Блог
04.08.2023

Как подготовиться к публичному выступлению: секреты профессионала

Как подготовиться к публичному выступлению: секреты профессионала

Многие знают, какими бывают публичные выступления: накануне спикера захватывает стресс, превращающийся в откровенный страх за пару минут до того, как предстоит выйти на публику. Конечно, в таком состоянии сложно быть убедительным и достойно представить свою точку зрения. Что уж тут говорить: об неумение выступать на публике разбивались многие блестящие карьеры! И это только подтверждает необходимость прокачки этого навыка – задача, требующая времени и сил, но вполне достижимая. Эксперт кафедры «PR и интегративные коммуникации», специалист с большим опытом работы в сфере коммуникаций Светлана Чумикова рассказала, как подготовиться к публичному выступлению и преодолеть страхи, а также поделилась собственным опытом, делающим ее взаимодействие с аудиторией особенным и обогащающим для всех участников процесса.

Что сделает публичное выступление удачным

Главный критерий удачного выступления – достижение целей коммуникатора, выражающееся в изменении состояния и поведения аудитории. Причем это должно осуществляться экологичным путем – без манипуляций и неэтичных приемов. Преуспеть в ораторском мастерстве поможет соблюдение следующих шести правил:

  1. Качественная подготовка – каким бы опытным ни был спикер, публичные выступления требуют предварительной работы, речь о которой в этой статье пойдет дальше.
  2. Соответствие выступления целям аудитории – понимание того, зачем эти люди собрались и что хотят услышать. Здесь также важно определить уровень подготовки аудитории, что позволит опираться на то, чем владеет аудитория и оправдать ее ожидания. Поэтому, готовясь к выступлению, не только собирайте материал, но и продумайте последовательность изложения. Не ограничивайтесь информационной функцией, постарайтесь удивить публику, сделав выступление креативным.
  3. Состояние спикера – играет роль не только внешний вид: прическа, образ, соответствующий контексту мероприятия, но и настроение, искренняя улыбка и энергетика. Поэтому накануне проведите вечер так, чтобы сконцентрировать в себе позитив, которым завтра вы поделитесь со слушателями. Настройка на аудиторию с позиции добра обязательна! Аудитория восприимчива к невербальной составляющей и будет чувствовать неискренность и разноголосицу внутреннего настроя и внешней подачи.
  4. Яркие и эффектные визуальные решения – сегодня презентация с сухим изложением тезисов не сработает, она должна быть интерактивной и подготовлена креативно. Уделите внимание подбору иллюстраций – не все воспринимают информацию только на слух, сильный визуальный ряд сработает на убеждение аудитории.
  5. Богатая речь – преуспевающих спикеров отличает способность использовать емкие выражения, выразительная речь и обширный словарный запас. Конечно, навык говорить красиво не нарабатывается в одночасье, а приходит с опытом. Увы, но блестящим оратором невозможно стать уже завтра, поэтому ищите возможности для практики. Уделите время наработке опыта, используйте все возможности выступить публично, и эти усилия окупятся в будущем.
  6. Дисциплинированность – опоздания недопустимы, лучше приехать заранее, чтобы проверить оборудование и презентацию. Временные затраты на эти действия стоит заложить в график.

Как подготовиться к публичному выступлению 

Подготовка речи или выступления, согласно классическому риторическому канону, состоит из пяти этапов:

  • Инвенция – планирование содержания, формулировка смысла и других составляющих частей.
  • Диспозиция – определение плана и последовательности изложения смысловых частей.
  • Элокуция – выбор средств языковой изобразительности и выразительности. Этот выбор будет зависеть от целевой аудитории, количества слушателей и особенностей площадки.
  • Меморио – продумывание и запоминание. Здесь рекомендуется представить, как будет проходить само выступление и, желательно, его отрепетировать.
  • Акцио – непосредственно выступление, которое сопровождается не только вербальными, но и невербальными способами выражения.

Из чего состоит публичное выступление:

  1. Вступительная часть, которая призвана заинтересовать и заинтриговать аудиторию, расположить ее к спикеру и привлечь внимание к теме. Это важно, когда оратор незнаком аудитории. Во введении также формулируется основной тезис – то, чему будет посвящено выступление. Если аудитория настроена положительно и обсуждаемый вопрос не вызывает полемики, озвучиваются тема и тезисы, которые предлагается рассмотреть – то, из чего будет состоять выступление (диспозиция). Так слушателям будет легче следить за ходом рассуждения.
  2. Основная часть, в рамках которой излагаются и раскрываются тезисы. Если это аргументирующая речь в пользу доказательств тезиса, то эта часть будет строиться на доводах и аргументах. Важно показать, как то, о чем идет речь, работает на практике, и привести примеры. Излагать аргументы стоит в той последовательности, в которой они будут на 100% убедительными и наглядными. А удачные примеры и подтверждающие факты позволят создать связь между тезисом и аргументами.
  3. Заключение закрепляет впечатление, формирует у слушателей четкий, яркий и запоминающийся вывод. Здесь стоит еще раз сформулировать тезис, озвученный изначально, и, возможно, привести самыйсильный аргумент.

