Танатотерапия

Танатотерапия является, прежде всего, психотерапевтическим методом воздействия на весь круг проблем человека и затрагивает все виды телесности - индивидуальное тело, семью, организацию и государство как тело(2). В ее основе - целительные биологические реакции, позволяющие устанавливать энергетический баланс в теле человека. Танатотерапия (от  греч. thanatos смерть и therapia - уход, забота, лечение) - область установления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти (1). Утрата культуры т.н. правильного, естественного умирания и смерти (5), выражающейся к подготовке к смерти при жизни, ясном понимании наличия процессов умирания и смерти в каждодневных жизненных актах, отсутствие примеров такой смерти в настоящий момент - сформировало образ смерти-монстра, мучительной агонии. Даже слово смерть превратилось в табу.

В повседневной жизни человек ежедневно сталкивается с различными аналогами процесса умирания и смерти.

Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело и последнее становится объектом/предметом. В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).

Сон как смерть. Наилучшим образом это прослежено в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал/а». Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение). Механизм целительности сновидений аналогичен механизму целительности танатотерапии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных  («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот,-  отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокированию и гармонизации.

Любое окончание, завершение как смерть. Это и deadline приема заявок на конференции и симпозиумы, и слова песни «расставанье - маленькая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через смерть, что смягчает, устраняет временной разрыв (8,10).

Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «маленькая смерть». В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти - при сепарации души и тела) сопровождается страхом потери собственного Я/Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный механизм «заземления» энергии чувств).

Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти (Р.Моуди, С.Гроф, Э.Кюблер-Росс).

Танатотерапия, в отличие от имитационных практик ,- моделирует процесс правильного, естественного умирания. Каждый телесный прием  охватывает целую область работы с телом человека и оформляется через своеобразный принцип. Так, область «Телесной гомеопатии» через соответствующий прием оформляется принципом «минимальные по силе и амплитуде воздействия имеют результатом максимальные по силе чувства и переживания» и т.д. Применение базовых приемов танатотерапии возможно как индивидуально, так и группой подготовленных танатотерапевтов и также включает работу с дыханием (вдох - это жизнь, выдох - смерть), отдельными частями тела (нижняя челюсть, глаза, шея, подошвы ног), являющимися ключевыми в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др. Танатотерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психотерапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами/чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаимоотношениями (паховая область), опорами (ноги).

В ходе сеанса тело лежащего на спине человека в первый раз по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются (9). Тело в итоге максимально «заземляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («заземление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.

Особый интерес представляют описания «путешествий» лицами, проходивших сеансы танатотерапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть - выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др. (4,6,7,12,14,15,16). В настоящее время ведется работа по когнитивному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления этими путешествиями (танатотерапевтический Internet).

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Танатотерапия оказывает мощное релаксационное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека.

Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые результаты и в области медицины, при лечении: пациенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохондроза позвоночника (А.Гайваненко ,Одесса), депрессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Кишиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова,Москва), при работе со страхами и со страхом смерти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишиневская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).

            ЛИТЕРАТУРА.

  1. Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энциклопедический словарь. Инфра-М. (в печати)
  2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр.13-20.
  3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. Сб. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.1991. Стр.54-61.
  4. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.- 246 с.    
  5. О.Павел Флоренский. Человек умирает только раз в жизни/ «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915.
  6. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок.- Мн.: Харвест, 1998.- 656с 
  7. Стивен Левин. Кто умирает? - К.: «София», Ltd. 1996.- 352с.
  8. Талалаж Я., Талалаж С. Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.
  9. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г.
  10. Доктор Баскаков лечит смертью. Газета «Сегодня», 7 апреля 1998г.
  11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.- 831с.
  12. A New Age Handbook on Death and Dying/ DeVorss & Company, 1982  
  13. Baskakov V. Body Magic./ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17 
  14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else /The Dawn Horse Press, 1991
  15. Kubler-Ross, E. On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd., 1969 
  16. Moody, R.A. Life After Life, Atlanta, Ga: Mockingbird Books, 1975
Еще в Ленте Смотреть все