Как повышать квалификацию сотрудников
Программы повышения квалификации сотрудников требуются для того, чтобы совершенствовать профессиональные навыки и знания персонала. Они проводятся под эгидой стратегических планов по управлению и развитию персонала, а также приводят к достижению целей, которые ставит перед собой бизнес. Читайте о том, как организовать непрерывное повышение квалификации сотрудников и можно ли использовать для этого стажировку и менторинг, в новой статье Академии социальных технологий.
Зачем инвестировать в повышение квалификации сотрудников
Развитие персонала – важнейший элемент стратегии развития бизнеса. Сегодня технологии и методы работы неустанно эволюционируют, изменяется и внешняя среда, становясь сложнее и технологизированнее, поэтому высококвалифицированный персонал не только конкурентное преимущество, но и условие для поддержания жизнеспособности компании. Благодаря этому организация остается в курсе последних технологий, тенденций и практик, закрепляя за собой конкурентоспособный статус. Наличие востребованных рынком компетенций помогает быстрее адаптироваться к изменениям и сохранять актуальность.
Но и не только! Повышение квалификации сотрудников дает следующие преимущества:
- Рост производительности персонала – сотрудники с востребованными компетенциями, навыками и знаниями способны с большей продуктивностью и меньшими издержками выполнять функциональные обязанности.
- Увеличение количества инновационных решений, улучшение качества продуктов и услуг – подготовленные сотрудники чаще выступают с прогрессивными идеями, предлагают образы нововведений или улучшают действующие бизнес-процессы.
- Снижение показателя текучести кадров – работодатель, который заботится о профессиональном и личностном развитии сотрудника, получает приверженный и лояльный персонал. Такие люди с меньшей вероятностью задумаются о смене рабочего места, а значит, уберегут компанию от дополнительных расходов на поиск, найм и адаптацию нового персонала.
- Приведение компании в соответствие действующему законодательству и другим нормативным требованиям – подготовка сотрудников к работе с учетом актуальных требований помогает компании избежать штрафов, правовых и репутационных рисков.
- Укрепление корпоративной культуры – усилия по развитию персонала приводят к установлению в коллективе атмосферы непрерывного совершенствования. Сотрудники не только совершенствуются в профессионализме, но и предлагают варианты развития для компании, которые не исключено, что выльются в конкретные финансовые показатели и выгоду.
- Привлечение и удержание талантов – возможности для развития – важный фактор и преимущество для сильных сотрудников при трудоустройстве, впоследствии такие кадры решаются остаться в компании и развиваться вместе с ней.
Благодаря планомерной и системной деятельности по повышению квалификации сотрудников, компания продвигается по пути устойчивого развития, сохраняет конкурентоспособность и перспективы долгосрочного успеха. Однако программы развития персонала докажут действенность только в случае, если топ-менеджмент компании признает эту задачу в качестве приоритета, который требует неустанного внимания.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации сотрудников – это системный процесс, направленный на обновление и расширение знаний, навыков и компетенций персонала компании. Как правило, проходит в формате очных и онлайн тренингов, курсов и других мероприятий, на которых подается как теоретические материалы, так и отрабатываются новые знания.
Добавим также, что в последнее время компании используют инструменты менторства и наставничества, в рамках которых опытные сотрудники делятся знаниями и опытом с коллегами, нуждающимися в прокачке навыков. В результате этого взаимодействия человек быстрее осваивает и начинает применять на практике новые компетенции.
Кроме того, применяется и такой формат как стажировки и обмен опытом – сотрудники на время передислоцируются в другие подразделения компании, чтобы дополнить представление о выполняемых бизнес-процессах.
Стоит также отметить, что с развитием интернет-технологий повышение квалификации сотрудников стало повсеместно доступным. Онлайн-обучение – вебинары, курсы, мобильные приложения – предоставляют возможность гибко организовать образовательный процесс, для участия в котором сотрудникам не придется отрываться от рабочего процесса.
