Детское консультирование
Детское консультирование (с детьми от трех до 10 лет) это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на диагностику проблемы и осуществление комплекса мер, направленных на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей. Цель консультирования - решить проблему, возникающую у ребенка и (или) воспитывающего его взрослого посредством анализа сложившейся ситуации и восстановления благоприятного психологического климата в семье или коллективе.
Детское консультирование в большинстве случаев напрямую связано с семейным консультированием. Как правило, к консультанту обращаются родители ребенка или взрослые, замещающие их (опекуны, родители приемных и патронатных семей, воспитатели детских учреждений), в случаях, когда проблемы личности или поведения ребенка не удается решить на уровне семьи или воспитательного/образовательного учреждения.
Консультирование по проблемам, связанными с детьми, значительно отличается от консультирования взрослых людей. При консультировании взрослых эксперт имеет дело со сложившейся личностью, переживающей те или иные трудности, в детском же возрасте личность еще не сформирована, а ее проблемы, как правило, выявляют и транслируют взрослые. Кроме того, если во взрослом возрасте наличие патологий, как правило, диагностируется, то в детском возрасте в большинстве случаев выявить патологии сложнее. Понятие «психическое здоровье» относится к уже сложившейся личности, поэтому в отличии от взрослого консультирования, работая с проблемами детей, эксперт в той или иной мере осуществляет и психокоррекционные мероприятия.
В детском консультировании различают консультирование детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. С какими же проблемами можно обратиться к эксперту?
Для детей дошкольного возраста поводом обращения к специалисту могут быть:
- трудности установления нормальных взаимоотношений с ребенком-первенцем до 2-3 лет (чрезмерная активность ребенка, либо наоборот, пассивность, апатичность, недостатки языкового развития, проблемы когнитивного развития и др.);
- в семье, где есть дети различных возрастов, между ними не складываются нормальные взаимоотношения;
- разногласия между супругами по методам воспитания;
- нежелание ребенка-дошкольника идти в детский сад или школу;
- проблемы, связанные с ранним обучением и развитием ребенка;
- проблемы, связанные с подготовкой ребенка к школе.
Для выявления реальных проблем ребенка, кроме беседы с родителями, потребуется использование психодиагностических методов, соответствующих возрасту ребенка. Очень эффективно, например, применение методов рисования. Именно рисунок может рассказать о состоянии маленького человека, его способности отражать картину мира, свои переживания. Эффективно использование разнообразных игровых практик, а также методов сказкопрофилактики и сказкотерапии.
Для детей младшего школьного возраста поводом обращения за консультацией могут стать следующие проблемы:
- плохая успеваемость,
- несамостоятельность ребенка,
- нарушение взаимоотношений со сверстниками и учителями,
- жалобы на плохой характер ребенка, плохое поведение (непослушание, ложь, воровство, конфликтность) и т.д.
Причины плохой успеваемости могут быть объективными и субъективными. К объективным причинам относятся отсутствие у ребенка способности овладевать знаниями из-за психифизиологических проблем, недостаток развития познавательных функций (внимание, память, мышление), неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, плохие материальные условия. К субъективным причинам плохой успеваемости можно отнести недостаточное развитие познавательной активности родителей, несформированность у ребенка установки на учебу и др.
В каждом из указанных случаев эксперты Академии социальных технологий (психологи, психотерапевты, тьюторы и др.) проведут диагностику проблем и предложат самые эффективные методы их решения.