С каким источниками стресса сталкивается ваш ребенок
Принято считать, что со стрессом сталкиваются только взрослые люди – жители мегаполисов, профессионалы, строящие карьеры, и выполняющие обязательства перед партнером, детьми и другими членами семьи. Однако стресс не обходит стороной и самых юных членов общества – детей. Об источниках стресса, с которыми сталкиваются дети, и том, как уберечь ребенка от лишних переживаний, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Дети и стресс
Дети, как и взрослые, подвержены стрессу и болезненно переживают его. Вот только в силу возраста и меньшего жизненного опыта им труднее выразить чувства и понять происходящее. Впрочем, и не каждый взрослый умеет вовремя распознать стресс и начать с ним борьбу.
Дело в том, что стресс – это автоматическая реакция на сложные события, которая является нормальной и для взрослых, и для детей. И даже жизнь ребенка полна непредсказуемых вещей и событий, некоторых из которых вдохновляют и мотивируют, а другие – приносят с собой лишние тревоги и беспокойства.
Вот только проблема заключается в том, что дети и подростки вряд ли попросят родителей помочь справиться с воздействующими источниками стресса, тем более что по причине недостаточной информированности, они вряд ли осознают, что испытывают стресс.
Поэтому в силах родителей заметить неладное с ребенком и помочь ему сделать жизнь гармоничнее и сбалансированнее.
О чем вообще переживают дети
Источники стресса среди детей отличаются от тех, с которыми сталкиваются взрослые. Среди них, например:
- Нагрузка в школе: беспокойства перед экзаменами и тестами, сложность и объем домашних заданий, а также чрезмерные ожидания со стороны родителей и учителей.
- Чрезмерная занятость: перегруженность факультативами, спортивными секциями и другими занятиями, а также дефицит времени для восстановления сил, отдыха и сна. Отсутствие времени для игр и занятий любимыми делами также является источником стресса.
- Социальные взаимодействия: конфликты со сверстниками, насмешки и буллинг, давление и конкуренция при занятиях групповыми активностями.
- Семейные обстоятельства: частые конфликты родителей или их развод, переезд и смена окружения, переживание финансовых трудностей, с которыми сталкивается семья. Кроме того, стать источником стресса могут появление нового члена семьи или потеря близкого, а также домашних животных.
- Личные переживания и фобии: боязнь темноты или высоты, а также конкретных и вымышленных ситуаций.
- Состояние здоровья: наличие заболеваний, требующих лечения, физические травмы или ограниченные возможности в виду, например, инвалидности.
Усугубляет переживание стрессов и избыточное потребление информации – просмотр телепрограмм и часы, проведенные в интернете и за компьютерными играми.
Наконец, помните, что ребенок не живет в безвоздушной среде – он слышит, о чем говорят взрослые и чувствует напряжение внешней обстановки, поэтому глобальные проблемы также являются источником стресса для него.
Сложный возраст – любой. Для какого возраста ребенка какие переживания характерны
Разберемся в этапах взросления и характерных для них источниках стресса и переживаний:
- Младенцы – стресс возникает, если базовые потребности ребенка не удовлетворяются, либо он утрачивает чувство безопасности, например, даже при коротком отсутствии родителя.
- Дошкольники – стресс вызывают новые люди, непривычная социальная активность, например, посещение детского сада, кружков или секций. Кроме того, в 3-5 лет ребенок может переживать из-за угроз, в том числе и воображаемых, а также по причине завышенных ожиданий взрослых.
- Младший школьный возраст – первоклассники переживают из-за успехов, результатов и оценок, что только усугубляет появление новых обязанностей и необходимость придерживаться структурированного распорядка дня. Также ребенок может стремиться заслужить одобрение одноклассников и учителей, что также представляет собой дополнительный фактор давления.
- Подростки младшего возраста – ребенок встречается с проблемой обретения идентичности и самооценки, растет и социальное давление. Первые чувства и влюбленность представляют собой сложные и трудные для осмысления эмоции, которые также ставят под удар ментальную стабильность.
