Тренинги для первых лиц

 

— Что из себя представляют тренинги для «первых лиц»? В чем их отличие от «массовых» тренингов?

А.Б.: Разновидности тренингов для «первых лиц», с которыми приходится встречаться чаще всего, можно объединить следующим образом:

Групповые тренинги для ТОПов, директоров, президентов и иже с ними. Похоже на «массовые» тренинги, однако есть нюансы. Кроме общих тем (маркетинг, стратегическое планирование, управление финансами, управление проектами и т.п.) часто темы формулируются «узко» — под задачу, стоящую перед компанией. Например, «Схемы выстраивания службы маркетинга в IT-компании» и т.п.

Индивидуальные VIP-тренинги, по формату работы с теоретической базой напоминают консультирование, но все-таки с использованием тренинговых технологий в части практических заданий.

Коучинг «первых лиц» компаний. Относительно новое (испорченное модой) направление, связанное с «ведением» клиента по программе индивидуального сопровождения. Само сопровождение может решать самые разные задачи, стоящие перед «первым лицом», начиная от психологических моментов до широкого спектра бизнес-вопросов.

Отличие данных направлений от «массовых» (больше хочется назвать их классическими, традиционными) тренингов в том, что по результатам обучения Заказчик хочет получить готовый продукт (или черновик продукта). Это может быть часть стратегического плана, например, в виде группы стратегических целей, или внятно сформулированной миссии и ценностей компании и т.п. Таким образом, формат тренинга уже совмещается с разработческими сессиями, креативными собраниями. «Массовые» тренинги скорее сосредоточены на только передаче технологий, отработке групп навыков.

Еще одна особенность работы с «первыми лицами» в том, что требуется высокий уровень экспертности, масса практических примеров по конкретному или разным бизнесам. В связи с этим тренер приглашает к сотрудничеству экспертов (практиков бизнеса, преподавателей и др.).

«Первые лица» в большинстве случаев сильно мотивированы на достижение результата, более аналитичны и практичны.

Ю.С.: Первые лица компаний требуют от тренера высокого уровня экспертности в обсуждаемых вопросах, неординарности подхода к теме (даже если тема нова и наличествуют только базовые навыки у обучающихся), и умения работать с первыми величинами корпораций на равных, но без панибратства. Немаловажно также владение навыками Тайм-менеджмента. Совместить рабочие графики неимоверно загруженных людей (как заказчика, так и тренера) — это сложнейшее искусство. Естественно много значит классность тренера, его вес на рынке вообще и его попадание в ожидания заказчика (та самая харизма).

Я не стану рассматривать вариант группового тренинга для ТОПов, здесь мало, что еще можно добавить к вышесказанному, а вот так называемый VIP тренинг * требует от тренера умения разъять умения на составляющие блоки. Чаще всего руководители бизнеса не имеют возможности сразу отдать на тренинг два дня, поэтому приходится делить занятия на небольшие блоки, например по 2-4 академических часа. Все, кто хоть немного понимают в технологии обучения взрослых — знают насколько сложно делить неделимое. При этом это должен быть не просто полноценный тренинг, а высоко эффективный.

* Примечание: VIP тренинг — это дорогое удовольствие для лидеров компаний, стремящихся перейти на новый уровень, добиться новых высот. Разорвать привычный круг помогают супер профессиональные тренеры, чаще — команда тренеров. (Бывает, что и четверо на одного).

— Какие разновидности подобных тренингов наиболее популярны?

А.Б.: Первая и третья группы. А по темам: в первую очередь «Стратегическое планирование» в самых разнообразных вариациях, а также «Разные подходы к управлению», «Как эффективно общаться с представителями СМИ», «Творчество и нестандартные технологии при решении бизнес-задач».

Ю.С.: Если мы говорим о группе первых лиц, то это все, что касается навыков управления персоналом и бизнесом. Чаще это даже не тренинг, а разработческая сессия, своеобразная мастерская, результатом которой могут быть черновики стратегического плана, например. VIP тренинг — предполагает набор тем связанных с личной эффективностью руководителя: умение общаться с журналистами (Медиа-Тренинг), аудиторией (Публичные выступления и ораторское искусство), личной притягательностью для подчиненных (та самая Харизма и Навыки Лидера), построение и трансляция имиджа (Образ первого лица компании), креативность и решение проблем. Вероятно, читателю уже понятно, что подобные услуги заказывает не только бизнес среда, речь идет о лицах определенного социального статуса, а это и политика и шоу-бизнес и т.п. VIP тренинг — не заканчивается после основного интенсива, как правило затем следует продолжительное сопровождение клиента консультантами. Срок может определяться временем работы клиента в определенной должности или сфере.

— По возможности — несколько примеров максимально экзотических тренингов?

А.Б.: В моей практике экзотики практически не было (смотря что под этим понимать). От своих коллег я слышал пример из коучинга одного руководителя крупной фирмы в Питере, похожий на легенду. Проблемой руководителя в один момент стало распределение приоритетов между несколькими важными вопросами в бизнесе, коллективе и личной жизни. Помогая решить эти вопросы, коуч поступил радикально: выслушав запрос, он этой же ночью вывез человека за город (дело было в теплое время года). В удалении от людей коуч очертил на песке большой круг, посадил туда своего подопечного, оставив ему воды и, кажется, еды. После этого он сказал ему: «Через три дня выходи из круга». А потом человек сам с собой решал проблемы в этом круге, а коуч наблюдал за ним в отдалении. По рассказам — результат был фантастический!

