Развитие ключевых сотрудников – взгляд коуча
Ключевые сотрудники – важный для компании актив, работа которого неизменно приводит к высокому результату. Однако весомый опыт, сильные hard и soft skills и в этом случае не оставляют предела для совершенства – даже звездам бизнеса требуется расти. О том, как развивать ключевых сотрудников и почему нет однозначного ответа на вопрос о том, как правильно повышать топ-менеджмент рассказала эксперт кафедры «Коучинг» Елена Матвеева.
Зачем развивать ключевых сотрудников
В начале статьи предлагаю разобраться в следующих вопросах, связанных с развитием ценных кадров:
- Какие плюсы и перспективы это дает компании и команде.
- Какие риски и возможные проблемы обостряет игнорирование этой темы.
Итак, начнем с рисков. Компания иногда сталкивается со следующими потерями:
- Риск увольнения ценного члена команды, решившего перейти в другую компанию, в другое подразделение или на другую роль.
- За потерей таких кадров часто следует потеря опыта и знаний, которые критически важны для бизнес-результатов и качества финального продукта или услуги.
- И отсюда вытекает дополнительный риск – потеря времени и ресурсов: отсутствие замены, задержки в работе и выделение дополнительных ресурсов на поиск нужного человека.
Человек же, не видя пространства для развития, чувствует, что уперся в «потолок» навыков или в личный «потолок», связанный с умением взаимодействовать с другими людьми или обусловленный личным опытом. И в итоге теряет мотивацию к работе.
Теперь поговорим о плюсах, которые дает развитие ключевых сотрудников и перспективах, появляющихся, если компания и менеджмент компании инвестируют в это направление время и ресурсы:
- Профилактика текучести кадров, удержание талантов.
- Создание резерва, человеческого капитала для ключевых должностей.
- Поддержание мотивации и вовлеченности, условия для того, чтобы точечно влиять на мотивацию конкретного человека и конкретных людей.
- Повышение профессиональных навыков и компетенций, а также hard skills и интеллектуального капитала компании и команд.
- Отдельным пунктом предлагаю выделить улучшение межличностного взаимодействия, взаимопонимания и качества общения – это часто называют эмоциональным интеллектом или soft skills.
Как распознать ключевого сотрудника
Таких сотрудников, как правило, отличает:
- Совпадение на уровне ценностей, приверженности компании и продукту. Люди разделяют ценности компании, встраиваются в культуру и атмосферу организации, невзирая на роли и выполняемые задачи. Добавлю, что совпадение на уровне ценностей – неизменная база, которая способна поддержать и «соединить» менеджера и компанию, даже когда меняются руководитель, роль или функция.
- Выстраивание отношений (soft skills) с руководителем и коллегами. Сотрудник способен находить точки соприкосновения, выстраивать диалог, обсуждать и решать конфликтные ситуации. Я поставила этот пункт перед экспертизой, так как считаю, что экспертиза встраивается в отношения при взаимодействии. И, если опираться только на экспертизу, то однажды проблемы в социальных связях с другими дадут о себе знать. И одной экспертизой это будет поправить сложно!
- Экспертиза (hard skills) – способность хорошо выполнять работу. Такие сотрудники высококомпетентны, стремятся повышать квалификацию и интересуются индустрией.
Кроме того, ключевым сотрудником становится и тот человек, который занимает важную для компании роль, влияющую на бизнес-процессы и результаты. Несмотря на то, что здесь статус не привязан к конкретной личности, в таких случаях также потребуется сконцентрироваться на удержании и поддержании мотивации, не забывая и о преемственности – создании резервов и подготовке других, подходящих на эту роль кандидатов.
Наконец, ценные кадры – это категория не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Поэтому стоит направлять долгосрочные усилия и на тех, кто пока еще только расширяет экспертизу и набирает потенциал. Среди них, например, начинающие эксперты или руководители, которые:
- совпадают с компанией по ценностям;
- способны выстраивать отношения;
- стремятся к профессиональному росту.
Вкладываясь в эту деятельность, компания создает долгосрочную опору для бизнеса.
Чего ждут от топового руководителя
Топ-менеджеры неизменно получают статус ключевых сотрудников, но, как уже отмечалось выше, только топ-менеджерами этот список не ограничивается. Каждая команда – отдельная рабочая единица с собственной рабочей задачей, которая спускается сверху и детализируется до уровня отдельного подразделения. В таком случае на уровне отдела или департамента тоже работают ключевые сотрудники, только с собственными ролями и функционалом.
При этом ожидания и подходы к тем, кто занимает линейную и руководящую должность, будут отличаться. У топов, как правило, большее значение носит совпадение или несовпадение на уровне ценностей – это добавляет автономности за счет присутствия опоры в виде общих ценностей и видения. Кроме того, руководители больше размышляют о миссии и мотивации, а также о смыслах.