Отдельно стоит сказать об аргументации. Как правило, фокусировка внимания аудитории достигает пика на первой и заключительной частях, поэтому делайте на них акцент. Начинающие спикеры часто сталкиваются со сложностями в определении правильной последовательности аргументов, которая послужит наилучшему достижению цели. Я рекомендую логические аргументы приводить в середине выступления, а завершать речь сильными и эмоциональными аргументами, которые с большей вероятностью запомнятся.

Помните о главном – теме публичного выступления и тайминге. Готовясь, отрепетируйте то, что будете говорить, удостоверьтесь, что успеваете изложить главную информацию и привести решающие аргументы. В противном случае не исключено, что время выйдет, а центральную мысль озвучить так и не удастся. Отдельно стоит сказать о последовательности изложения. Старайтесь излагать наиболее значимые аргументы в начале. Особенно это важно в ситуации, когда вы презентуете новый проект руководителю или представляете компанию потенциальному клиенту, и не знаете, сколько времени отведено на встречу. Если же продолжительность известна, то целесообразно начать и закончить сильными аргументами.

Готовьтесь к вопросам – начинающие спикеры часто боятся вопросов, а зря! Отсутствие вопросов говорит о том, что аудиторию не удалось зацепить. Рассматривайте реплики из зала как признак неравнодушия. Однако стоит продумать заранее и негативные сценарии, что поможет сделать понимание типологии вопросов:

  • Уточняющие вопросы – слушатель не понял реплику и хочет получить дополнительную информацию.
  • Дежурные вопросы, которые просто необходимо задать.
  • Провокационные вопросы, направленные на то, чтобы вывести спикера из равновесия и, возможно, подорвать его авторитет. Здесь спасут компетентность в профессиональной области и продвинутый уровень владения ораторским мастерством. Если же такой вопрос застал врасплох, прибегайте к чувству юмора – хорошую шутку аудитория всегда оценит.

Как преодолеть страх перед публичным выступлением 

Людей, которые испытывают дискомфорт накануне и во время выступлений, немало. Как правило, такое состояние появляется по причине неудачного опыта, имевшего место в прошлом. Чтобы преодолеть тревогу, рекомендую воспользоваться следующими приемами, которые помогут справиться со страхом публичных выступлений:

  1. Не бойтесь ошибиться и будьте естественны. Да, страх сковывает, но чем естественнее вы ведете себя перед аудиторией, тем больше будет  ее лояльность. Когда люди видят и чувствуют искренность, то прощают даже ошибки, как в речи (оговорки и запинки), так и технические: проблемы с запуском презентации, путаницу в слайдах. Если подобное произошло, остановитесь и извинитесь, пошутите и спокойно продолжайте дальше. Да, и вообще – смело пользуйтесь чувством юмора – оно помогает избежать казусов и легко преодолеть их последствия.
  2. Пытайтесь установить обратную связь  с аудиторией. При этом рекомендации слушателей воспринимайте не как критику, а как зону для роста. Не избегайте возникающих комментариев – начинающим спикерам крайне важно понимать оценку выступления со стороны.
  3. Анализируйте итоги выступлений. Делайте аудио- и видеозаписи, работа с которыми поможет оценить качество речи, а также обнаружить часто повторяющиеся ошибки, например, слова-паразиты, излишнюю жестикуляцию или шероховатости в интонации. Кроме того, это покажет и сильные стороны, понимание которых только укрепит уверенность.
  4. Практикуйтесь в публичных выступлениях. Используйте любые возможности, чтобы выступить с речью: поздравьте коллегу с днем рождения перед коллективом, проведите прямой эфир в социальных сетях, зарегистрируйтесь с докладом на конференцию. Чем чаще вы будете выступать и чем разнообразнее будет аудитория, тем быстрее удастся взять под контроль страх и обрести уверенность.
  5. Получайте удовольствие, выступая на публике! Конечно, на первых порах необходимость выступить будет вызывать преимущественно стресс, но с практикой появятся и приятные эмоции. Старайтесь находить позитив в каждом выходе на публику и тогда по мере роста уровня ораторского мастерства, вы начнете видеть все больше и больше плюсов, станете получать драйв и даже испытывать эйфорию.