Для запуска программ компания использует собственные ресурсы, например, в лице внутренних тренеров или корпоративных университетов или привлекает сторонних провайдеров.
Как организовать повышение квалификации в компании
Организация повышения квалификации сотрудников требует тщательного планирования и подготовки. Для начала предстоит оценить потребности компании в новых компетенциях, проведя анализ текущих знаний. Для этого используются опросы, интервью – как самих сотрудников, так и их непосредственных руководителей, а также анализ продуктивности использования рабочего времени.
Далее, с учетом стратегических планов компании определяются навыки и знания, которые понадобятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, выявляются уже наметившиеся дефициты компетенций, которые не дают компании преуспеть.
Помимо этого, для составления программ повышения квалификации используются индивидуальные планы развития сотрудников.
В итоге в основу годовых планов по подготовке сотрудников ложатся следующие сведения: требующиеся для освоения области знания, места и сроки прохождения обучения, обоснование целесообразности и ожидаемые результаты. Такая проработка, масштабированная до уровня команд, отделов, подразделений и филиалов помогает компании пройти этап бюджетирования – определения объема инвестиций, который потребуют планы по повышению квалификации сотрудников.
Как составить план обучения исходя из потребностей команды
Определившись со стратегией развития сотрудников, приступите к приоритизации потребностей. Оцените важность и срочность запуска тех или иных программ обучения, например, исходя из дефицита критических навыков, требующихся для ежедневной работы. Затем установите, какие из групп сотрудников требуют обучения в первую очередь.
Конечно, потребуется сформулировать цели. Например, повысить квалификацию менеджеров, взаимодействующих с клиентами, или подготовить отдел логистики к работе в рамках нового законодательства.
С учетом этих целей, а также особенностей аудитории: занимаемых должностей и их типа, опыта, загруженности выберите подходящий формат. Для одних коллективов подойдут онлайн-тренинги или вебинары с возможностью прохождения тестов и другими игровыми механиками для лучшего усвоения материала. Для других – индивидуальные встречи с коучем или ментором, помогающие точечно решить стоящие перед сотрудником задачи и оперативно получить инструменты, которые уже завтра помогут вывести работу на новый уровень.
По итогам обучения оцените его эффективность, чтобы скорректировать программы для последующих потоков сотрудников. Проанализируйте достигают ли участники образовательных курсов, поставленных перед ними KPI, происходят ли качественные улучшения в их работе, изменяются ли другие значимые показатели и аспекты – это поможет понять, насколько полезной была программа повышения квалификации.
Почему программы повышения квалификации сотрудников не достигают результата
Иногда усилия, вложенные в развитие навыков и компетенций персонала, не окупаются – сотрудники не только не меняют поведения и не работают качественнее, но и испытывают раздражение в отношении курсов и тренингов, которые отвлекают от работы и важных производственных задач.
Отметим, что работа с персоналом критически значима для успеха образовательных мероприятий. Недостаток мотивации способен свести их эффективность к минимуму! Сотрудники должны видеть преимущества прохождения программ, понимать, как новые знания помогут лучше справляться с работой, быстрее и проще выполнять задачи. В этой же связи образовательные программы стоит связывать с возможностями продвижения по карьерной лестнице и профессиональными перспективами.
Кроме того, стремление к совершенствованию стоит пропагандировать на самом высоком уровне, демонстрируя поддержку программ повышения квалификации со стороны топ-менеджмента и собственников компании, подкрепляя это личным примером.
И, наконец, стремитесь использовать современные интерактивные методы обучения, которые учитывают порядок усвоения новой информации взрослыми, степень развития информационного общества и технологического развития.
Приглашайте в качестве сторонних провайдеров профессиональных тренеров и экспертов в социальных технологиях, которые помогут составить и провести программу, учитывающую потребности коллектива и сработающую во благо развития бизнеса.