Развитие soft skills – какие навыки стоит освоить, чтобы преуспеть
Можно быть гением программирования, писать цепляющие внимание тексты или проектировать впечатляющие постройки, но котировки этих достижений стремительно падают, когда человек не способен работать с другими. Уровень квалификации и профессиональный опыт не гарантируют успеха, если человек не проявляет гибкости, увязает в пессимизме и с трудом признает ошибки. Речь идет о слаборазвитых soft skills или надпрофессиональных навыках, которые сегодня становятся определяющими для поиска новой работы или продвижения по карьерной лестнице. О супернавыках людей будущего и развитии софтскиллов, читайте в этой статье Академии социальных технологий.
Что такое soft skills
Развивать компетенции и прокачивать hard skills, требующиеся для выполнения производственных задач, недостаточно для того, чтобы преуспевать в профессии. Для ритмичного продвижения по карьерной лестнице потребуются развитые soft skills – личные качества, социальные способности и навыки, влияющие на качество работы, степень взаимодействия с окружающими, а также определяющие то, как человек решает проблемы и управляет собственной продуктивностью. Парадоксально, но эти навыки, которые до последнего времени не считались обязательными, непосредственно влияют на производительность. Soft skills не являются обязательными дисциплинами в вузах, но при отборе новых кандидатов или ротации кадров, HR-службы неизменно оценивают такие личностные качества, как способность коммуницировать с другими – клиентами и коллегами, гибкость, креативность и целый ряд других. Дело в том, что, если блестящий, гениальный специалист не способен управлять временем и поддерживать доброжелательные отношения с коллегами, то маловероятно, что он принесет качественный результат работодателю. Да, задачи, конечно, будут выполнены, но какой ценой… Таким образом, развитие soft skills становится не менее важной составляющей профессионального развития, чем регулярное повышение квалификации.
Какие навыки относятся к гибким навыкам:
- Навыки межличностного общения, слушания и ведения переговоров. Эффективная коммуникация важна для построения прочных и доверительных отношений с коллегами, клиентами и партнерами. При этом она не ограничивается только передачей точных и емких сообщений, но и предполагает умение понимать потребности других. Добавим, что умение общаться стоит развивать во всех направлениях: в письменной и устной коммуникации, невербальных проявлениях, публичных выступлениях и др.
- Умение управлять временем. Тайм-менеджмент включает в себя навыки планирования, постановки целей и расстановки приоритетов, а также распределения времени между видами деятельности и, если того требует ситуация, делегирования задач. Это требует дисциплины и умения не отвлекаться на внешние факторы. Кроме того, способность управлять временем гарантирует стабильный эмоциональный фон, так как человек, владеющий тайм-менеджментом избегает стресса и беспокойств, связанных со срывом сроков и необходимостью работать в условиях спешки.
- Способность к командной работе. Большие проекты реализуются только сильными командами, для которых характерен высокий уровень сотрудничества и информационной открытости. Люди, способные сотрудничать с другими, с большей вероятностью будут делиться с другими идеями, участвовать в групповых обсуждениях и выступать с инициативами по совершенствованию бизнес-процессов. Кстати, взаимодействие с коллегами, нацеленными на командную работу, благоприятно влияет на эмоциональное состояние сотрудников – позитивная атмосфера в коллективе повышает уровень удовлетворенности.
- Умение разрешать конфликтные ситуации и не допускать их появления. По мере того, как команда преодолевает препятствия, не исключены конфликты и недомолвки, вызванные несогласованностью идей и недопониманием. Разрешить подобные ситуации поможет конструктивное общение, требующее развитых коммуникативных навыков, активного слушания, эмпатии, умения вести переговоры и сотрудничать. Главное в управлении конфликтом – найти общие цели и интересы, что поможет создать основу для продолжения диалога.
- Креативное и творческое мышление. Способность нестандартно мыслить и предлагать новые идеи важна для эффективного решения стоящих проблем и адекватного ответа на вызовы. И люди, которые умеют оценивать ситуации с нового ракурса, недоступного для других, неизменно обогащают команды.
- Гибкость. Этот навык гарантирует то, что вы будете готовы к изменению ситуации, какой бы драматической эта трансформация ни была. Гибких людей, как правило, характеризуют устойчивость, жизнестойкость и позитивное мышление, помогающие с честью преодолевать даже сложные невзгоды.
- Лидерство. Сильный лидер способен вдохновить команду, сформулировать четкое видение цели и грамотно распределить задачи для ее достижения. Что еще важнее – отличные лидеры умеют мотивировать команды и поддерживать вовлеченность, требующиеся для качественной и своевременно выполненной работы. Сегодня, когда все более востребованной становится модель командного лидерства, этот навык требуется не только руководителям, но и тем инициативным членам команды, которые готовы брать на себя ответственность и стремятся к карьерному росту.
