Блог
06.11.2024

С каким источниками стресса сталкивается ваш ребенок

Принято считать, что со стрессом сталкиваются только взрослые люди – жители мегаполисов, профессионалы, строящие карьеры, и выполняющие обязательства перед партнером, детьми и другими членами семьи. Однако стресс не обходит стороной и самых юных членов общества – детей. Об источниках стресса, с которыми сталкиваются дети, и том, как уберечь ребенка от лишних переживаний, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Дети и стресс

Дети, как и взрослые, подвержены стрессу и болезненно переживают его. Вот только в силу возраста и меньшего жизненного опыта им труднее выразить чувства и понять происходящее. Впрочем, и не каждый взрослый умеет вовремя распознать стресс и начать с ним борьбу.

Дело в том, что стресс – это автоматическая реакция на сложные события, которая является нормальной и для взрослых, и для детей. И даже жизнь ребенка полна непредсказуемых вещей и событий, некоторых из которых вдохновляют и мотивируют, а другие – приносят с собой лишние тревоги и беспокойства.

Вот только проблема заключается в том, что дети и подростки вряд ли попросят родителей помочь справиться с воздействующими источниками стресса, тем более что по причине недостаточной информированности, они вряд ли осознают, что испытывают стресс.

Поэтому в силах родителей заметить неладное с ребенком и помочь ему сделать жизнь гармоничнее и сбалансированнее.

О чем вообще переживают дети

Источники стресса среди детей отличаются от тех, с которыми сталкиваются взрослые. Среди них, например:

  1. Нагрузка в школе: беспокойства перед экзаменами и тестами, сложность и объем домашних заданий, а также чрезмерные ожидания со стороны родителей и учителей.
  2. Чрезмерная занятость: перегруженность факультативами, спортивными секциями и другими занятиями, а также дефицит времени для восстановления сил, отдыха и сна. Отсутствие времени для игр и занятий любимыми делами также является источником стресса.
  3. Социальные взаимодействия: конфликты со сверстниками, насмешки и буллинг, давление и конкуренция при занятиях групповыми активностями.
  4. Семейные обстоятельства: частые конфликты родителей или их развод, переезд и смена окружения, переживание финансовых трудностей, с которыми сталкивается семья. Кроме того, стать источником стресса могут появление нового члена семьи или потеря близкого, а также домашних животных.
  5. Личные переживания и фобии: боязнь темноты или высоты, а также конкретных и вымышленных ситуаций.
  6. Состояние здоровья: наличие заболеваний, требующих лечения, физические травмы или ограниченные возможности в виду, например, инвалидности.

Усугубляет переживание стрессов и избыточное потребление информации – просмотр телепрограмм и часы, проведенные в интернете и за компьютерными играми.

Наконец, помните, что ребенок не живет в безвоздушной среде – он слышит, о чем говорят взрослые и чувствует напряжение внешней обстановки, поэтому глобальные проблемы также являются источником стресса для него.

Сложный возраст – любой. Для какого возраста ребенка какие переживания характерны

Разберемся в этапах взросления и характерных для них источниках стресса и переживаний:

  1. Младенцы – стресс возникает, если базовые потребности ребенка не удовлетворяются, либо он утрачивает чувство безопасности, например, даже при коротком отсутствии родителя.
  2. Дошкольники – стресс вызывают новые люди, непривычная социальная активность, например, посещение детского сада, кружков или секций. Кроме того, в 3-5 лет ребенок может переживать из-за угроз, в том числе и воображаемых, а также по причине завышенных ожиданий взрослых.
  3. Младший школьный возраст – первоклассники переживают из-за успехов, результатов и оценок, что только усугубляет появление новых обязанностей и необходимость придерживаться структурированного распорядка дня. Также ребенок может стремиться заслужить одобрение одноклассников и учителей, что также представляет собой дополнительный фактор давления.
  4. Подростки младшего возраста – ребенок встречается с проблемой обретения идентичности и самооценки, растет и социальное давление. Первые чувства и влюбленность представляют собой сложные и трудные для осмысления эмоции, которые также ставят под удар ментальную стабильность.
  5. Подростки – примерно до 18 лет ребенок переживает фазу активной самоидентификации – он пытается понять, кто он и чего хочет, требует этого и общество – на этот период приходится необходимость определения карьерного пути. Подростки также часто конфликтуют с родителями, что служит следствием в потребности независимости. Внутреннюю неопределенность только усугубляет тревога из-за будущего и предстоящей взрослой и самостоятельной жизни.