Для топ-менеджера важен развитый эмоциональный интеллект и soft skills. Людям на таких позициях нужно много коммуницировать с другими, понимать себя и других людей, нести большую ответственность, в том числе и связанную с рисками в ситуациях неопределенности.
В части же линейных менеджеров – фокус больше на владении hard skills и непосредственно профессиональной экспертизой. Конечно, значение hard skills для топ-менеджеров умалять не стоит – недостаточное владение профессиональными тонкостями иногда приводит к фатальным ошибкам.
Отмечу, что выше перечислены общие тенденции. Ситуация в конкретной компании и команде определяется атмосферой, ролями, а также закрепленными за ними задачами, полномочиями и границами.
Как развивать ключевых сотрудников
С точки зрения школы психоаналитического коучинга, которую я представляю, развитие таких сотрудников происходит в следующих областях:
- Ценностный и мотивационный уровень.
- Выстраивание отношений (soft skills).
- Экспертиза (hard skills).
Расскажу подробнее о каждой из них.
Ценностный и мотивационный уровень
Здесь организуются стратегические сессии и встречи, на которых обсуждаются миссия и ценности в привязке к конкретным рабочим задачам конкретного подразделения. Как правило, на этом этапе важно ответить на вопросы:
- Зачем это делать.
- Какова миссия и главная задача компании.
В дополнение к этому:
- Определяются задачи команды и членов команды исходя из миссии и главной задачи компании.
- Обсуждается влияние работы сотрудника на общий результат.
- Определяется ценность работы сотрудника для бизнеса.
Хороший способ работы с ценностями и мотивацией – это регулярное общение с подчиненными, например, в формате периодических one-to-one встреч и обсуждения волнующих сотрудника вопросов: цели; что важно для выполнения рабочих задач; изменения, которые обращают на себя внимание и требуют дополнительных ресурсов или поддержки, чтобы с ними справиться.
Такие встречи ключевому сотруднику дают поддержку, а руководителю – понимание потребности подчиненного в дополнительных ресурсах. В итоге сотрудник обретает большее понимание себя и задач, а за счет увеличения «площади соприкосновения» с руководителем растет чувство сопричастности компании и осознание того, как действия ключевого сотрудника встраиваются в глобальный контекст бизнеса и работу команды. Кроме того, это общение становится сильной опорой в поддержании мотивации.
С психоаналитической точки зрения это объясняется тем, что фигура начальника иногда бессознательно воспринимается в качестве родительской – на неё переносятся желания, а также потребность в безопасности и определенности. Конечно, чрезмерный поиск родительской фигуры отрицательно влияет на работу, слишком сильно смешивая личное и профессиональное. Но, когда речь идет о человеке, который справляется с работой, то эти встречи становятся сильным развивающим инструментом. Приведу пример: когда ребенок видит, что мама рядом, и чувствует безопасность, то спокойно возвращается к игре, а взрослый – к делу.
Для топ-менеджера, где выше никого нет, местом для рефлексии и самоподдержки выступает пространство сессии с психоаналитическим коучем, где уместно поговорить и о том, что волнует, и о происходящем на работе. Конечно, чтобы такой диалог состоялся, коуч неукоснительно соблюдает правила конфиденциальности.
Кроме того, формат психоаналитического коучинга подходит для:
- исследования глубинной мотивации;
- поиска личных смыслов и определения процессов, которые вызывают драйв.
Взаимодействие с коучем помогает лучше узнать себя и природу мотивации, придать смысл работе или расширить количество точек соприкосновения индивидуального смысла с компанией и командой.
Каждая компания выбирает собственный путь – приглашение коуча для точечного консультирования одного или нескольких представителей коллектива или команды коучей для работы с группой, либо рассказ о ценности такой работы и предложение принять самостоятельное решение. Иногда и сами сотрудники в индивидуальном порядке начинают сессии с психоаналитическим коучем.
Повышения и другие преференции также можно использовать для повышения мотивации, но в качестве временной меры. Основа в виде ценностного и мотивационного совпадения окажет большее влияние, нежели повышения и бонусы.
Выстраивание отношений – soft skills
Сегодня доступно сотни программ по soft skills и эмоциональному интеллекту.
Вот только часто навыки, которые предусматривают «коробочные» программы, не учитывают атмосферу компании и коллектива, присущие паттерны взаимодействия и личную историю членов команды.
Поэтому перед запуском программ, направленных на проработку soft skills, важно исследовать следующее:
- Как сотрудник взаимодействует с окружающими.
- Наличие повторяющихся ситуаций или сложностей в этом взаимодействии.
- Нюансы в выстраивании диалога с коллегами и с руководителем.
- Поведение в конфликтных ситуациях, какую позицию занимает сотрудник и что делает.