- Подростки – примерно до 18 лет ребенок переживает фазу активной самоидентификации – он пытается понять, кто он и чего хочет, требует этого и общество – на этот период приходится необходимость определения карьерного пути. Подростки также часто конфликтуют с родителями, что служит следствием в потребности независимости. Внутреннюю неопределенность только усугубляет тревога из-за будущего и предстоящей взрослой и самостоятельной жизни.
Когда источник стресса – родители. Не перегибаете ли вы?
Часто и сами родители становятся дополнительным источником стресса для ребенка. Например, детско-родительские отношения осложняются, когда мамы и папы ожидают слишком многого от детей, не предоставляя необходимой эмоциональной поддержки. В результате ребенок сталкивается с чувством одиночества и непонимания со стороны взрослых.
Такое происходит, когда родители стремятся воплотить собственные нереализованные мечты в детях, либо придерживаются слишком авторитарного и строгого стиля управления.
Не идут на пользу эмоциональному состоянию ребенка и частые конфликты в семье – ссоры между родителями и шумные выяснения отношений создают в доме напряженную атмосферу. И, конечно, если родители сами не в состоянии справляться с личными проблемами и стрессами, а также поддерживать ментальное благополучие, не научится этому и ребенок.
Помните, что для детей любого возраста крайне важно чувствовать поддержку и принятие взрослых, поэтому личные проблемы и неудовлетворение не стоит переносить на малышей. Стремитесь к тому, чтобы домашняя атмосфера отличалась теплом и комфортом – так, чтобы ребенок, приходящий домой, восстанавливался и на следующий день возвращаться к жизни и своим социальным обязательствам отдохнувшим.
Отсутствие работы и необходимости проводить большую часть дня в офисе не делают жизнь ребенка легче! Напротив, отсутствие базовых навыков саморегуляции и непонимание протекающих эмоциональных процессов путают и пугают ребенка. Обязанность же родителя – помочь малышу разобраться в основах эмоциональной жизни, создать крепкий и прочный фундамент, благодаря которому, взрослея, он будет раскрывать собственный потенциал и наслаждаться каждым днем.
Как стресс сказывается на ребенке
Дети переживают влияние источников стрессов несколько иначе чем взрослые. Расскажем о признаках, которые могут указывать на то, что ребенок нуждается в дополнительной эмоциональной поддержке:
- Частые эмоциональные вспышки и повышенная раздражительность, которые не всегда соответствуют реалиям текущей ситуации.
- Возникновение проблем со сном – трудности с засыпанием и впечатляющие кошмары.
- Стремление к изоляции – ребенок стремится больше времени проводить в одиночестве, избегая общения со сверстниками и семьей.
- Появление проблем с успеваемостью – ребенку становится сложнее сосредотачиваться во время уроков и выполнения домашних заданий, что сказывается на оценках. Кроме того, эмоциональная нестабильность приводит к ухудшению отношений с одноклассниками и учителями.
- Ухудшение дисциплины – ребенок начинает упрямиться, отказывается слушать родителей и выполнять их просьбы.
- Головные боли или боли в животе без видимых на то причин, а также изменение аппетита.
- Регресс к более ранним стадиям развития.
Добавим также, что признаки стресса различаются в зависимости от возраста и развитости навыков поддержания жизнестойкости в сложных ситуациях. Любое резкое и внезапное изменение в поведении ребенка может стать следствием того, что ребенку не удается самостоятельно справляться с давлением источников стресса.
Как помочь ребенку справиться с источниками стресса
Также как и из жизни взрослых полностью исключить источники стресса в жизни ребенка не удастся. Однако установление и соблюдение режима дня поможет ребенку увидеть структурированность даже при всей скорости жизненных изменений. Начните вырабатывать семейные привычки – отход ко сну в одно и то же время, совместные ужины или завтраки. Так ребенок получит островки стабильности и якоря, организующие жизнь.
Наконец, больше общайтесь с ребенком! Конечно, не стоит проводить официальные и формализованные детско-родительские беседы за большим столом. Выбирайте для этого совместные занятия, когда ребенок, отвлеченный на основной процесс, сможет поделиться сокровенным и рассказать о сложностях, с которыми он сталкивается.