Блог
23.10.2024

Использование сторителлинга в образовании: как сделать учебный процесс более увлекательным

Сегодня у учащихся и студентов есть выбор образовательных программ, при этом многие из них едва отличаются друг от друга. Поэтому тем, кто создает учебные курсы, важно формировать программы так, чтобы ученик не просто прошел один урок, но и после, решив получать новые знания, вернулся в конкретную школу. Люди, как правило, возвращаются туда, где учеба оказалась не только познавательной, но и отличалась увлекательной подачей информации. В этом поможет сторителлинг, он формирует такую учебную среду, в которую учащиеся хотят возвращаться.

Сторителлинг в контексте образования представляет собой методику, которая применяет для обучения увлекающий пересказ. Технику используют фрагментарно или же она красной нитью проходит через полный курс. Иначе говоря, это история, которая рассказывается поэтапно, развиваясь вместе с образовательной программой.

В новой статье Академии социальных технологий расскажем о применении сторителлинга в образовании.

Объяснение основных понятий и терминов сторителлинга

Классическая структура сторителлинга основывается на упрощенной схеме традиционного литературного произведения.

Она включает такие базовые понятия как:

  • Персонаж — герой, который преодолевает события и трансформируется в процессе хода повествования.
  • Контекст — обстоятельства, которые влияют на интерпретацию и восприятие рассказа.
  • Сюжет — структура повествования, включающая завязку, развитие, кульминацию и развязку. Сюжет выстраивают логичным и последовательным, чтобы аудитория легко следила, как развиваются события.
  • Экспозиция — начало повествования, в его рамках аудитория знакомится с персонажами.
  • Конфликт — столкновение интересов персонажей, приводящее к развитию. Конфликт бывает внутренним или внешним.
  • Кульминация — напряженный момент, когда конфликт находится на пике.
  • Развязка — финальная часть, где разрешаются проблемы персонажа.
  • Триггеры — элементы повествования, вызывающие у публики эмоциональный отклик. Внедрение в текст моментов, что будоражат и вызывают иные эмоции, привлекает и удерживает внимание людей.

Чтобы написать вовлекающий рассказ, стоит сосредоточиться на трех моментах:

  1. Выбор героя. Важно, чтобы герой вызывал у читателей эмпатию, а его проблемы казались публике близкими и понятными.
  2. Создание конфликта. Персонаж должен непременно сталкиваться с трудностями и неоднозначными ситуациями.
  3. Интересная развязка. Финал, как правило, подводит к какому-либо результату неважно положительному или отрицательному.

Чтобы сюжет лучше запомнился слушателям, создают яркие образы, а также закручивают сюжетную линию таким образом, чтобы держать публику в состоянии напряжения. Однако не стоит перегружать рассказ ненужными подробностями.

Сюжеты, персонажи и эмоции, как основные элементы истории

Главные составляющие успеха повествования — приковывающие внимание образы, развивающиеся течение событий, и передача сильных эмоций. Герои представляют собой проводников для публики, их характеры, преодолеваемые испытания, решения проблем, формируют сюжет. Конфликтные ситуации и способы их разрешения держат в напряжении и приковывают слушателей. В свою очередь, эмоции и навыки эмпатии помогают прочувствовать переживания героев и погрузиться в происходящее.

Рассмотрим принципы сторителлинга:

  • Уникальные персонажи. Это главные фигуры повествования, посредством которых аудитория воспринимает происходящее. Персонажи бывают главными героями, злодеями или наблюдателями. У них при описании подчеркивают особенности характера, слабости, мотивы. Яркие и запоминающиеся персонажи формируют интерес и сопереживание у читателей. Поэтому их описывают реалистично, чтобы люди видели в них собственные черты.
    Взаимодействие между участниками истории играет серьезную роль в развитии линии. Герои проходят через испытания и приключения, чтобы привлечь внимание читателей. Они сталкиваются с проблемами, разрешают конфликты, заводят новые знакомства. Важно наглядно представить, как герои влияют один на другого. Предстоит показать, как они развивают личностные качества, преодолевая препятствия, и как отвечают на вызовы, которые бросает жизнь.
  • Главный элемент. Конфликт — главный момент в повествовании, вызывающий напряжение и помогающий поддерживать внимание зрителей.
  • Роль вовлеченности через эмоции. Чем более сильные эмоции пробуждают герои и происходящее с ними, тем прочнее взаимосвязь между сюжетом и публикой.
  • Счастливый финал. На этом этапе герои находят решение проблемы или выход из конфликта, это точка, в которой сюжет достигает пика, после него жизнь не будет прежней. Как и они, аудитория стремится поменять собственную жизнь теми же методами.