- Влияние личной истории на деловые связи.
И главное – влияние стратегий поведения на результативность. На уровне эксперта или специалиста это влияние не столь велико, а вот для руководителя и топ-менеджера личная история и способы выстраивать отношения воздействуют и на компанию, и на выполнение или невыполнение задачи компанией и отдельными коллективами.
Исследовать паттерны взаимодействия и выстраивания социальных связей, а также влияние прошлого опыта на результативность, равно как и сделать так, чтобы это влияние было больше положительным, нежели отрицательным, можно на сессиях с психоаналитическим коучем.
Экспертиза – hard skills
Для укрепления экспертизы используются три инструмента:
А) Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные обучающие программы. Для организации такой программы потребуется дополнительно выделять временные и материальные ресурсы, которыми не всегда располагает и работодатель, и сам сотрудник.
В случаях, когда временные и материальные ресурсы ограничены, доступны другие варианты:
Б) Новые проекты с профессиональным вызовом – как быстрый и легкий способ развития. Считается, что для роста ключевых сотрудников требуются специальные действия или большие ресурсы. Но отсутствие «быстрого» решения, которое легко реализовать, приводит к тому, что развитие откладывается или даже не начинается.
Поэтому, конечно, важно думать о дополнительных вариантах развития сотрудников, и в то же время стараться запускать и продолжать развитие в повседневном фоновом режиме, а не только как специально организованный проект.
Другими словами, в качестве решения для роста «здесь и сейчас» можно давать поручения, представляющие вызов, с небольшой или ближе к средней долей неизвестного и сложного. Соприкосновение со сложным и неизвестным будет само собой стимулировать накопление экспертизы и навыков взаимодействия.
Здесь отмечу, что психоаналитический коучинг помогает исследовать себя, личную историю и ее влияние на работу, мотивы и способы выстраивания отношений, но не передает экспертизу.
В) Поэтому лучшим решением для развития hard skills будет менторинг как способ перенять экспертизу ментора. Подойдет этот инструмент и для soft skills, если менти будет опираться на опыт ментора в решении сложных ситуаций и выстраивании деловых отношений.
На что обратить внимание, развивая ключевых сотрудников
Как я уже писала выше, сегодня доступно достаточное количество грамотных образовательных программ для прокачки экспертизы и hard skills, которые построены с учетом профессиональной области и особенностей индустрии.
Эти образовательные программы всегда проходит определенный человек со личной историей и особенностями взаимодействия. Для меня в ответе на этот вопрос важно, насколько это обучение с содержательной точки зрения ложится на личную историю и на уровень сотрудника. Поэтому начиная программу, изучите:
- Насколько он способен воспринять эти знания и использовать их.
- Соответствует ли программа масштабу личности – не слишком ли она сложна или легка.
- Какова аудитория программы, будет ли полезным взаимодействие с партнерами по курсу, просматриваются ли общие ценности.
Определитесь и с целеполаганием:
- Для чего сотрудника отправляют на обучение.
- Для чего он сам хочет обучаться.
- Почему это важно сделать сейчас.
- Какую задачу обучение на самом деле решает.
- Действительно ли обучение поможет (если известна первичная задача и потребность).
О собственном опыте работы над проектами по развитию ключевых сотрудников
Да, регулярно работаю в таких проектах в рамках организационного консультирования и провожу индивидуальные коучинговые сессии в психоаналитически-ориентированном подходе. Чаще всего работаем с группой коллег – размер группы определяет количество человек, для которых проводится коучинг. Другой формат – индивидуальная работа с личностями, которые обращаются к психоаналитическому коучу сами, а не от компании.
В корпоративном мире, как правило, взаимодействие начинается с общения с представителями компании – в идеале, если на этих встречах присутствует руководитель команды или топ-менеджер. На этой установочной встрече выясняю запрос, уточняю сложившуюся ситуацию и выясняю обстоятельства, обозначившие потребность в обращении за коучинговой поддержкой. Конечно, обсуждается и желаемый результат.
Затем – встречи с сотрудниками, на которых исследуется соотнесенность индивидуального запроса и запроса компании, возможные причины сложившейся ситуации. После этого этапа формируем рабочую записку с возможными гипотезами и причинами, рекомендациями по корректировке, а также обсуждаем результаты на встрече.
Иногда после установочной встречи проводится работа не только с отдельными членами команды, но и с командой в формате группового или командного коучинга. В таком формате, например, использую инструменты ведущей бизнес-школы INSEAD «Автопортрет» и Leadership Challenge, которые позволяют исследовать мотивацию и влияние личной истории на работу и рабочий запрос, а также сфокусировано исследовать важную для себя рабочую задачу, которая представляет вызов, важна для развития и продвижения и вызывает большой интерес и желание одновременно со страхом и опасениями.