Как оживить выступление 

После того как собрана содержательная часть публичного выступления, подобраны аргументы и определена их последовательность, подумайте над изюминками, которые сделают речь уникальной и привлекут внимание. Эти «фишки» можно будет использовать по ходу выступления, например, когда внимание аудитории ослабнет. Такие приемы, как вопросы, в том числе риторические, жесты или неожиданные паузы включат слушающих в совместную работу.

Не игнорируйте силу невербальных средств. Конечно, речь должна быть безукоризненной, а содержание выступления – представлять ценность для собравшихся, но воспринимают спикера и посредством зрительного канала. Поэтому используйте и невербальные средства общения. Жестикуляция и мимика помогают слушателям уловить информацию – тело получает сигналы мозга и трактует их быстрее, чем сознание и быстрее, чем словесные объяснения. Язык тела сделает речь доступнее для тех представителей аудитории, чьи каналы восприятия заточены на получение визуальных сигналов. Аналогичным образом сработает и перемещение по сцене.

Периодически обращайтесь к собравшимся в зале: «друзья», «коллеги», используйте и другие нестандартные формы, которые будут уместны для слушателей и вписываться в контекст мероприятия.

Избегайте монотонности, стараясь рассказывать интересно, делая акценты и играя с интонацией. При этом интонацию стоит выстраивать с пониманием пиков внимания аудитории. Убьет выступление и чтение речи с листа, ведь взгляд должен быть направлен в зал. И тут возникает вопрос: «Куда смотреть оратору, выступая перед большой аудиторией?». Как правило, взгляд курсируется налюдях, занимающих места в разных точках зала – так у слушателей возникает впечатление, что спикер общается с каждым из них. Конечно, допустимо время от времени заглянуть в тезисы, но делать это следует, не разрушая зрительного контакта.

Рекомендую также соблюдать баланс эмоционального и рационального. Излишняя эмоциональность воспринимается как несерьезность и даже некомпетентность, а чрезмерная рациональность способна привести к монотонности. Сделайте выступление увлекательным, но не забывайте при этом поддерживающие утверждение факты, статистику, иллюстрации. Помните, что речь сработает при соблюдении главного условия – глубокая экспертность в теме выступления. Сегодня ценится профессионализм, а не поверхностность.

Секреты мастерства 

Вся моя профессиональная деятельность и в PR, и в преподавании связана с публичными выступлениями. За годы практики у меня выработалось крайне серьезное отношение к вопросу подготовки. И неважно, речь идет об аудитории профессионалов или лекции для студентов. Всегда изучаю особенности и уровень подготовки людей, с которыми предстоит встретиться. При этом стараюсь демонстрировать экспертность и основываюсь на том, что аудитории уже известно, продумываю, чем могу ее и удивить.

Для подготовки содержательной части речи перерабатываю большое количество эмпирического материала и нахожу иллюстративные примеры. Стараюсь найти нестандартные решения, а не то, что используют остальные. И, конечно, важна презентация, роль которой – не просто дать дополнительную информацию, но и вовлечь слушателей. Всегда включаю в презентации интерактив и яркие визуальные решения.

Кстати, о вовлечении. За годы практики я пришла к тому, что крайне важно приглашать участников к диалогу, поэтому выступления строю в формате беседы. Получается это только если в зале доброжелательная атмосфера – такая, чтобы каждый чувствовал себя свободно и мог высказываться. Вообще, синергия спикера и аудитории действует обогащающе: спикер растет и получает наслаждение, общаясь с аудиторией, а аудитория заряжается от спикера энергией и эмоциями, а не только новыми знаниями.

Даже занятия в университете, где я в том числе преподаю риторику, строю по такому принципу – стараюсь максимально вовлечь студентов в процесс. На семинарах, посвященных отработке навыков публичных выступлений, создаю условия для того, чтобы каждый проявлял себя и становился сильнее как оратор. Когда выступает один человек – остальные используют приемы активного слушания и комментируют. Таким образом, мы постепенно развиваемся и растем, помогая друг другу.

Ну и, конечно, полагаюсь на личное обаяние – всегда прихожу в аудиторию с легким настроем, стараюсь нести радость и позитив людям, с которыми общаюсь. С таким подходом выступления заканчиваются взаимной благодарностью за радость и новые совместные открытия. Помните, выступление становится успешным, когда к интересной и содержательной речи добавляется заряд энергии спикера и возникает синергический эффект, обогащающий и выступающего, и аудиторию.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все