Когда источник стресса – родители. Не перегибаете ли вы?

Часто и сами родители становятся дополнительным источником стресса для ребенка. Например, детско-родительские отношения осложняются, когда мамы и папы ожидают слишком многого от детей, не предоставляя необходимой эмоциональной поддержки. В результате ребенок сталкивается с чувством одиночества и непонимания со стороны взрослых.

Такое происходит, когда родители стремятся воплотить собственные нереализованные мечты в детях, либо придерживаются слишком авторитарного и строгого стиля управления.

Не идут на пользу эмоциональному состоянию ребенка и частые конфликты в семье – ссоры между родителями и шумные выяснения отношений создают в доме напряженную атмосферу. И, конечно, если родители сами не в состоянии справляться с личными проблемами и стрессами, а также поддерживать ментальное благополучие, не научится этому и ребенок.

Помните, что для детей любого возраста крайне важно чувствовать поддержку и принятие взрослых, поэтому личные проблемы и неудовлетворение не стоит переносить на малышей. Стремитесь к тому, чтобы домашняя атмосфера отличалась теплом и комфортом – так, чтобы ребенок, приходящий домой, восстанавливался и на следующий день возвращаться к жизни и своим социальным обязательствам отдохнувшим.

Отсутствие работы и необходимости проводить большую часть дня в офисе не делают жизнь ребенка легче! Напротив, отсутствие базовых навыков саморегуляции и непонимание протекающих эмоциональных процессов путают и пугают ребенка. Обязанность же родителя – помочь малышу разобраться в основах эмоциональной жизни, создать крепкий и прочный фундамент, благодаря которому, взрослея, он будет раскрывать собственный потенциал и наслаждаться каждым днем.

Как стресс сказывается на ребенке

Дети переживают влияние источников стрессов несколько иначе чем взрослые. Расскажем о признаках, которые могут указывать на то, что ребенок нуждается в дополнительной эмоциональной поддержке:

  • Частые эмоциональные вспышки и повышенная раздражительность, которые не всегда соответствуют реалиям текущей ситуации.
  • Возникновение проблем со сном – трудности с засыпанием и впечатляющие кошмары.
  • Стремление к изоляции – ребенок стремится больше времени проводить в одиночестве, избегая общения со сверстниками и семьей.
  • Появление проблем с успеваемостью – ребенку становится сложнее сосредотачиваться во время уроков и выполнения домашних заданий, что сказывается на оценках. Кроме того, эмоциональная нестабильность приводит к ухудшению отношений с одноклассниками и учителями.
  • Ухудшение дисциплины – ребенок начинает упрямиться, отказывается слушать родителей и выполнять их просьбы.
  • Головные боли или боли в животе без видимых на то причин, а также изменение аппетита.
  • Регресс к более ранним стадиям развития.

Добавим также, что признаки стресса различаются в зависимости от возраста и развитости навыков поддержания жизнестойкости в сложных ситуациях. Любое резкое и внезапное изменение в поведении ребенка может стать следствием того, что ребенку не удается самостоятельно справляться с давлением источников стресса.

Как помочь ребенку справиться с источниками стресса

Также как и из жизни взрослых полностью исключить источники стресса в жизни ребенка не удастся. Однако установление и соблюдение режима дня поможет ребенку увидеть структурированность даже при всей скорости жизненных изменений. Начните вырабатывать семейные привычки – отход ко сну в одно и то же время, совместные ужины или завтраки. Так ребенок получит островки стабильности и якоря, организующие жизнь.

Наконец, больше общайтесь с ребенком! Конечно, не стоит проводить официальные и формализованные детско-родительские беседы за большим столом. Выбирайте для этого совместные занятия, когда ребенок, отвлеченный на основной процесс, сможет поделиться сокровенным и рассказать о сложностях, с которыми он сталкивается.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все