Ю.С.: Выше я уже очертил круг тем, которые в международной практике считаются основными для заказчика VIP тренинга, но российский опыт преподносит сюрпризы. В связи с тем, что уровень бизнес-образования (язык сопротивляется назвать его академическим) оставляет желать лучшего, общей практикой становятся VIP тренинги по Стратегическому Маркетингу, например. Мало того, эти скажем прямо, недешевые программы компании заказывают для лиц, не являющихся первыми. Например, сегодня у нас есть заказ на тренинг и дальнейшее сопровождение спичрайтера первого лица крупного банка и арт-директора IT компании.

— Возможна ли разработка тренинга «под заказ» — или Вы предлагаете только уже готовые программы?

А.Б.: Технология проста: мы предлагаем готовые программы, на основе которых (и не только на их основе) всегда выстраиваем индивидуальную программу.

Ю.С.: VIP тренинг — это всегда индивидуальная работа. Дальше эти готовые и реализованные программы мы используем как материал для переговоров.

— Насколько подобные тренинги востребованы в России?

А.Б.: Они всегда были востребованы. А вот тематика меняется по мере роста рынка, компаний и изменений в стране. И сейчас их заказывается больше, однако соотношение с тренингами для линейных менеджеров и фронт-персонала все равно в пользу последних (и очень сильное).

Ю.С.: Спрос есть, есть и необходимость в подобных продуктах. Мало предложений хорошего качества, и плохо развит рынок обучения вообще.

— Какие компании заказывают подобные услуги? Какими клиентами Вы гордитесь больше всего?

А.Б.: Думаю, ответ на поверхности. Чаще всего заказы идут от компаний с «молодым» составом; компаний с быстро растущим бизнесом; компаний с культурой постоянного обучения. Можно сортировать их по направлениям бизнеса, отраслям, размерам, психотипам руководителей. Одним словом — они разные. Гордость вызывают не клиенты (их имена упоминаются только в маркетинговых целях), а результаты, которых достигаешь (или не достигаешь) вместе с ними.

Ю.С.: Полностью поддерживаю ответ Александра Белова. Хотя у меня есть опыт VIP тренинга — для владелицы бизнеса в Португалии.

— Каков процент частных клиентов (иначе говоря, руководителей, проходящих подобные тренинги по своей инициативе, в свободное от работы время)?

А.Б.: Не высокий относительно не руководителей. Но эта информация, на мой взгляд не пища для анализа и выводов.

Ю.С.: Боюсь, что точных данных на рынке нет. И пока их конечно меньше, чем продавцов, обучающихся за счет работодателя.

— Насколько велика польза от подобных тренингов? Можно ли в столь короткие сроки чему-нибудь научить тех, кто уже многого достиг?

А.Б.: Еще раз повторюсь, что «первые лица» как раз и ориентируются на пользу в виде конкретного продукта после тренинга. Задача обучения достаточно узкая, практико- и продуктоориентированная.

Ю.С.: Все зависит от классности тренера. Научить можно, сможет ли клиент научиться? По моему опыту, первые лица отличаются тем, что могут многое приобрести и за несколько минут.

— В чем преимущество тренингов перед другими формами обучения, к примеру, программами МБА?

А.Б.: Мне кажется, что нет основания для сравнения. У каждого вида обучения есть свои преимущества и ограничения. По этому поводу много написано. Сам факт востребованности и растущего интереса и к тем и другим формам есть показатель полезности.

Ю.С.: Мы не зря работаем с Сашей Беловым в паре. Подпишусь под каждым его словом. Только некоторые нюансы раскрою.

В Москве примерно 26 точек предлагают MBA. Есть информация, что некоторые просто торгуют дипломами. Эта ситуация исключена в тренинге. Первые лица обычно даже не думают о сертификате, от тренера им нужен результат, а не бумажка. Даже если с вами работает бригада тренеров, то вы все равно через несколько минут поймете их квалификацию.

В больших программах MBA изредка встречаются преподаватели реально знающие и понимающие бизнес изнутри. Пока, к сожалению, не больше одного — двух толковых на курс. Следовательно, чтобы попасть к ним, вы оплатите работу десятка бывших преподавателей философии и истории, в лучшем случае или марксизма-ленинизма (сознательно не с большой буквы) в основной массе. Может быть это причина того, что многие действительно от MBA ждут только строки в резюме и диплома на стену?

Тренинг вообще хорошо дополняет любые программы обучения, давая реальные навыки и возможность тренировки их применения, а VIP тренинг — это уже на грани Консалтинга и Коучинга.

— Встречаются ли среди слушателей те, кто остался недоволен тренингом? Чем они мотивируют свое недовольство?

А.Б.: Конечно, есть и недовольные. Причиной недовольства могут стать многие факторы: некачественная подготовка обучения, плохая личная работа тренера или консультанта, не достижение результатов обучения (т.е. то самое отсутствие «продукта» на выходе). Бывает, что сам заказчик (команда или руководитель) не готов к обучению, изменениям, откровенности, графику работы и т.д. Но в любом случае ответственность за эти проблемы прямо или косвенно на исполнителе заказа.

Ю.С.: В VIP тренинге — у меня нет такого опыта.

— Насколько часто топ-менеджерам и руководителям есть смысл принимать участие в тренингах?

А.Б.: Как только возникает вопрос, решение которого не под силу в индивидуальном порядке (нехватка времени, методик и т.п.), сразу возникает заказ на обучение. Многие тренеры скажут, что участники тренингов часто говорят после тренинга: «Нет предела совершенству».

Ю.С.: Обычный график для групповых занятий, не реже чем раз в квартал. VIP тренинг — как только есть потребность повысить свою эффективность, статус, публичность. Далее всегда. Опыт западных коллег показывает, что личный тренер по фитнесу или Йоге — появляется только на первых шагах по лестнице успеха. У всех первых лиц солидного предприятия должен быть свой личный бизнес-тренер, консультант.

Еще в Ленте Смотреть все