающие на себя, пользуются услугами сторонних консультантов или пробуют кристаллизовать и «упаковать» личный бренд самостоятельно. Здесь предостережем от ошибок: развитие навыков личного брендинга для лидеров – кропотливая и несиюминутная задача, а цена ошибки может быть слишком высока, поэтому доверять построение личного бренда стоит профессионалам в области связей с общественностью и массовых коммуникаций.
Дело в том, что слабые стороны, например, неумение звучать убедительно и уверенно при съемках в прямом эфире, не видны самому человеку, а открываются только при объективном взгляде со стороны. Выявить такие проблемы, предложить план по развитию или предусмотреть, как нивелировать пробелы, на первых порах поможет внешний консультант.
Онлайн и оффлайн: где и как строить свой личный бренд
Сегодня, когда интернет-среда стала неотъемлемой частью коммуникации, невозможно разделять онлайн и оффлайн позиционирование или предпочитать один канал продвижения личного бренда другому. Усилия стоит распределять равномерно, при этом позволяя одному каналу поддерживать другой. Расскажем, как это выглядит на практике:
- Итоги выступления с докладом на очной отраслевой конференции подводятся постом в личном аккаунте в социальной сети или на собственном сайте. Однако этот пост не стоит оформлять в виде отчета, который в репортажном режиме рассказывает о произошедшем событии и вашей роли в нем. Напротив, будет уместным предложить интернет-аудитории ознакомиться с выводами по результатам участия, сопроводив пост эксклюзивными материалами (текстом доклада, презентацией, другими выступлениями по теме) или видеороликом выступления, если это допускается организаторами.
- Во время выступления или общения с аудиторией не будет лишним рассказать о других исследованиях по теме доклада или материалах, которые заинтересуют слушателей, доступных на ваших интернет-площадках. Также не возбраняется предоставлять собравшимся ссылки или QR-коды на ваши аккаунты, где можно и найти озвученные материалы, и продолжить общение, а иногда и начать сотрудничество.
Таким образом, развитие навыков личного брендинга для лидеров требует как планирования участия в очных мероприятиях, так и планомерное поддержание в актуальном состоянии аккаунтов в социальных сетях. Конечно, же речь идет о профессиональной информации, которая поможет аудитории составить полное впечатление о ваших компетенциях, целях и ценностях, а не отвлеченных постах, повествующих об отдыхе и приятном времяпрепровождении. Добавим также, что достойное самопредставление в социальных сетях потребует понимания принципов сетевого взаимодействия: как создать и укрепить свой личный бренд. Другими словами, образ, для онлайн аудитории и посетителей очных мероприятиях должен быть идентичен и целостен.
Да и, к тому же неискренность и фальшь быстро распознаются целевой аудиторией, и это приводит к краху личного бренда и потере репутации, какой бы сильной она до этого ни была!
Измерение успеха: оценка эффективности личного бренда лидера
Грамотная оценка достижений по развитию навыков личного брендинга для лидеров возможна только при наличии четко поставленных в начале работы целей. Например, такими целями, которые впоследствии станут ключевыми показателями эффективности, могут быть:
- Рост количества подписчиков в социальных сетях.
- Увеличение количества заявок от потенциальных клиентов и покупателей, поступающих через аккаунты в социальных сетях и формы обратной связи на сайте.
- Удержание лояльных клиентов и рост количества повторных покупок товаров и услуг, увеличение клиентской базы.
- Рост узнаваемости и медиаиндекса, отражающего качество присутствия лидера в информационном поле.
- Увеличение количества приглашений к выступлению на профессиональных мероприятиях, а также участию на светских и публичных событиях, комментированию информации в СМИ.
Оценивайте достижения по каждому из релевантных параметров, изучая как качественные, так и количественные результаты.
И, наконец, ничто так не свидетельствует о высоком развитии навыков личного брендинга для лидеров, как появление уверенности и ясного понимания того, что будет способствовать укреплению профессиональной репутации, а что – разрушать ее. Такая позиция открывает путь к самостоятельности и делает доступной роль творца, где вы будете оставаться верным себе.