- Навыки решения проблем. Люди, которые умеют эффективно решать проблемы, находят альтернативные, взвешанные и обоснованные решения. Способность анализировать ситуацию и составлять из частностей исчерпывающую картину положения дел помогают определить вектор и программу действий, которые были бы адекватны сложившейся ситуации. К этой группе навыков также относят: критическое и стратегическое мышление, аналитический склад ума.
- Эмоциональный интеллект. Человек, который способен распознавать и понимать собственные эмоции, намерения и желания, а также то, что испытывают другие, с большим успехом решает поставленные задачи. Развитый эмоциональный интеллект помогает с изяществом реагировать на изменяющиеся обстоятельства, а также поддерживать плодотворные связи с окружающими. Сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом дают конструктивную обратную связь и сами с готовностью предоставляют ее.
Перечень soft skills охватывает все стороны социальных взаимодействий, в которые вовлечен человек, они также касаются паттернов мышления и работы с информацией, поступаемой извне, что делает эти навыки важными для представителей любых профессий. Конечно, на первом месте здесь те специалисты, деятельность которых связана с общением, например: руководители, менеджеры по продажам, PR-менеджеры. Однако развитие автоматизации и искусственного интеллекта, скорее всего, приведут к тому, что профессионалы, владеющие исключительно hard skills окажутся невостребованными. А на рабочих местах как никогда будут требоваться умение работать в командах, способность выстраивать грамотную коммуникацию и воспринимать новые сведения с позиции критического мышления.
Чем отличаются soft skills и hard skills
Hard skills – технические навыки, набор которых определяется требованиями к должности, в то время как soft skills – это общие характеристики, относящиеся к чертам личности. Отметим, что hard skills – это приобретенные в процессе жизни знания, а объем soft skills – зависит от типа личности, что, тем не менее, не исключает того, что и эти навыки поддаются тренировкам. Некоторые из soft skills важны для любых категорий сотрудников, независимо от профессионального поля, должности или опыта. Hard skills развиваются с помощью программ повышения квалификации и непосредственно на рабочем месте – они совершенствуются с опытом. Оценить эти навыки легко с помощью резюме, портфолио, тестовых заданий, вопросов на интервью, а вот представление об уровне развития soft skills удастся составить, только пообщавшись с человеком. При этом используются ситуационные и поведенческие вопросы, а также тесты для оценки soft skills.
Развитые soft skills помогут:
- Плодотворно общаться с другими людьми, как в письменной, так и в устной форме.
- Работать в команде для достижения общих целей.
- Анализировать ситуацию и решать проблемы творческим путем.
- Мыслить критически, логически оценивая поступающую информацию.
- Планировать и организовывать личное и рабочее время.
- Понимать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциями других.
Признаки того, что настало время работать над развитием soft skills
- Неспособность вдохновлять и мотивировать других, а также давать четкие указания, говорящие о необходимости прокачки лидерских навыков.
- Регулярное несоблюдение сроков и работа в режиме аврала – дефицит навыков тайм-менеджмента.
- Сопротивление изменениям и сложности в адаптации к новым условиям – потребность в развитии гибкости.
- Частые конфликты и сложности в разрешении споров – необходимость совершенствования в умении разрешать конфликты и вести переговоры.
- Сложности в понимании коллег – неразвитые эмоциональный интеллект и эмпатия.
- Слабый нетворкинг, неумение выстраивать крепкие деловые отношения – проблемы в коммуникативной сфере и межличностном общении.
- Трудности при анализе сложных проблем, неспособность предлагать творческие решения и находить обоснованные решения – потребность в развитии навыков решения проблем.
Как развить soft skills
Всем нам есть куда расти – дело в том, что soft skills гораздо сложнее освоить, чем hard skills, их также гораздо сложнее измерить и оценить.
Попробуйте также воспользоваться следующим стратегиями, которые помогут увидеть прогресс:
- Определите приоритетные навыки для развития. У каждого есть сильные и слабые стороны, поэтому первый шаг заключается в расстановке приоритетов. Потратьте некоторое время на анализ того, что считаете сильными сторонами, а также определите области, в которых требуется совершенствоваться. Сопоставьте полученный список с навыками, которые представляют первоочередную необходимость для карьеры. Определите препятствия, с которыми вы, вероятно, столкнетесь в процессе работы над собой. Признав барьеры, вы поймете, что мешало в прошлом достигать целей и стратегически подходить к их решению в будущем.
- Запросите обратную связь. Сложно самому себя оценивать, поэтому попросите друзей и родственников поделиться мнением о ваших сильных и слабых сторонах. Предложите рассказать о конкретных примерах, когда вы хорошо проявляли soft skills, а когда – нет. Это поможет выявить слепые пятна и составить объективную картину.
- Выйдите из зоны комфорта. Конечно, легко демонстрировать soft skills, находясь в кругу друзей и близких, но в неестественной обстановке это сделать гораздо тяжелее. Особенно трудной эта задача покажется интровертам, но ведь желание развить soft skills сильнее сиюминутного дискомфорта, верно?
