Блог
26.06.2024

Развитие soft skills – какие навыки помогут достигнуть успеха в карьере

В то время как профессиональные и технические навыки – hard skills – демонстрируют опыт и компетенции сотрудника, социальные навыки и личные черты – soft skills – дают представление о том, насколько продуктивно человек будет взаимодействовать, сотрудничать и выстраивать отношения с окружающими. Степень развития soft skills трудно оценить, исходя из строчек в резюме или самопрезентации кандидата, это познается в ходе непосредственного общения и совместной работы. Вместе с тем социальные навыки прямо влияют на успешность карьеры и скорость продвижения по карьерной лестнице. О том, какие из них представляют наибольшее значение, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

Как soft skills влияют на карьерный рост и успех

С учетом того, что soft skills помогают общаться и выстраивать деловые связи, это набор навыков для тех профессионалов, которые ежедневно взаимодействуют с клиентами, партнерами и другими релевантными для компании группами лиц. Благодаря ним сотрудник понимает собеседников, быстрее достигает договоренностей и выстраивает позитивное долгосрочное сотрудничество.

Впрочем, soft skills требуются и представителям других профессиональных сфер, ведь уровень владения ими указывает на способность к командной работе, что выражается, например, в умении предотвращать и управлять конфликтами.

Как правило, личности с развитыми социальными навыками располагают развитой сетью контактов, которые пригодятся не только на этапе поиска новой работы, но и при запуске новых проектов и партнерств. Кроме того, человек, активно общающийся с коллегами, работающими в других компаниях, не утрачивает собственной актуальности, всегда оставаясь в курсе последних тенденций, изменений и нововведений. Для бизнеса же это предстает в виде ощутимого преимущества – сотрудника, который владеет достаточной информацией и широтой видения для того, чтобы выступать с новыми инициативами и идеями. Воплощение же подобных предложений – шаг к сохранению конкурентоспособности и развитию компании.

Так как к soft skills относят умение управлять временем, способность грамотно расставлять приоритеты и достигать целей, владеющие ими сотрудники дисциплинированнее и результативнее. Такая организованность вызывает доверие работодателя, ведь сотрудник регулярно демонстрирует выполнение задач с высоким качеством и в срок.

Добавим, что с личностями с развитыми soft skills приятно работать – этих людей отличает позитивное мировоззрение, готовность к сотрудничеству и компромиссу, а также развитая эмпатия. Такие как они становятся столпами корпоративной культуры компании, укрепляя командный дух и сплоченность коллектива.

Наконец, уверенное владение soft skills – обязательное условие для руководящей должности. Управленцу важно выстраивать правильные и продуктивные отношения с коллективом, выражающиеся в том числе в:

  1. Ясной и конструктивной постановке задач, предоставлении обратной связи по ходу работы.
  2. Способности вдохновлять и мотивировать сотрудников, создавать атмосферу, в которой каждый будет чувствовать собственную ценность для коллектива.
  3. Принятии взвешенных решений, умении анализировать и структурировать сведения и факты, брать на себя ответственность в условиях неопределенности и дефицита информации.
  4. Управлении конфликтами и урегулировании разногласий как между сотрудниками, так и с партнерами, контрагентами, клиентами.
  5. Эмпатичном отношении к подчиненным и понимании потребностей других людей.
  6. Развитом эмоциональном интеллекте и способности управлять собственным состоянием, а также владении техниками саморегуляции.
  7. Готовности к изменениям и адаптации к новым вызовам, а также способностью поддерживать управляемость команды в этих условиях.
  8. Стрессоустойчивости и владении навыками саморегуляции в кризисных и нештатных ситуациях, а также поддержке сотрудников при их возникновении.

Как оценить и определить сильные и слабые стороны

Прежде чем начинать работу над развитием soft skills рекомендуется оценить текущую ситуацию и выявить слабые и сильные стороны. Для этого предлагается использовать ряд инструментов:

  • Самодиагностика – проанализируйте, что вам удается лучше всего, а что – требует совершенствования. Структурируйте собранный материал в виде SWOT-анализа, представляющего не только сильные и слабые стороны, но и возможности, а также угрозы, к которым такое положение вещей может привести.
  • Сбор обратной связи – поговорите с коллегами, друзьями и родственниками, спросив их об особенностях общения с вами. С учетом того, что иногда получение конструктивной обратной связи при очном разговоре затрудняется нежеланием звучать резко и страхом разрушения отношений, в компаниях часто практикуются опросы по методике 360 градусов. Этот подход предполагает анонимный сбор комментариев с тех людей, с которыми ежедневно взаимодействует сотрудник. Изучение результатов такого опроса дает ценную пищу для размышлений и определения плана самосовершенствования.
  • Прохождение тематических тестов – например, доступны тесты на уровень развития эмоционального интеллекта, способность понимать эмоции и управлять ими, степень владения коммуникативными навыками и ряд других.

Конечно, полное представление дают сессии с коучем, благодаря взаимодействию с которым, прямым и объективным вопросам, а также диалогам, человек знакомится с различными гранями собственной личности, открывая себя заново. Такое взаимодействие обнажит дефицитные области и поможет составить план по их ликвидации. Например, на сессиях может быть предложено проанализировать конкретные ситуации, имевшие место в прошлом, а также изучить какие навыки или их отсутствие привели к имеющемуся результату.

Кроме того, эксперт, наблюдая за поведением, ходом мышления и стилем общения клиента, составляет представление о нем самом. Это позволяет подбирать действенные техники и подходы для дальнейшей работы.

В результате совместной работы коуч и клиент определяют и формулируют цели, которые будут достижимы и измеримы, что дает возможность отслеживать прогресс и корректировать ежедневные практики и стратегии.

Роль обучения и тренингов в развитии soft skills

Сегодня представлено достаточно книг, пособий и других образовательных материалов, помогающих развить soft skills. Однако слепое изучение всех представленных на рынке продуктов вряд ли можно назвать продуктивной стратегией – велика вероятность, что речь будет идти не о тех инструментах, которые требуются в вашей ситуации, либо будут предлагаться не работающие для вас инструменты. Иными словами, чтобы дойти до желаемой цели предстоит потратить слишком много времени и финансов, но так и не получить ощутимого результата, который бы отразился на качестве жизни, в том числе и темпах карьерных повышений.

Стоит понимать, что исчерпывающий перечень soft skills, который коренным образом изменит ситуацию, складывается с учетом ряда факторов: специфики профессии и компании, а также личных целей.

В этой связи и исключительно после определения желаемого результата, рекомендуется рассмотреть вариант прохождения тематических тренингов, в рамках которых будут предложены не только теория, но и возможности для практической отработки нового материала. Ролевые игры, групповая работа, симуляции помогут отточить владение soft skills на примере реальных каждодневных ситуаций.

Кроме того, взаимодействие с другими участниками тренинга также скажется на результативности прохождения программы, что достигается за счет тренировки командной деятельности и сотрудничества.

Подобные тренинги доступны и в онлайн-формате, что повышает их доступность, делая процесс развития удобным и комфортным. Результативность тренингов гарантируется выверенной методологией их проведения, подразумевающей структурированность информации, а также включением проверенных работающих инструментов и понимания особенностей обучения взрослых.

Наконец, во время и после тренинга тренер предоставляет участникам обратную связь, которая помогает углубить свои знания о сильных и слабых сторонах, а также способствует дальнейшему развитию.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все