Как помочь ребенку быть успешным в цифровом мире

«Цифра» ассоциируется у современного человека не только с математикой. Новый цифровой мир захватил и взрослых, и детей. Особенно остро сложилась ситуация с использованием различных гаджетов (технических новинок — смартфонов, планшетов, ноутбуков, игровых консолей и др.) Сложно встретить ребенка, не умеющего держать смартфон в руках и не умеющего им пользоваться. Сегодня подросток в среднем тратит на «общение» с экранами около восьми часов в сутки. Как сделать так, чтобы дети полезно использовали свои цифровые навыки?

С одной стороны, гаджеты созданы служить человечеству благодаря возможностям, которые они нам открывают.

Плюсы для ребенка от использования гаджетов:

  1. Обучение и развлечение работают в паре: освоение разных навыков происходит в играх. В них ребенок тренирует память и внимание, развивает зрительное и слуховое восприятие, а также свои творческие способности.
  2. Помощь в образовании: с помощью гаджетов удобно читать книги, изучать иностранные языки и дополнительные материалы к школьной программе.
  3. Бескрайние возможности общения: например, ребенок не теряет связь с родителями, где бы он ни был, всегда может позвонить бабуле, быстро связаться с одноклассниками и друзьями, которые живут в других городах и странах.
  4. Освоение цифровых навыков, так необходимых в современной жизни.

Но, с другой стороны, гаджеты подчиняют человека себе, если не дозировать взаимодействие с ними, они могут вызывать зависимость, особенно у детей.

Минусы от использования гаджетов:

  1. Проблемы со здоровьем: в особенности, нарушение опорно-двигательного аппарата, ухудшение зрения.
  2. Эмоциональная и психологическая зависимость: ребенок теряет интерес к другим развлечениям, когда тратит слишком много времени на гаджеты. Если отнять у него любимое устройство, он может начать капризничать и нервничать.
  3. В Интернете ребенок может столкнуться с потенциально опасной информацией: материалы, содержащие ненормативную лексику, насилие, жесткость и т.д.
  4. Виртуальное общение мешает освоению ребенком коммуникационных навыков. Вместо реальных друзей у детей появляются виртуальные в компьютерных играх или в анонимных чатах.

Что же делать?

Все в ваших руках

Негативных эффектов от использования гаджетов можно избежать.

Не стоит отучать детей пользоваться гаджетами, их нужно учить правильно с ними жить. У ребенка должно появиться осознанное поведение при использовании гаджетов. Иными словами, нужно научить ребенка вести «цифровой ЗОЖ».

Однажды у Стива Джобса состоялся такой короткий диалог:

- Ваши дети, наверное, без ума от IPad?

- Нет, они им не пользуются. Мы ограничиваем время, которое дети тратят дома на новые технологии.

Смог Джобс, получится и у нас.

Вот некоторые рекомендации:

  1. Установите правила пользования гаджетами и оговорите их с ребенком, например: можно будет поиграть только после выполнения домашнего задания.
  2. Контролируйте время использования: оптимально пользоваться гаджетами не больше часа в день.
  3. Подавайте ребенку личный пример: не «зависайте» в смартфоне у него на глазах. Если родители будут проводить много времени за гаджетами, ребенок тоже потянется к ним. Когда ребенок подходит к вам с вопросом, постарайтесь отложить телефон и уделить ему время.
  4. Уберите от экранов детей до трех лет, позвольте им развиваться всесторонне. Ведь гаджеты «тренируют» только зрительное и слуховое восприятие ребенка.
  5. Оградите ребенка от нежелательной информации в Интернете: используйте программы «родительского контроля», расскажите ребенку, почему нельзя заходить на сомнительные сайты или переписываться с незнакомцами. Объясните риски распространения персональных данных, в том числе о членах семьи.
  6. Не действуйте только запретами. Предложите альтернативу гаджетам: развивайте интересы ребенка оффлайн: читайте книги, играйте в настольные игры, посещайте музеи, вместе учитесь рисовать, танцуйте и т. д.
  7. Занимайте детей, они не должны быть предоставлены сами себе, в том числе не забывайте нагружать их работой по дому.
  8. Не «заменяйте» себя гаджетами: общайтесь с ребенком, а не включайте мультики, когда находитесь в дороге или ждете свою очередь к врачу. Расскажите историю, поиграйте в «города», поделитесь мыслями или новостями.
  9. Используйте цифровые навыки во благо. Для детей разного возраста существует огромное количество приложений для развития внимания и концентрации. Приведем несколько примеров.

Букварио помогает дошкольникам запомнить буквы и звуки, развивает концентрацию внимания.

Память и внимание используется для тренировки зрительной памяти, концентрации и объема внимания у дошкольников.

Грамотей хорош для тренировки правил русского языка у школьников младших и средних классов.

Memorado содержит 600 разных уровней для улучшения памяти, концентрации и логики у подростков.


Рекомендуем почитать

  1. Дж. Пэлфри, У. Гассер. Дети цифровой эры.
  2. М. Шпитцер. Антимозг: цифровые технологии и мозг.
  3. М. Наместникова, В. Ялтонский. Выжить в цифровом мире для родителей. Иллюстрированные советы от «Лаборатории Касперского».

Новак Алексей
Топорова Инна
T&D Technologies

Еще в Ленте Смотреть все