- Будьте внимательны к себе и уделяйте время рефлексии. Насыщенный график дня не оставляет шансов притормозить и проанализировать собственные мысли и действия, однако в таких наблюдениях кроется ценнейшая для личностного роста информация, которая поможет скорректировать поведение и продвинуться в освоении soft skills.
- Учитесь активному слушанию. Умение слушать – палочка-выручалочка для ряда надпрофессиональных навыков, которая помогает понять точку зрения другого и выстроить основу для продолжения совместного диалога. Чтобы стать лучшим слушателем, попробуйте перефразировать и задавать вопросы о том, что было сказано, демонстрируя интерес и сосредоточенность. Кроме того, дополнительные вопросы помогут разобраться в деталях ситуации, в которой оказался собеседник. И, конечно, не перебивайте собеседника, проявляя уважение к говорящему и позволяя ему закончить мысль.
- Общайтесь чаще. Способность коммуницировать нарабатывается, как мышца – чем чаще человек общается, тем более сильным коммуникатором становится. Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь – общайтесь с коллегами, друзьями и близкими, находите новые знакомства, вступите в книжный клуб или другое сообщество, предполагающее обмен мнениями, – подойдет любой из комфортных и доступных вариантов. Во время общения старайтесь устанавливать зрительный контакт и поддерживать дружелюбную обстановку, в том числе с использованием языка тела. Даже, если вокруг бушуют отвлекающие факторы, уделяйте 100 внимания собеседнику. И навсегда забудьте о гаджетах и уведомлениях в мессенджерах, общаясь с другим человеком! Не менее важно развивать навыки письма и публичных выступлений – это поможет корректно и без искажений доносить идеи, а также выражать себя. Стремитесь к тому, чтобы вас понимали, для этого придерживайтесь конструктивной позиции и не уводите тему разговора в сторону.
- Укрепляйте межличностные отношения, стараясь наладить социальные связи с друзьями, коллегами и руководством, партнерами и клиентами. Будьте дружелюбны и избегайте сплетен – такие разговоры часто воспринимаются как грубость и говорят о недостатке воспитания. Почаще общайтесь с коллегами из других организаций: расскажите о том, чем занимаетесь, и спросите об их работе; обменяйтесь контактами и поддерживайте связи. Для таких новых знакомств отлично подойдут отраслевые конференции, выставки и образовательные программы.
- Демонстрируйте энтузиазм к работе. Проявляйте ответственность и энтузиазм по отношению к должностным обязанностям, завершая работу до напоминания руководителя, а, если остается свободное время, смело предлагайте помощь коллегам. Подключайтесь к задачам, не дожидаясь поручений, еще лучше, если это будут новые вызовы, которые позволят развить hard skills и проявить себя в новом ключе.
- Улучшайте навыки решения проблем. Столкнувшись со сложностями, сосредоточьтесь на поиске решения, сохраняя непредвзятость и объективность. Попробуйте стимулировать мозг к поиску творческих решений, задавая себе вопросы, начинающиеся со слов: «А что, если…».
Сделать работу над развитием soft skills образом жизни
Тем, кто нацелен развить soft skills, важно создать вокруг себя соответствующую среду, которая помогала бы развивать соответствующие навыки и стимулировала их применение на практике. Например, для тем, кто заинтересован в улучшении навыков публичных выступлений, стоит искать возможности для их прокачки: выступать в качестве докладчика на конференциях и семинарах, в инициативном порядке представлять новые проекты и продукты руководству и партнерам.
Не менее важно ставить перед собой реалистичные цели, поэтому убедитесь в том, что план развития соответствует требованиям SMART – конкретность, измеримость, достижимость, значение и ограниченность по времени. Такой подход поможет сконцентрировать усилия на том, что действительно представляет значение.
Если же развитие soft skills в самостоятельном режиме дается нелегко, задумайтесь об обращении коучу или наставнику – эксперту, который поможет наметить жизнеспособный план действий, выявить ограничивающие факторы и будет сопровождать на пути перемен. Дело в том, что развитие soft skills неминуемо приводит к изменению личностных черт, а это значит, что не стоит ждать сиюминутной трансформации. Кроме того, регулярный контакт с человеком, который готов делиться знаниями, опытом и мудростью, поддержит мотивацию и интерес к работе над собой. Этот процесс потребует постоянства и приверженности – даже сильные качества со временем ослабевают, поэтому устойчивый прогресс достигается только при комплексном подходе, предполагающем совершенствование во всех жизненных сферах.
И это выбор, который стоит сделать сегодня, ведь наличие развитых soft skills уже стало обязательным условием для успешной карьеры, а те люди, которые владеют надпрофессиональными навыками, получают все больше преимуществ перед коллегами. Уже недостаточно только владеть профессиональными навыками, не развивая способностей к межличностному общению и построению отношений, помогающих выстраивать сильные социальные связи, гарантирующие плодотворное сотрудничество.