Сторителлинг — не только техника рассказывания историй, но и результативный способ взаимодействия с учениками, который трогает умы и сердца людей. Сегодня, когда в потоке информации все стремятся выделяться, сторителлинг — действенный инструмент для того, чтобы быть услышанным. Поэтому его применяют в обучении.

Преимущества сторителлинга в образовании

Сторителлинг стоит рассматривать как педагогическую технологию, поскольку он представляет собой инструмент для достижения образовательных целей. Эта технология содействует усвоению материала, поскольку информация подается с глубоким смыслом, усиленным эмоциональным воздействием и прочными ассоциативными связями.

Благодаря этому методу у учеников в памяти с большим процентом вероятности откладываются факты и даты. Повествование помогает облечь смыслы в формат рассказа. Сюжет захватывает внимание, вызывает эмпатию к переживающим драматические события персонажам и показывает результаты выборов.

Преимущества сторителлинга в обучении включают:

  • легкое усвоение учебного материала;
  • развитие у учеников воображения, словарного запаса, логики и критического мышления;
  • способность к анализу;
  • преодоление страха публичных выступлений.

Применение сторителлинга помогает развивать у учащихся навыки общения и становится инструментом для систематизации мышления. Слушая истории, ученики приобретают новый опыт, учатся управлять собственными эмоциями и узнают новые способы разрешения конфликтов и проблем.

В образовательном процессе сторителлинг применяют для:

  • Объяснения сложных тем путем создания образов или метафор.
  • Построения урока на базе сюжета, где участники анализируют происходящее как кейс, изучают действия персонажей и параллельно усваивают информацию.
  • Создание курса на базе истории. В этом случае методист предлагает ученикам следить за событиями и приключениями в жизни героя на протяжении курса занятий.

При работе с повествованием преподавателю стоит ориентироваться на самого слабого ученика, чтобы гарантировать понимание материала остальными учащимися. Постоянное взаимодействие с аудиторией требуется для контроля учеников и студентов, выявления непонятных им моментов. Учителю рекомендуется персонализировать материал, поскольку это помогает усвоению сведений. Также хорошо, чтобы в классе царила непринужденная атмосфера.

Исследования и инновации в области использования сторителлинга для улучшения учебного процесса

Чтобы студенты усваивали озвучиваемые педагогами сведения, предстоит пробудить у них мотивацию и вовлечь в процесс. Поэтому метод сторителлинга приобретает популярность.

Исследование, проведенное весной 2023 года в Новосибирском госуниверситете экономики и управления, показало, что учащиеся положительно относятся к применению историй в обучении. Результаты опроса свидетельствуют о следующем:
• 78% студентов отметили повышение мотивации, считая повествование привлекательным и вовлекающим методом.
• 64% человек обозначили, что сторителлинг снижает формальность во взаимодействии между преподавателями и студентами. Таким образом создается дружелюбная атмосфера.
• 90% студентов подчеркнули, что подача материала в виде рассказа повышает их интерес к выполнению заданий.

Применение метода рассказывания историй помогает привлекать внимание учащихся и улучшать восприятие ими учебного материала. Преподаватели повысят эффект от занятий, если будут применять следующие инновационные приемы сторителлинга:

  • Первым делом, стоит выбирать истории, непосредственно связанные с изучаемым материалом. Это поможет учащимся в полной мере усвоить новую информацию.
  • Учителям стоит прорабатывать структуру текста, рассказ выстраивать так, чтобы он логично развивался. Такой подход помогает учащимся систематизировать услышанное.
  • Стоит внедрять интерактивные элементы. Рассказывая историю, педагогам надо задавать ученикам вопросы и побуждать их к дискуссии. Это содействует развитию коммуникативных навыков и тренирует выступления на публике.
  • Сторителлинг комбинируют с иными методиками, например, работой в группе или проектными заданиями. Это поможет на практике применить полученные знания.
  • Наконец, стоит тщательно выбирать материалы, применяемые для сторителлинга. Важно учитывать возраст, интересы, цели учеников.

Если посмотреть, как развивается сторителлинг, то понятно, что сегодня он проникает во все сферы жизни, от образования до бизнеса, и предлагает новые возможности. В преподавании он однозначно поможет обогатить занятия и выстроить уроки так, чтобы они стали более увлекательными.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все